СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Десмургия, повязки на голову методическая разработка практического занятия для преподавателя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Десмургия, повязки на голову методическая разработка практического занятия для преподавателя»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»











 Десмургия, повязки на голову



методическая разработка практического занятия для преподавателя

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Часть 3 Сестринское дело в хирургии

специальность

34.02.01 Сестринское дело





Выполнила: преподаватель хирургии

Рюмина Светлана Николаевна



Сатка

2021



Учебно-методическое пособие для обучающихся медицинских техникумов и

колледжей разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного

образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело



















Содержание


Пояснительная записка...............................................................

3

Цели занятия.....................................................................................

4

Требования, предъявляемые к студентам.....................................

5

Формируемые компетенции...............................................................

6

Тип занятия, место проведения, продолжительность, оснащение занятия..........................................................................................................


8

Методы и методические приемы......................................................

8

Междисциплинарные связи...............................................................

8

Хронологическая карта занятия.......................................................

9

Этапы планирования занятия...........................................................

10

Список использованных источников..............................................

13

Приложения.................................................................................


14



















Пояснительная записка


Методическая разработка учебного занятия доклинической практики по теме «Десмургия, повязки на голову» создана с целью обеспечения учебно - методической документацией образовательного процесса по реализации программы подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01.Сестринское дело, а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по формированию умений у обучающихся по данной теме.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, выполнена на основе рабочей программы ПМ.02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Часть 3 Сестринское дело в хирургии.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что без знания основ десмургии невозможно осуществить уход за пациентом любой категории. Имея четкое представление о свойствах перевязочных материалов, медсестра всегда сможет их правильно применить. Медсестра любой специальности, особенно хирургическая, должна владеть техникой наложения мягких повязок. Повязки являются незаменимыми в лечении больных и повреждениями, в периоперативном периоде.

Медицинские сестры должны ориентироваться в теме «Десмургия», обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы даже в экстремальной ситуации суметь наложить правильную и красивую повязку, выполняя свои обязанности. проблема кровотечения была и остаётся важным разделом неотложной хирургии, так как кровопотеря является одной из главных причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования профессиональных компетенций.

Цели занятия


  1. Дидактические:

  • систематизировать знания, умения учащихся по теме «Десмургия, повязки на голову»;

  • отработать и закрепить навыки, умения наложения повязок на голову;

  • проверить степень усвоения знаний, умений учащихся по теме практического занятия

  1. Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности;

  • способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод.

3. Воспитательные:

  • стремиться к воспитанию чувства уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрцательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;

  • стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, за результаты учебного труда, понимания значимости профессии, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда; содействовать профессиональному самоопределению.














Требования, предъявляемые к студентам (знать, уметь, иметь представление)

После изучения темы « Десмургия, повязки на голову» обучающиеся должы знать:

  • современные виды перевязочного материала, используемые при наложении мягких и твердых повязок;

  • понятие о десмургии и её задачах;

  • понятие о повязке и перевязке;

  • основные виды повязок;

  • правила бинтования;

  • общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения;

  • критерии правильно наложенной повязки;

  • техники наложения мягких повязок на голову;

  • проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.

должны уметь: наложить мягкие повязки на голову:

  • шапочка Гиппократа

  • Чепец

  • уздечка

  • повязка на один и оба глаза

  • повязка на область одного уха и сосцевидного отростка (неапоитанская) и на оба уха

  • восьмиобразная повязка на область затылка и заднюю поверхность шеи

  • косыночная

  • пращевидная

  • правильно фиксировать и снимать мягкие повязки;

  • оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения.

Формируемые компетенции

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8

Оказывать паллиативную помощь.


ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.




















Тип занятия – практическое учебное занятие по формированию умений и способов деятельности

Место проведения – кабинет доклинической практики ГБОУ «Саткинский медицинский техникум»

Продолжительность занятия – 180 минут

Оснащение занятия: методические разработкидля студентов по теме «Десмургия», плакаты по теме: «Повязки на голову», бинты, стерильные салфетки, косынки, тесты, памятки, алгоритмы манипуляций, перчатки, растворы антисептиков, дезинфицирующие средства, контейнеры для дезинфекции, ручка шариковая, лист бумаги, ноутбук, проектор.

Методы и методические приемы – проблемный, частично-поисковый, инструктаж и самостоятельная работа.

Междисциплинарные и межмодульные связи

Обеспечивающие УД/МДК

Обеспечиваемые УД/МДК

ОП 02. Анатомия и физиология;

УД « Безопасная жизнедеятельность»

ОП 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП 06. Основы микробиологии и иммунологии;

ОП 07.Фармакология.

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

пациентов хирургического профиля

ПМ.04; ПМ.07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»;

МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья.

ПМ 02. Лечебная деятельность.

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помо

и при

еотложных и экстр

мальных состояниях.





Хронологическая карта занятия:

  1. Организационный момент 5 минуты

  2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства 5 мин.

  3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут( терминологический диктант)

  4. Инструктаж к выполнению практической работы 10 минут

  5. Демонстрация приемов наложения повязок на голову 20 минут.

  6. Самостоятельная работа студентов – отработка навыков наложения повязок на голову, работа парами 110 минут.

  7. Контроль конечного уровня знаний.(Приложение № 2) 15 минут

  8. Подведение итогов занятия 10 минут

  9. Сообщение домашнего задания 5 минут















Этапы планирования занятия

Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Цели

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид.Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


5 мин.

2. Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в дневнике

Мотивация деятельности студентов

5 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Терминологический диктант/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок.(Приложение 1)

Инструктирует

студентов, задает

вопросы, корректирует

ответы студентов.

Отвечают на

вопросы

преподавателя письменно,

участвуют в

обсуждении.Проводят оценку своих ответов (%).

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


10 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями в методическом пособии.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение

10 мин.

5. Демонстрация техник наложения повязок на голову.

Преподаватель показывает на статистах способы наложения повязок на голову.

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмам выполнения манипуляций по технике наложения повязок на голову.

15 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем.Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студентами значимости полученных результатов.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.

110 мин

7. Контроль и коррекция знаний и умений.

(Приложение № 3).

Решение клинических задач.Определение степени овладения практическими навыками.



Студенты решают ситуационные задачи, определяют вид повязки необходимый по ситуации.

Систематизировать знания по теме.Научиться быстро и правильно принимать решения в условиях, близких к реальным. Прочувствовать ответственность медработника при фиксации перевязочного материала на голове.

15 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

Стимуляция практической деятельности, поощрение активных учащихся.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.

10 мин.

9. Сообщение домашнего задания

Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Основы трансфузиологии», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Слушают, записывают.

Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.

5 мин.































Список использованных источников

Основная литература:

1.Сестринский уход в хирургии : учебник.– 2е изд., испр. и доп. / З. В. Дмитриева, А. И. Теплова.– Санкт Петербург : Спец Лит, 2019. – 407 с. : ил. ISBN 9785299008180

2.Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стецюк В.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434611.html

3.Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

4.Лекционный материал.


Дополнительная литература:

1. Сестринская помощь при патологии опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434130.html

2. Организация специализированного сестринского ухода [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Ю. Корягина и др.; под ред. З. Е. Сопиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431979.html

3.Сестринская помощь при заболеваниях мочевыводящей системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421628.html

4. Барыкина Н.В.,Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии» Р/Д «Феникс». Практикум. 2016г.

5. Богоявленский В.Ф. , Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Спб.; Гиппократ , 1995г

6. Дмитриева З.В. , Кошелев А.А. , Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. Частная хирургия. Спб.; Паритет. 2002 г.











Приложения

Приложение 1

Вопросы терминологического диктанта с ответами

  1. Наука о повязках это...Десмургия.

  2. Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение проникновения микробов в рану, организм в целом это ...Асептика.

  3. Метод, обеспечивающий гибель всех микроорганизмов, включая споровые формы это .... Стерилизация.

  4. Выход крови из кровеносного русла– это ......Кровотечение.

  5. Скопление крови в полости сустава это .....Гемартроз.

  6. Скопление крови в тканях это .... Гематома.

  7. Обратимая и намеренно вызванная потеря болевой чувствительности в определенной части тела называют ..... Местное обезболивание.

  8. Лечебно-диагностическая процедура, включающая: снятие старой повязки, выполнение профилактических, диагностических, лечебных мероприятий в ране и наложение новой повязки... – Перевязка.

  9. Комплекс лечебных и диагностических мероприятий, направленных на защиту пациента от операционной травмы – это ....Анестезиологическое пособие.

  10. Раздел медицины, изучающий болезни и травмы, для лечения которых применяется оперативное вмешательство – это ...Хирургия.







Приложение 2

Карта самостоятельной работы студентов на занятии:


Этапы работы


Способы выполнения

Вопросы контроля

1.Работа с методическими пособиями

2. Отработка манипуляций по теме занятия. Наложение повязок: 

  • шапочка Гиппократа

  • Чепец

  • уздечка

  • повязка на один и оба глаза

  • повязка на область одного уха и сосцевидного отростка (неапоитанская) и на оба уха

  • восьмиобразная повязка на область затылка и заднюю поверхность шеи

  • косыночная

  • пращевидная

3.Решение ситуационных задач, этико-деонтологических

задач.

1.Изучают пособия, записывают алгоритм выполнения задания

2. Выполняют манипуляции по теме занятия.

Работа малыми группами

по 2-3 человека (выполняют наложение повязок друг на друге),

при необходимости обращаются за помощью.










3.Студенты работают парами, самостоятельно на манекене, имитируя профессиональную деятельность.

1.Что такое Десмургия?

2.Что такое повязка?

3.Что такое перевязка?

4.Правила наложения бинтовых повязок.

5.Цель наложения повязок?

6.На какие части тела накладывают пращевидную повязку?

7.Перечислите возможные осложнения при наложении повязок.


Приложение 3

Ситуационные задачи

по теме «Десмургия, повязка на голову»

Задача № 1

У пациента на задней поверхности шеи карбункул. Под в/в наркозом карбункул вскрыт, удалены некротические ткани.



1.Какую повязку следует наложить?

2.Наложить повязку.



Задача №2

При ремонте сарая пострадавший упал с крыши, ударился головой о землю. Отмечается легкая заторможенность; в теменной области кровоточащая рана.

1.Какую повязку следует наложить?

2.Наложить повязку.



Задача №3

Во время работы на токарном станке без защитных очков мужчина почувствовал внезапную боль и жжение в правом глазу. Офтальмолог в поликлинике удалил инородное тело с белочной оболочки и назначил лечение, а медсестре поручил наложить повязку на правый глаз .

1.Повязку какого типа следует наложить?

2.Наложить повязку.



Задача №4

При лечении зубов пациент очень широко раскрыл рот и почувствовал сильную боль в области нижней челюсти; рот полузакрытый. Врач на месте произвел вправление нижней челюсти под местным обезболиванием, а медсестре поручил наложить повязку для фиксации нижней челюсти .

1.Какая повязка фиксирует нижнюю челюсть?

2.Наложить повязку.



Задача №5

Больная 60 лет прооперирована в плановом порядке по поводу катаракты обоих глаз. Медсестре поручено наложить повязку.

  1. Какую повязку следует наложить?

  2. Наложить повязку.



Задача №6

Пациентке 26 лет была выполнена пластическая операция по поводу исправления формы носа. Медсестре поручено наложить повязку, с целью фиксации перевязочного материала в области носа.

  1. Какого типа повязку необходимо наложить?

  2. Наложить повязку.






ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание №1

  1. Крестообразная повязка на шею.

  2. Выполнение повязки по алгоритму:

Повязка крестообразная на затылок


Показания:

  • фиксации перевязочного материала на шее и затылке.


Последовательность действий:


  1. Закрепляющие туры вокруг головы.

  2. Затем бинт ведут выше и сзади левого уха на затылок и шею.

  3. Далее бинт обходит шею справа и спереди.

  4. Выходит на затылок слева снизу и перекре­щивает предыдущий ход бинта.

  5. Идет вверх через темя и затылок на лоб.

  6. Совершив, таким образом, несколько 8-образных оборотов, перекрывая каждый преды­дущий тур на 2/3 ширины, удается закрыть рану в лобной и затылочной области. Закрепляющий тур вокруг головы.


Примечание.


При необходимости закрыть шею к крестообразной повязке добавляют несколько циркулярных туров вокруг шеи.





Задание № 2

  1. Повязка на голову типа «Чепец»

  2. Выполнение повязки по алгоритму:



Повязка «Чепец»

Показания:

  • накладывается для удержания стерильной салфетки на ране или при нагноительных процессах в области свода черепа – теменная область.

Оснащение:

почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцет, отрезок узкого бинта длинной 70 см, бинт стандартный, шириной 7-10 см, ножницы.

П оследовательность действий:



  1. встать лицом к пациенту;

  2. закрыть рану стерильной салфеткой, пользуясь пинцетом;

  3. уложить приготовленный отрезок узкого бинта длинной 70 см на темени в идее ленты, так, чтобы его концы спускались вниз впереди ушных раковин;

  4. попросить пациента или помощника удерживать их натянутыми и слегка разведенными в стороны;

  5. сделать 2 закрепляющих циркулярных тура вокруг головы через лоб и затылок;

  6. следующий тур идет вокруг отрезка бинта, удерживаемого пациентом и направляется по затылочной области на противоположную сторону к другому концу бинта;

  7. обернув тур вокруг противоположного бинта-завязки вернуться по лобно-теменной области к первоначальному отрезку бинта-завязки и повторить все действия, постепенно приближая каждый тур к центру головы, пока повязка не закроет всю теменную часть;

  8. оставшийся конец бинта обернуть и завязать вокруг любого конца бинта-завязки и связать под подбородком с противоположной завязкой. Остатки бинта срезать ножницами.



Задание №3

  1. Монокулярная повязка на правый глаз

  2. Выполнение повязки по алгоритму:



Повязка на один глаз (монокулярная)


Показания: наклады­вается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.

Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфет­кой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, нож­ницы.

П оследовательность действий:


  1. Закрепляющий тур бинта во­круг головы захватывает лобные и за­тылочные бугры.

  2. Сзади бинт опускаем вниз и ве­дем под мочкой уха с больной стороны через щеку вверх, закрывая этим ходом больной глаз.

  3. Затем циркулярный ход вокруг головы.

  4. И так чередуя 2-3 хода.

Повязка - на глаз; б - на оба глаза



Задание №4

  1. Пращевидная повязка на подбородок

  2. Выполнение повязки по алгоритму:



Пращевидная повязка

Праща – полоска ткани или бин­та, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на го­лове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.


Оснащение:

  • почкообразный тазик со стерильной сал­феткой, пинцетом.

  • полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.

  • для фиксации повязок на лбу или за­тылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.

  • ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»


Последовательность действий:

  1. приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;

  2. встать лицом к пациенту;

  3. закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;

  4. пращу наложить на салфетку в поперечном направле­нии, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.


Варианты наложения.







Задание №5

1.Бинокулярная повязка на оба глаза

2.Выполнение повязки по алгоритму

Повязка на оба глаза (бинокулярная)


Показания: наклады­вается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.

Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфет­кой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, нож­ницы.

Последовательность действий:

  1. Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.

  2. Из-за мочки уха на лоб.

  3. Закрепляющий циркулярный ход вокруг головы.

  4. Со лба под мочку уха на затылок.

  5. Чередуя ходы, закрепляют повязку вокруг головы.



Задание №6

1.Пращевидная повязка на нос

2.Выполнение повязки по алгоритму.



Пращевидная повязка

Праща – полоска ткани или бин­та, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на го­лове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.


Оснащение:

  • почкообразный тазик со стерильной сал­феткой, пинцетом.

  • полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.

  • для фиксации повязок на лбу или за­тылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.

  • ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»


Последовательность действий:

  1. приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;

  2. встать лицом к пациенту;

  3. закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;

  4. пращу наложить на салфетку в поперечном направле­нии, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.


Варианты наложения.





Приложение 4

Методические рекомендации студентам

Уважаемые студенты, запишите в тетрадь определения –

  • десмургия;

  • повязка;

  • перевязка;

  • классификацию повязок;

  • правила наложения повязок.

Десмургия (гр. Desmos – связь, повязка; ergon –действие) – учение, руководство к наложению повязок, т.е. наука о повязках.

В работе фельдшера и медицинской сестры чрезвычайно важно знать и уметь правильно наложить повязки на различные части тела.



Повязка – способ закрепления перевязочного материала на поверхности тела.

Перевязка – лечебно-диагностическая процедура, замена повязки включающая:

  1. снятие старой повязки,

  2. выполнение профилактических, диагностических, лечебных мероприятий в ране;

  3. наложение новой повязки.

В зависимости от применяемого материала повязки делятся на 2 группы: мягкие и твердые.

К мягким повязкам относятся: клеевые, косыночные, бинтовые.

К твердым повязкам относятся: гипсовые, крахмальные, пластмассовые, шины (транспортные, лечебные).


Цели, с которыми накладываются повязки:

  1. Защитные повязки (защищают рану от высыхания, загрязнения, инфицирования, травмирования);

  2. Лекарственные повязки (удержание лекарственных веществ);

  3. Давящие повязки (чаще применяют для остановки кровотечения);

  4. Окклюзионные повязки (герметично закрывающие сообщение полости с атмосферным воздухом)

  5. Иммобилизационные повязки, создающие необходимую неподвижность;

  6. Корригирующие – исправляющие неправильное положение какой-либо части тела;

  7. Повязки с вытяжением – создают постоянное вытяжение в нужном направлении какой-либо части тела.


Основные виды перевязочного материала:

  • марля,

  • вата,

  • суровое полотно из хлопковой пряжи (косыночная повязка),

  • прорезиненная ткань (окклюзионная повязка),

  • гипс,

  • транспортные и специальные шины.

Классификации повязок:

1. От вида перевязочного материала различают:

  • повязки из марли (бинтовые, безбинтовые);

  • повязки из тканей (косынка, одежда);

  • гипсовые повязки;

  • шинные повязки (транспортные и лечебные шины);

  • специальные повязки (цинк-желатиновая повязка Унна).


2.Виды повязок по их назначению:

Классификация повязок по назначению


Вид повязки

Функция

1. Защитная (асептическая).

Профилактика вторичного инфицирования раны.

2. Лекарственная.

Обеспечение постоянного доступа

лекарственного вещества к ране.

3. Компрессная (разновидность

лекарственной).

Длительное воздействие на ткани

лекарственного вещества.

4. Давящая (гемостатическая).


Остановка кровотечения

5. Иммобилизирующая.

Обездвиживание конечности или

ее сегмента.

6. Повязка вытяжением.


Вытяжение костных отломков.

7. Коррегирующая.


Устранение деформации.

8. Окклюзионная.

Герметизация раны.






















3. Виды повязок по способу фиксации перевязочного ма­териала делятся на две группы: безбинтовые и бинтовые.


Безбинтовые повязки:

  • клеевая;

  • лейкопластырная;

  • косыночная;

  • пращевидная;

  • Т-образная;

  • трубчатый эластичный бинт.


Бинтовые повязки:

  • циркулярная;

  • спиральная;

  • ползучая;

  • крестообразная (восьмиобразная);

  • черепичная (сходящаяся, расходящаяся);

  • колосовидная;

  • Дезо;

  • поддерживающая на молочную железу;

  • на голову — шапочка Гиппократа, чепец, моно- и бино­кулярная.





БИНТОВЫЕ ПОВЯЗКИ


Повязки из бинта — самые распространенные, так как они просты, надежны, особенно при повреждениях на под­вижных частях (область суставов), не вызывает аллерги­ческих реакций, легко модифицируются, позволяют уси­лить давление.

Используются бинты трех размеров:

  1. узкий (ширина 3-7 см, длина 5 м);

  2. средний (ширина 10-12 см, длина 5 м);

  3. широкий (ширина 14-16 см, длина 7 м).

Узкие бинты употребляются при :перевязках пальцев кисти и стопы;

Средние — головы, шеи, кисти, предпле­чья, стопы и голени;

Широкие — грудной клетки, молоч­ной железы, плеча, бедра.


Правильно наложенная повязка должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. закрывать больной участок тела;

  2. не нарушать лимфа – и кровообращения;

  3. не мешать больному;

  4. иметь опрятный вид;

  5. прочно держаться на теле.


Правила наложения бинтовых повязок

  1. Пациента укладывают или усаживают в зависимости от общего состояния так, чтобы бинтуемая часть тела была неподвижна и доступна бинтованию.

  2. Бинтуемой области тела должно быть придано такое положение, в каком она будет находиться после наложения повязки.

  3. Во время перевязки разговаривать с пациентом и до на­ложения повязки объяснить ее назначение (привлечение пациента к содружеству, контроль состояния).

  4. Пациент должен находиться в удобном положении.

  5. Перевязываемая часть тела (конечности) должна быть неподвижной. Создать упор: например, при повязке на го­лень пациента усадить, а стопу поместить на табурет, под­ставку.

  6. Бинтуемой конечности придать функционально выгод­ное положение (средне- физиологическое).

Для верхней конечности: плечо приведено, сво­бодно свисает вниз, ротировано кнутри; в локтевом суста­ве — сгибание 90° и среднее положение между пронацией и супинацией; кисть в положении тыльного сгибания на 10-15°; пальцы полусогнуты, I палец противопоставлен остальным.

Для нижней конечности: в тазобедренном и ко­ленном суставе — разгибание 180°; в голеностопном — сги­бание 90°.

  1. Бинтуемый участок должен находится на уровне груди бинтующего.

  2. При бинтование бинтующий должен стоять лицом к пациенту, чтобы иметь возможность наблюдать за ним.

  3. Бинтование, как правило, производят от периферии к центру (снизу вверх) и слева направо, против хода часовой стрелки (за исключением некоторых специальных повязок на правую половину туловища).

  4. Бинтование всегда нужно начинать с 2-3 закрепляющих ходов бинта.

  5. Каждый последующий оборот бинта должен наполовину прикрывать предыдущий.

  6. Бинт нужно раскатывать по бинтуемой поверхности, не отрываясь от нее.

  7. Бинтование следует производить обеими руками: одной – раскатывать головку бинта, а другой – расправлять ходы бинта, чтобы не было складок.

  8. Бинт нужно равномерно натягивать, чтобы его ходы не смещались и не отставали от бинтуемой поверхности.

  9. При наложении повязки на части тела, имеющей форму конуса (бедро, голень, предплечье), для лучшего прилежания повязки необходимо через каждый 1-2 оборота бинта перегибать его.

  10. Закончить повязку там, где начинали (по возможности).

  11. В конце повязки бинт следует закрепить.

Не следует:

  1. Завязывать концы бинта над раной.

  2. Завязывать на рабочей поверхности.

  3. Завязывать на трущейся поверхности.

  4. Завязывать на опорной поверхности (подошве стопы).



Ошибки при наложении бинта

  • Слишком тугое наложение бинта нарушает кровообращение, лимфоток и иннервацию.

  • Слишком слабая повязка соскальзывает.

  • Повязка не достигает нужной цели.



Инструкция по выполнению (техника наложения) повязок

на голову

1. Повязка «чепец»

Показания:

  • накладывается для удержания стерильной салфетки на ране или при нагноительных процессах в области свода черепа – теменная область.

Оснащение:

почкообразный тазик со стерильной салфеткой, пинцет, отрезок узкого бинта длинной 70 см, бинт стандартный, шириной 7-10 см, ножницы.

П оследовательность действий:



  1. встать лицом к пациенту;

  2. закрыть рану стерильной салфеткой, пользуясь пинцетом;

  3. уложить приготовленный отрезок узкого бинта длинной 70 см на темени в идее ленты, так, чтобы его концы спускались вниз впереди ушных раковин;

  4. попросить пациента или помощника удерживать их натянутыми и слегка разведенными в стороны;

  5. сделать 2 закрепляющих циркулярных тура вокруг головы через лоб и затылок;

  6. следующий тур идет вокруг отрезка бинта, удерживаемого пациентом и направляется по затылочной области на противоположную сторону к другому концу бинта;

  7. обернув тур вокруг противоположного бинта-завязки вернуться по лобно-теменной области к первоначальному отрезку бинта-завязки и повторить все действия, постепенно приближая каждый тур к центру головы, пока повязка не закроет всю теменную часть;

  8. оставшийся конец бинта обернуть и завязать вокруг любого конца бинта-завязки и связать под подбородком с противоположной завязкой. Остатки бинта срезать ножницами.


2. Повязка «ШАПКА ГИППОКРАТА»


Показания:

  • при ранениях и ожогах головы,

  • для остановки кровотече­ния и фиксации перевязочного материала.


Последовательность действий:


  1. Закрепляющий тур бинта шириной 10 см провести вокруг лба и затылка.

  2. Затем спереди сделать перегиб и вести бинт выше закрепляющего хода до затылка.

  3. Сделать перегиб на затылке и вести бинт с другой стороны.

  4. Четвертый тур бинта вокруг головы.

  5. В таком порядке накладывают остальные хо­ды бинта, пока вся волосистая часть головы не будет полностью закрыта.


3. Повязка «УЗДЕЧКА»


Показания:

  • повреждения лица, подбородочной области и волосистой части головы.


Последовательность дейст­вий:


  1. Первый тур закрепляю­щий, циркулярный вокруг головы через лобные и затылочные бугры.

  2. Через затылок к подбород­ку.

  3. Вверх через подбородок к темени.

  4. Вниз к подбородку.

  5. К темени.

  6. Через подбородок вокруг головы.

  7. Закрепляют вокруг головы.



4. Повязка крестообразная на затылок


Показания:

  • фиксации перевязочного материала на шее и затылке.


Последовательность действий:


  1. Закрепляющие туры вокруг головы.

  2. Затем бинт ведут выше и сзади левого уха на затылок и шею.

  3. Далее бинт обходит шею справа и спереди.

  4. Выходит на затылок слева снизу и перекре­щивает предыдущий ход бинта.

  5. Идет вверх через темя и затылок на лоб.

  6. Совершив, таким образом, несколько 8-образных оборотов, перекрывая каждый преды­дущий тур на 2/3 ширины, удается закрыть рану в лобной и затылочной области. Закрепляющий тур вокруг головы.


Примечание.


При необходимости закрыть шею к крестообразной повязке добавляют несколько циркулярных туров вокруг шеи.

5. Пращевидная повязка

Праща – полоска ткани или бин­та, рассеченная в продольном направлении с двух концов. Она удобна для фиксации перевязочного материала на го­лове при ранах на выступающих частях: в области носа, подбородка, верхней губы, затылка, лба.


Оснащение:

  • почкообразный тазик со стерильной сал­феткой, пинцетом.

  • полоска бинта шириной 6-8 см и длиной 50-70 см для фиксации повязки в области носа или подбородка.

  • для фиксации повязок на лбу или за­тылке– бинт шириной 15-20 см, длиной до 1 м.

  • ножницы для отрезания излишков бинта и подготовки «пращи»


Последовательность действий:

  1. приготовить «пращу», для чего надо разрезать бинт вдоль с двух сторон, оставив в центре неразрезанную часть 15-20 см;

  2. встать лицом к пациенту;

  3. закрыть стерильной салфеткой поврежденный участок, пользуясь стерильным пинцетом;

  4. пращу наложить на салфетку в поперечном направле­нии, концы пращи связать попарно: нижние наверху противоположной стороны головы, верхние внизу, как показано на рисунке.


Варианты наложения.

6. Повязка на один глаз (монокулярная)


Показания: наклады­вается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.

Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфет­кой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, нож­ницы.

П оследовательность действий:


  1. Закрепляющий тур бинта во­круг головы захватывает лобные и за­тылочные бугры.

  2. Сзади бинт опускаем вниз и ве­дем под мочкой уха с больной стороны через щеку вверх, закрывая этим ходом больной глаз.

  3. Затем циркулярный ход вокруг головы.

  4. И так чередуя 2-3 хода.

Повязка - на глаз; б - на оба глаза


7. Повязка на оба глаза (бинокулярная)


Показания: наклады­вается для фиксации стерильной салфетки при ранениях или заболеваниях глазного яблока, век, брови.

Оснащение: почкообразный тазик со стерильной салфет­кой, пинцетом. Стандартный бинт шириной 7-10 см, нож­ницы.

Последовательность действий:

  1. Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.

  2. Из-за мочки уха на лоб.

  3. Закрепляющий циркулярный ход вокруг головы.

  4. Со лба под мочку уха на затылок.

  5. Чередуя ходы, закрепляют повязку вокруг головы.

8. Повязка на одно ухо


Последовательность действий:

  1. Циркулярный закрепляющий ход бинта через лобную и затылочную области головы до поврежденного уха.

  2. Последующие туры в области раны уха, расходясь веером, стекаются все ниже и ниже до уровня шеи, постепенно прикры­вая ухо.

  3. На остальном протяжении туры бинта сохраняют свои круговые ходы.



9.Повязка на оба уха

Последовательность действий:

  1. Циркулярный закрепляющий ход бинта вокруг головы.

  2. Второй тур, спускаясь, прикрывает левое ухо и далее через шею и затылок до правого уха, прикрывая его, поднимается на лоб.

  3. Циркулярный закрывающий ход бинта вокруг головы.

  4. Следующий тур бинта повторяет ход второго до тех пор, пока не будут закрыты оба уха и сосцевидные отростки, чередуясь с цир­кулярным.

Повязку завершают наложением нескольких циркулярных туров.




Домашнее задание.

Уважаемые студенты! Самостоятельно повторите технику наложения повязок на голову дома. При затруднении выполнения манипуляций просмотрите предложенные видео.

    1. https://youtu.be/b9C8zowOlX4 –повязка «Чепец»

    2. https://youtu.be/9oQPbFr6HIw –повязка на оба глаза (бинокулярная)

    3. https://youtu.be/jlXsnc8kBt8 – повязка на один глаз (монокулярная)

    4. https://youtu.be/U21r4B30H6U – повязка на затылок (крестообразная)

    5. https://youtu.be/VOQelgzM9OI – повязка Уздечка

    6. https://youtu.be/4LB5uoZI7zs – пращевидная повязка

    7. https://youtu.be/tP3O27l6s8E – Десмургия ( классификация повязок по технике наложения,

    8. https://youtu.be/_9Gl-FIWwkU – пращевидная повязка




35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!