Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Десмургия, повязки на голову
методическая разработка практического занятия для преподавателя
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья
Часть 3 Сестринское дело в хирургии
специальность
34.02.01 Сестринское дело
Выполнила: преподаватель хирургии
Рюмина Светлана Николаевна
Сатка
2021
Учебно-методическое пособие для обучающихся медицинских техникумов и
колледжей разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Содержание
Пояснительная записка............................................................... | 3 |
Цели занятия..................................................................................... | 4 |
Требования, предъявляемые к студентам..................................... | 5 |
Формируемые компетенции............................................................... | 6 |
Тип занятия, место проведения, продолжительность, оснащение занятия.......................................................................................................... | 8 |
Методы и методические приемы...................................................... | 8 |
Междисциплинарные связи............................................................... | 8 |
Хронологическая карта занятия....................................................... | 9 |
Этапы планирования занятия........................................................... | 10 |
Список использованных источников.............................................. | 13 |
Приложения................................................................................. | 14 |
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия доклинической практики по теме «Десмургия, повязки на голову» создана с целью обеспечения учебно - методической документацией образовательного процесса по реализации программы подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01.Сестринское дело, а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по формированию умений у обучающихся по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, выполнена на основе рабочей программы ПМ.02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Часть 3 Сестринское дело в хирургии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что без знания основ десмургии невозможно осуществить уход за пациентом любой категории. Имея четкое представление о свойствах перевязочных материалов, медсестра всегда сможет их правильно применить. Медсестра любой специальности, особенно хирургическая, должна владеть техникой наложения мягких повязок. Повязки являются незаменимыми в лечении больных и повреждениями, в периоперативном периоде.
Медицинские сестры должны ориентироваться в теме «Десмургия», обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы даже в экстремальной ситуации суметь наложить правильную и красивую повязку, выполняя свои обязанности. проблема кровотечения была и остаётся важным разделом неотложной хирургии, так как кровопотеря является одной из главных причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования профессиональных компетенций.
Цели занятия
Дидактические:
систематизировать знания, умения учащихся по теме «Десмургия, повязки на голову»;
отработать и закрепить навыки, умения наложения повязок на голову;
проверить степень усвоения знаний, умений учащихся по теме практического занятия
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности;
способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод.
3. Воспитательные:
стремиться к воспитанию чувства уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрцательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;
стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, за результаты учебного труда, понимания значимости профессии, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда; содействовать профессиональному самоопределению.
Требования, предъявляемые к студентам (знать, уметь, иметь представление)
После изучения темы « Десмургия, повязки на голову» обучающиеся должы знать:
современные виды перевязочного материала, используемые при наложении мягких и твердых повязок;
понятие о десмургии и её задачах;
понятие о повязке и перевязке;
основные виды повязок;
правила бинтования;
общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения;
критерии правильно наложенной повязки;
техники наложения мягких повязок на голову;
проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.
должны уметь: наложить мягкие повязки на голову:
шапочка Гиппократа
Чепец
уздечка
повязка на один и оба глаза
повязка на область одного уха и сосцевидного отростка (неапоитанская) и на оба уха
восьмиобразная повязка на область затылка и заднюю поверхность шеи
косыночная
пращевидная
правильно фиксировать и снимать мягкие повязки;
оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения.
Формируемые компетенции
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
| |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Тип занятия – практическое учебное занятие по формированию умений и способов деятельности
Место проведения – кабинет доклинической практики ГБОУ «Саткинский медицинский техникум»
Продолжительность занятия – 180 минут
Оснащение занятия: методические разработкидля студентов по теме «Десмургия», плакаты по теме: «Повязки на голову», бинты, стерильные салфетки, косынки, тесты, памятки, алгоритмы манипуляций, перчатки, растворы антисептиков, дезинфицирующие средства, контейнеры для дезинфекции, ручка шариковая, лист бумаги, ноутбук, проектор.
Методы и методические приемы – проблемный, частично-поисковый, инструктаж и самостоятельная работа.
Междисциплинарные и межмодульные связи
Обеспечивающие УД/МДК | Обеспечиваемые УД/МДК |
ОП 02. Анатомия и физиология; УД « Безопасная жизнедеятельность» ОП 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией; ОП 06. Основы микробиологии и иммунологии; ОП 07.Фармакология. | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля ПМ.04; ПМ.07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»; МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья. ПМ 02. Лечебная деятельность. ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помо | и при еотложных и экстр мальных состояниях. |
Хронологическая карта занятия:
Организационный момент 5 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства 5 мин.
Контроль исходного уровня знаний 10 минут( терминологический диктант)
Инструктаж к выполнению практической работы 10 минут
Демонстрация приемов наложения повязок на голову 20 минут.
Самостоятельная работа студентов – отработка навыков наложения повязок на голову, работа парами 110 минут.
Контроль конечного уровня знаний.(Приложение № 2) 15 минут
Подведение итогов занятия 10 минут
Сообщение домашнего задания 5 минут
Этапы планирования занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Цели | Время |
1.Организационный момент | Приветствие. Внешний вид.Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих | Отвечает староста подгруппы | Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата | 5 мин. |
2. Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия. | Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов | Слушают, записывают тему в дневнике | Мотивация деятельности студентов | 5 мин. |
3. Контроль исходного уровня знаний Терминологический диктант/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок.(Приложение 1) | Инструктирует студентов, задает вопросы, корректирует ответы студентов. | Отвечают на вопросы преподавателя письменно, участвуют в обсуждении.Проводят оценку своих ответов (%). | Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций | 10 мин. |
4. Инструктаж к выполнению практической работы | Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями в методическом пособии. | Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации | Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение | 10 мин. |
5. Демонстрация техник наложения повязок на голову. | Преподаватель показывает на статистах способы наложения повязок на голову. | Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.Задают вопросы. | Познакомить студентов с алгоритмам выполнения манипуляций по технике наложения повязок на голову. | 15 мин. |
6.Выполнение практической работы | Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима | Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем.Работают парами. | Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации Осознание студентами значимости полученных результатов. Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы. | 110 мин |
7. Контроль и коррекция знаний и умений. (Приложение № 3). | Решение клинических задач.Определение степени овладения практическими навыками. | Студенты решают ситуационные задачи, определяют вид повязки необходимый по ситуации. | Систематизировать знания по теме.Научиться быстро и правильно принимать решения в условиях, близких к реальным. Прочувствовать ответственность медработника при фиксации перевязочного материала на голове. | 15 мин. |
8. Подведение итогов занятия | Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля. | Стимуляция практической деятельности, поощрение активных учащихся. | Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы. | 10 мин. |
9. Сообщение домашнего задания | Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Основы трансфузиологии», дает рекомендации по подготовке к занятию. | Слушают, записывают. | Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания. | 5 мин. |
Список использованных источников
Основная литература:
1.Сестринский уход в хирургии : учебник.– 2е изд., испр. и доп. / З. В. Дмитриева, А. И. Теплова.– Санкт Петербург : Спец Лит, 2019. – 407 с. : ил. ISBN 9785299008180
2.Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стецюк В.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434611.html
3.Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018
4.Лекционный материал.
Дополнительная литература:
1. Сестринская помощь при патологии опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434130.html
2. Организация специализированного сестринского ухода [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Ю. Корягина и др.; под ред. З. Е. Сопиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431979.html
3.Сестринская помощь при заболеваниях мочевыводящей системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421628.html
4. Барыкина Н.В.,Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии» Р/Д «Феникс». Практикум. 2016г.
5. Богоявленский В.Ф. , Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Спб.; Гиппократ , 1995г
6. Дмитриева З.В. , Кошелев А.А. , Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. Частная хирургия. Спб.; Паритет. 2002 г.
Приложения
Приложение 1
Вопросы терминологического диктанта с ответами
Наука о повязках это...Десмургия.
Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение проникновения микробов в рану, организм в целом это ...Асептика.
Метод, обеспечивающий гибель всех микроорганизмов, включая споровые формы это .... Стерилизация.
Выход крови из кровеносного русла– это ......Кровотечение.
Скопление крови в полости сустава это .....Гемартроз.
Скопление крови в тканях это .... Гематома.
Обратимая и намеренно вызванная потеря болевой чувствительности в определенной части тела называют ..... Местное обезболивание.
Лечебно-диагностическая процедура, включающая: снятие старой повязки, выполнение профилактических, диагностических, лечебных мероприятий в ране и наложение новой повязки... – Перевязка.
Комплекс лечебных и диагностических мероприятий, направленных на защиту пациента от операционной травмы – это ....Анестезиологическое пособие.
Раздел медицины, изучающий болезни и травмы, для лечения которых применяется оперативное вмешательство – это ...Хирургия.
Приложение 2
Карта самостоятельной работы студентов на занятии:
Этапы работы | Способы выполнения | Вопросы контроля |
1.Работа с методическими пособиями 2. Отработка манипуляций по теме занятия. Наложение повязок: шапочка Гиппократа Чепец уздечка повязка на один и оба глаза повязка на область одного уха и сосцевидного отростка (неапоитанская) и на оба уха восьмиобразная повязка на область затылка и заднюю поверхность шеи косыночная пращевидная 3.Решение ситуационных задач, этико-деонтологических задач. | 1.Изучают пособия, записывают алгоритм выполнения задания 2. Выполняют манипуляции по теме занятия. Работа малыми группами по 2-3 человека (выполняют наложение повязок друг на друге), при необходимости обращаются за помощью. 3.Студенты работают парами, самостоятельно на манекене, имитируя профессиональную деятельность. | 1.Что такое Десмургия? 2.Что такое повязка? 3.Что такое перевязка? 4.Правила наложения бинтовых повязок. 5.Цель наложения повязок? 6.На какие части тела накладывают пращевидную повязку? 7.Перечислите возможные осложнения при наложении повязок. |
Приложение 3
Ситуационные задачи
по теме «Десмургия, повязка на голову»
Задача № 1
У пациента на задней поверхности шеи карбункул. Под в/в наркозом карбункул вскрыт, удалены некротические ткани.
1.Какую повязку следует наложить?
2.Наложить повязку.
Задача №2
При ремонте сарая пострадавший упал с крыши, ударился головой о землю. Отмечается легкая заторможенность; в теменной области кровоточащая рана.
1.Какую повязку следует наложить?
2.Наложить повязку.
Задача №3
Во время работы на токарном станке без защитных очков мужчина почувствовал внезапную боль и жжение в правом глазу. Офтальмолог в поликлинике удалил инородное тело с белочной оболочки и назначил лечение, а медсестре поручил наложить повязку на правый глаз .
1.Повязку какого типа следует наложить?
2.Наложить повязку.
Задача №4
При лечении зубов пациент очень широко раскрыл рот и почувствовал сильную боль в области нижней челюсти; рот полузакрытый. Врач на месте произвел вправление нижней челюсти под местным обезболиванием, а медсестре поручил наложить повязку для фиксации нижней челюсти .
1.Какая повязка фиксирует нижнюю челюсть?
2.Наложить повязку.
Задача №5
Больная 60 лет прооперирована в плановом порядке по поводу катаракты обоих глаз. Медсестре поручено наложить повязку.
Какую повязку следует наложить?
Наложить повязку.
Задача №6
Пациентке 26 лет была выполнена пластическая операция по поводу исправления формы носа. Медсестре поручено наложить повязку, с целью фиксации перевязочного материала в области носа.
Какого типа повязку необходимо наложить?
Наложить повязку.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание №1
Крестообразная повязка на шею.
Выполнение повязки по алгоритму:
Повязка крестообразная на затылок
Показания:
Последовательность действий:
Закрепляющие туры вокруг головы.
Затем бинт ведут выше и сзади левого уха на затылок и шею.
Далее бинт обходит шею справа и спереди.
Выходит на затылок слева снизу и перекрещивает предыдущий ход бинта.
Идет вверх через темя и затылок на лоб.
Совершив, таким образом, несколько 8-образных оборотов, перекрывая каждый предыдущий тур на 2/3 ширины, удается закрыть рану в лобной и затылочной области. Закрепляющий тур вокруг головы.
Примечание.
При необходимости закрыть шею к крестообразной повязке добавляют несколько циркулярных туров вокруг шеи.
Задание № 2
Повязка на голову типа «Чепец»
Выполнение повязки по алгоритму:
Повязка «Чепец»
Показания:
накладывается для удержания стерильной салфетки на ране или при нагноительных процессах в области свода черепа – теменная область.
Оснащение:
почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцет, отрезок узкого бинта длинной 70 см, бинт стандартный, шириной 7-10 см, ножницы.
П
оследовательность действий:
встать лицом к пациенту;
закрыть рану стерильной салфеткой, пользуясь пинцетом;
уложить приготовленный отрезок узкого бинта длинной 70 см на темени в идее ленты, так, чтобы его концы спускались вниз впереди ушных раковин;
попросить пациента или помощника удерживать их натянутыми и слегка разведенными в стороны;
сделать 2 закрепляющих циркулярных тура вокруг головы через лоб и затылок;
следующий тур идет вокруг отрезка бинта, удерживаемого пациентом и направляется по затылочной области на противоположную сторону к другому концу бинта;
обернув тур вокруг противоположного бинта-завязки вернуться по лобно-теменной области к первоначальному отрезку бинта-завязки и повторить все действия, постепенно приближая каждый тур к центру головы, пока повязка не закроет всю теменную часть;
оставшийся конец бинта обернуть и завязать вокруг любого конца бинта-завязки и связать под подбородком с противоположной завязкой. Остатки бинта срезать ножницами.
Задание №3
Монокулярная повязка на правый глаз
Выполнение повязки по алгоритму:
Повязка на один глаз (монокулярная)
Показания: накладывается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.
Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, ножницы.
П
оследовательность действий:
Закрепляющий тур бинта вокруг головы захватывает лобные и затылочные бугры.
Сзади бинт опускаем вниз и ведем под мочкой уха с больной стороны через щеку вверх, закрывая этим ходом больной глаз.
Затем циркулярный ход вокруг головы.
И так чередуя 2-3 хода.
Повязка - на глаз; б - на оба глаза
Задание №4
Пращевидная повязка на подбородок
Выполнение повязки по алгоритму:
Пращевидная повязка
Праща – полоска ткани или бинта, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на голове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.
Оснащение:
почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом.
полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.
для фиксации повязок на лбу или затылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.
ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»
Последовательность действий:
приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;
встать лицом к пациенту;
закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;
пращу наложить на салфетку в поперечном направлении, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.
Варианты наложения.
Задание №5
1.Бинокулярная повязка на оба глаза
2.Выполнение повязки по алгоритму
Повязка на оба глаза (бинокулярная)
Показания: накладывается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.
Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, ножницы.
Последовательность действий:
Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.
Из-за мочки уха на лоб.
Закрепляющий циркулярный ход вокруг головы.
Со лба под мочку уха на затылок.
Чередуя ходы, закрепляют повязку вокруг головы.
Задание №6
1.Пращевидная повязка на нос
2.Выполнение повязки по алгоритму.
Пращевидная повязка
Праща – полоска ткани или бинта, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на голове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.
Оснащение:
почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом.
полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.
для фиксации повязок на лбу или затылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.
ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»
Последовательность действий:
приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;
встать лицом к пациенту;
закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;
пращу наложить на салфетку в поперечном направлении, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.
Варианты наложения.
Приложение 4
Методические рекомендации студентам
Уважаемые студенты, запишите в тетрадь определения –
Десмургия (гр. Desmos – связь, повязка; ergon –действие) – учение, руководство к наложению повязок, т.е. наука о повязках.
В работе фельдшера и медицинской сестры чрезвычайно важно знать и уметь правильно наложить повязки на различные части тела.
Повязка – способ закрепления перевязочного материала на поверхности тела.
Перевязка – лечебно-диагностическая процедура, замена повязки включающая:
снятие старой повязки,
выполнение профилактических, диагностических, лечебных мероприятий в ране;
наложение новой повязки.
В зависимости от применяемого материала повязки делятся на 2 группы: мягкие и твердые.
К мягким повязкам относятся: клеевые, косыночные, бинтовые.
К твердым повязкам относятся: гипсовые, крахмальные, пластмассовые, шины (транспортные, лечебные).
Цели, с которыми накладываются повязки:
Защитные повязки (защищают рану от высыхания, загрязнения, инфицирования, травмирования);
Лекарственные повязки (удержание лекарственных веществ);
Давящие повязки (чаще применяют для остановки кровотечения);
Окклюзионные повязки (герметично закрывающие сообщение полости с атмосферным воздухом)
Иммобилизационные повязки, создающие необходимую неподвижность;
Корригирующие – исправляющие неправильное положение какой-либо части тела;
Повязки с вытяжением – создают постоянное вытяжение в нужном направлении какой-либо части тела.
Основные виды перевязочного материала:
марля,
вата,
суровое полотно из хлопковой пряжи (косыночная повязка),
прорезиненная ткань (окклюзионная повязка),
гипс,
транспортные и специальные шины.
Классификации повязок:
1. От вида перевязочного материала различают:
повязки из марли (бинтовые, безбинтовые);
повязки из тканей (косынка, одежда);
гипсовые повязки;
шинные повязки (транспортные и лечебные шины);
специальные повязки (цинк-желатиновая повязка Унна).
2.Виды повязок по их назначению:
Классификация повязок по назначению
Вид повязки | Функция |
1. Защитная (асептическая). | Профилактика вторичного инфицирования раны. |
2. Лекарственная. | Обеспечение постоянного доступа лекарственного вещества к ране. |
3. Компрессная (разновидность лекарственной). | Длительное воздействие на ткани лекарственного вещества. |
4. Давящая (гемостатическая). | Остановка кровотечения |
5. Иммобилизирующая. | Обездвиживание конечности или ее сегмента. |
6. Повязка вытяжением. | Вытяжение костных отломков. |
7. Коррегирующая. | Устранение деформации. |
8. Окклюзионная. | Герметизация раны. |
3. Виды повязок по способу фиксации перевязочного материала делятся на две группы: безбинтовые и бинтовые.
Безбинтовые повязки:
Бинтовые повязки:
циркулярная;
спиральная;
ползучая;
крестообразная (восьмиобразная);
черепичная (сходящаяся, расходящаяся);
колосовидная;
Дезо;
поддерживающая на молочную железу;
на голову — шапочка Гиппократа, чепец, моно- и бинокулярная.
БИНТОВЫЕ ПОВЯЗКИ
Повязки из бинта — самые распространенные, так как они просты, надежны, особенно при повреждениях на подвижных частях (область суставов), не вызывает аллергических реакций, легко модифицируются, позволяют усилить давление.
Используются бинты трех размеров:
узкий (ширина 3-7 см, длина 5 м);
средний (ширина 10-12 см, длина 5 м);
широкий (ширина 14-16 см, длина 7 м).
Узкие бинты употребляются при :перевязках пальцев кисти и стопы;
Средние — головы, шеи, кисти, предплечья, стопы и голени;
Широкие — грудной клетки, молочной железы, плеча, бедра.
Правильно наложенная повязка должна удовлетворять следующим требованиям:
закрывать больной участок тела;
не нарушать лимфа – и кровообращения;
не мешать больному;
иметь опрятный вид;
прочно держаться на теле.
Правила наложения бинтовых повязок
Пациента укладывают или усаживают в зависимости от общего состояния так, чтобы бинтуемая часть тела была неподвижна и доступна бинтованию.
Бинтуемой области тела должно быть придано такое положение, в каком она будет находиться после наложения повязки.
Во время перевязки разговаривать с пациентом и до наложения повязки объяснить ее назначение (привлечение пациента к содружеству, контроль состояния).
Пациент должен находиться в удобном положении.
Перевязываемая часть тела (конечности) должна быть неподвижной. Создать упор: например, при повязке на голень пациента усадить, а стопу поместить на табурет, подставку.
Бинтуемой конечности придать функционально выгодное положение (средне- физиологическое).
Для верхней конечности: плечо приведено, свободно свисает вниз, ротировано кнутри; в локтевом суставе — сгибание 90° и среднее положение между пронацией и супинацией; кисть в положении тыльного сгибания на 10-15°; пальцы полусогнуты, I палец противопоставлен остальным.
Для нижней конечности: в тазобедренном и коленном суставе — разгибание 180°; в голеностопном — сгибание 90°.
Бинтуемый участок должен находится на уровне груди бинтующего.
При бинтование бинтующий должен стоять лицом к пациенту, чтобы иметь возможность наблюдать за ним.
Бинтование, как правило, производят от периферии к центру (снизу вверх) и слева направо, против хода часовой стрелки (за исключением некоторых специальных повязок на правую половину туловища).
Бинтование всегда нужно начинать с 2-3 закрепляющих ходов бинта.
Каждый последующий оборот бинта должен наполовину прикрывать предыдущий.
Бинт нужно раскатывать по бинтуемой поверхности, не отрываясь от нее.
Бинтование следует производить обеими руками: одной – раскатывать головку бинта, а другой – расправлять ходы бинта, чтобы не было складок.
Бинт нужно равномерно натягивать, чтобы его ходы не смещались и не отставали от бинтуемой поверхности.
При наложении повязки на части тела, имеющей форму конуса (бедро, голень, предплечье), для лучшего прилежания повязки необходимо через каждый 1-2 оборота бинта перегибать его.
Закончить повязку там, где начинали (по возможности).
В конце повязки бинт следует закрепить.
Не следует:
Завязывать концы бинта над раной.
Завязывать на рабочей поверхности.
Завязывать на трущейся поверхности.
Завязывать на опорной поверхности (подошве стопы).
Ошибки при наложении бинта
Слишком тугое наложение бинта нарушает кровообращение, лимфоток и иннервацию.
Слишком слабая повязка соскальзывает.
Повязка не достигает нужной цели.
Инструкция по выполнению (техника наложения) повязок
на голову
1. Повязка «чепец»
Показания:
накладывается для удержания стерильной салфетки на ране или при нагноительных процессах в области свода черепа – теменная область.
Оснащение:
почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцет, отрезок узкого бинта длинной 70 см, бинт стандартный, шириной 7-10 см, ножницы.
П
оследовательность действий:
встать лицом к пациенту;
закрыть рану стерильной салфеткой, пользуясь пинцетом;
уложить приготовленный отрезок узкого бинта длинной 70 см на темени в идее ленты, так, чтобы его концы спускались вниз впереди ушных раковин;
попросить пациента или помощника удерживать их натянутыми и слегка разведенными в стороны;
сделать 2 закрепляющих циркулярных тура вокруг головы через лоб и затылок;
следующий тур идет вокруг отрезка бинта, удерживаемого пациентом и направляется по затылочной области на противоположную сторону к другому концу бинта;
обернув тур вокруг противоположного бинта-завязки вернуться по лобно-теменной области к первоначальному отрезку бинта-завязки и повторить все действия, постепенно приближая каждый тур к центру головы, пока повязка не закроет всю теменную часть;
оставшийся конец бинта обернуть и завязать вокруг любого конца бинта-завязки и связать под подбородком с противоположной завязкой. Остатки бинта срезать ножницами.
2. Повязка «ШАПКА ГИППОКРАТА»
Показания:
при ранениях и ожогах головы,
для остановки кровотечения и фиксации перевязочного материала.
Последовательность действий:
Закрепляющий тур бинта шириной 10 см провести вокруг лба и затылка.
Затем спереди сделать перегиб и вести бинт выше закрепляющего хода до затылка.
Сделать перегиб на затылке и вести бинт с другой стороны.
Четвертый тур бинта вокруг головы.
В таком порядке накладывают остальные ходы бинта, пока вся волосистая часть головы не будет полностью закрыта.
3. Повязка «УЗДЕЧКА»
Показания:
повреждения лица, подбородочной области и волосистой части головы.
Последовательность действий:
Первый тур закрепляющий, циркулярный вокруг головы через лобные и затылочные бугры.
Через затылок к подбородку.
Вверх через подбородок к темени.
Вниз к подбородку.
К темени.
Через подбородок вокруг головы.
Закрепляют вокруг головы.
4. Повязка крестообразная на затылок
Показания:
Последовательность действий:
Закрепляющие туры вокруг головы.
Затем бинт ведут выше и сзади левого уха на затылок и шею.
Далее бинт обходит шею справа и спереди.
Выходит на затылок слева снизу и перекрещивает предыдущий ход бинта.
Идет вверх через темя и затылок на лоб.
Совершив, таким образом, несколько 8-образных оборотов, перекрывая каждый предыдущий тур на 2/3 ширины, удается закрыть рану в лобной и затылочной области. Закрепляющий тур вокруг головы.
Примечание.
При необходимости закрыть шею к крестообразной повязке добавляют несколько циркулярных туров вокруг шеи.
5. Пращевидная повязка
Праща – полоска ткани или бинта, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на голове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.
Оснащение:
почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом.
полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.
для фиксации повязок на лбу или затылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.
ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»
Последовательность действий:
приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;
встать лицом к пациенту;
закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;
пращу наложить на салфетку в поперечном направлении, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.
Варианты наложения.
6. Повязка на один глаз (монокулярная)
Показания: накладывается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.
Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, ножницы.
П
оследовательность действий:
Закрепляющий тур бинта вокруг головы захватывает лобные и затылочные бугры.
Сзади бинт опускаем вниз и ведем под мочкой уха с больной стороны через щеку вверх, закрывая этим ходом больной глаз.
Затем циркулярный ход вокруг головы.
И так чередуя 2-3 хода.
Повязка - на глаз; б - на оба глаза
7. Повязка на оба глаза (бинокулярная)
Показания: накладывается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.
Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, ножницы.
Последовательность действий:
Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.
Из-за мочки уха на лоб.
Закрепляющий циркулярный ход вокруг головы.
Со лба под мочку уха на затылок.
Чередуя ходы, закрепляют повязку вокруг головы.
8. Повязка на одно ухо
Последовательность действий:
Циркулярный закрепляющий ход бинта через лобную и затылочную области головы до поврежденного уха.
Последующие туры в области раны уха, расходясь веером, стекаются все ниже и ниже до уровня шеи, постепенно прикрывая ухо.
На остальном протяжении туры бинта сохраняют свои круговые ходы.
9.Повязка на оба уха
Последовательность действий:
Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.
Второй тур, спускаясь, прикрывает левое ухо и далее через шею и затылок до правого уха, прикрывая его, поднимается на лоб.
Циркулярный закрывающий ход бинта вокруг головы.
Следующий тур бинта повторяет ход второго до тех пор, пока не будут закрыты оба уха и сосцевидные отростки, чередуясь с циркулярным.
Повязку завершают наложением нескольких циркулярных туров.
Домашнее задание.
Уважаемые студенты! Самостоятельно повторите технику наложения повязок на голову дома. При затруднении выполнения манипуляций просмотрите предложенные видео.
https://youtu.be/b9C8zowOlX4 –повязка «Чепец»
https://youtu.be/9oQPbFr6HIw –повязка на оба глаза (бинокулярная)
https://youtu.be/jlXsnc8kBt8 – повязка на один глаз (монокулярная)
https://youtu.be/U21r4B30H6U – повязка на затылок (крестообразная)
https://youtu.be/VOQelgzM9OI – повязка Уздечка
https://youtu.be/4LB5uoZI7zs – пращевидная повязка
https://youtu.be/tP3O27l6s8E – Десмургия ( классификация повязок по технике наложения,
https://youtu.be/_9Gl-FIWwkU – пращевидная повязка
35