Подготовили: Родина Я., Сичинская А.
Мероприятие
Детективная игра
“По страницам сказок Аленький цветочек и Красавица и Чудовище”
Возраст: 10-11 лет (4 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель: обобщение нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе сравнения сказок «Аленький цветочек» и «Красавица и чудовище»
Задачи : - формирование познавательной компетенции воспитанников,
развитие мыслительных операций, коммуникативных навыков, интеллекта, логического мышления, воображения, памяти
воспитание чувства сплоченности в коллективе
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни); развитие чувства сопереживания.
Регулятивные: умение ставить цель и сохранять цель и задачи в течение всего урока; саморегуляция; умение оценивать свою деятельность.
Познавательные: развитие внимания, мышления, развитие связной речи, умение анализировать, находить схожее, выделять главную мысль;
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними;
Предметные: умение анализировать сказочные сюжеты, выявлять важнейшие особенности сказок
Оснащение: столы и стулья для участников,доска, проектор, компьютер, колонки, конверт, ручки, листы бумаги, плакаты
Конспект мероприятия
У: Здравствуйте, ребята, сегодня вы попали на урок, но на необычный. Нам предстоит очень хорошо поработать. Вы готовы?
У: Ко мне обратился директор одного книжного издательства, были потеряны названия двух сказок, которые им нужно напечатать. Он назначил меня детективом и попросил провести расследование, выяснить, как они называются, а также проанализировать, похожи они или нет, но, к сожалению, одной мне не справиться с этой задачей. Ребята, вы будете моими помощниками?
Д: Да!
У: Хорошо, тогда нам нужно разделиться на две команды, и в каждой нужно выбрать главного помощника.
(дети делятся)
У: А теперь, перед тем, как начать, нам нужно не
Кто такой же детектив?
Он уж точно не пуглив
Людям всем он помогает
И дела все раскрывает
Чтобы всем так помогать
Нужно очень сильным стать
Все улики мы найдем
И ничто нам не почём
(учитель показывает движения, а дети повторяют)
У: Директор издательства прислал мне улики, благодаря которым, мы вычислим названия сказок.
(Командам раздаются листы с уликами, при этом, у каждой они разные)
У: Ребята, какие у вас мысли, можете ли вы предположить названия сказок? Главные помощники, расскажите.
Д: ГП№1 - “Красавица и чудовище”, ГП№2 - “Аленький цветочек”
У: Посмотрите на доску, нам пришло сообщение от директора издательства.
(Директор говорит, что дети молодцы, одна из сотрудниц вспомнила ключевые детали, которые, возможно, относятся к названным сказкам и могут нам помочь) (дети выполняют задания)
Команде №1
Красавица и чудовище
Французская сказка;
Для возвращения нужно положить колечко на тумбочку;
В сказке три дочери и три сына.
Команде №2
Аленький цветочек
Автор этой сказки услышал ее из уст своей няни.
В сказке три дочери
На купца нападают разбойники.
(На доске снова директор издательства, говорит, дети молодцы, помогли вычислить названия сказок, а теперь, чтобы узнать, как они знают содержание, нужно выполнить задание: вопросы с 4-мя вариантами ответа)
(Детям предлагается ряд вопросов с вариантами ответов, за каждый правильный ответ команда получит баллы)
Вопросы:
кто написал сказку “Аленький цветочек”?
(А.А,Пушкин, С.Т. Аксаков, М.Ю.Лермонтов, Шарль Перро)
Сколько детей было у купца в сказке “Красавица и чудовище?”
( - 2 дочери и 3 сына
1 сын и 1 дочь
2 сына и 2 дочери
3 дочери и 3 сына)
Где жила семья разорившегося купца в сказке “Красавица и чудовище”?
( на ферме, в городе, на даче, на корабле)
Что попросила привезти отца из торгового путешествия младшая дочь в сказке “Красавица и чудовище”?
( ничего, аленький цветочек, кактус, розу)
Что пожелала получить в подарок средняя дочь в сказке “Аленький цветочек”?
( платье, венец, тувалет, вазу)
Каким образом Красавица в первый раз оказалась в замке Чудовища?
( - Она приплыла на корабле
С помощью волшебного кольца
Она доехала на коне
Она приехала на велосипеде)
У: Вижу вы немного устали, чтобы продолжить наше расследование, нам нужно набраться сил, для это давайте встанем и немного разомнемся.
( дети выполняют физминутку)
Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),
Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний), Быстро, быстро убегаем (бег на месте).
Ай-да детективы, мы - ребятки (гладят себя по голове),
Не играйте с нами в прятки.
У: Ребята, нам пришло очередное послание!
Директор :(Как хорошо вы знаете сказки! Давайте проверим, а можете ли вы воспроизвести ее, ваша задача: найти конверты, в которых будет задание. А место, где они спрятаны, вам нужно расшифровать.)
1 команда - И Н Ж Й К Ы Н. К А Ш Ф.
2 команда - В О Р О Я А З. А П К П А.
У: Ребята, вы большие молодцы! А теперь, откройте конверты, вспомните, что поручил нам директор.
Д: Воспроизвести сказки.
У: Правильно! Вы должны собрать их по сюжетной линии, а также указать название.
… | … |
После признания младшей дочери чудище превращается в принца. | Чудовище превращается в принца. |
Младшая дочь отправляется спасать отца. | Красавица отправляется к чудовищу. |
Чудище разрешает повидать родных. | Купец спрашивает дочерей о подарках. |
На купца нападают разбойники. | Купец теряет всё в порту. |
Завистливые сёстры задерживают девушку, переведя часы. | Купец оказывается в замке и срывает розу. |
Купец спрашивает дочерей о подарках. | Чудовище разрешает посетить больного отца. |
Купец оказывается в заколдованном замке и срывает аленький цветочек. | Сёстры уговаривают Красавицу задержаться. |
Д: Ребята, вы точно знаете и сюжет и героев сказок! Но осталось последнее задание, вспомните, какое?
Д: Сравнить сказки
У: Правильно! У вас на столе плакаты, на которых вы должны написать в чем сходства и различия сказок.
(на плакатах написаны опорные слова, вместе с учителем разбирают различия и сходства)
У: Давайте вместе попытаемся найти сходства сказок. Что общего было?
(Вместе размышляют над этим)
Директор:(Ребята, спасибо вам за помощь! В сказках всегда всё заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А сегодня у нас побеждает дружба! За это я дарю вам значки настоящих детективов!
У: Ребята, а теперь подведем итоги! Оцените сегодняшний урок, поднимите карандаш зеленого цвета, если вам он понравился, желтого, если не очень, красного, если совсем не понравился.