СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети билингвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол с педагогами "Дети билингвы"

Просмотр содержимого документа
«"Дети билингвы"»

Круглый стол «Как воспитать билингва?»

Подготовила и провела: Кодола Л.В.


Дети билингвы: кто это? Дети-билингвы — те, кто может одинаково свободно общаться на двух и более языках.

Прежде чем мы поговорим о том, как именно растить наших многоязычных деток, я хотела бы обратить ваше внимание, что существует несколько моделей многоязычных семей, и естественно отсюда несколько моделей воспитания детей билингвов и полилингвов (автор классификации профессор лингвистики Сюзанна Ромаине) (Рис.1)

Одна семья – один язык

(но окружение говорит на другом зыке)





Два языка дома, а третий язык в окружении

Одна семья – два языка

(родители разной национальности)




Элитный билингвизм (ребенок посещает детский сад, обучение в нем на другом языке)


Иностранный язык – кода один из родителей, хорошо владеющий языком, говорит на нём с ребёнком.









Микс – родители носители разных языков, живут в стране третьего языка, ребёнок ходит в школу, где обучение проходит на четвёртом языке









Рис. 1 Модель ребенка билингва и полилингва


Конечно, воспитание ребёнка билингва зависит от того, к какой модели относится каждая отдельно взятая семья, но я бы хотела, прежде всего, поговорить о ситуации, которая ближе всего нам – когда в семье родители говорят на двух языках.

Специалисты выделяют два способа овладения языками детей билингвов:

1) обучения одновременно двум языкам с рождения;

2) обучение второму (третьему) языку, когда ребёнок достигает возраста 3-4 лет.


Что влияет на изучение языков?

  1. Возраст

Одним из наиболее важных условий является возраст ребенка, с которого начинается обучение. Оптимальным для ввода нового языка в неязыковой семье считается три года, это время, когда ребенок уже освоил родной язык. Это значит, ребенок уже понимает родную речь, у него есть активный и пассивный словарный запас.

2. Правило «один человек – один язык»

3. Слух

Уделите внимание музыкальному сопровождению, рифмовке, прослушиванию песен, в том числе и на иностранном языке. Сопровождайте речь движениями, обозначающими его смысл. Делайте акцент на понятия при помощи громкости, ритмических упражнений – так язык усваивается легче.


4. Мелкая моторика

За любое развитие речи отвечает развитие моторики. Игры с мелкими предметами, массаж, игры с сенсорными материалами (кинетический песок, пластилин, глина и т.п.) позволяют совершенствовать, в том числе речевую активность.


Как правильно выбрать программу обучения

  1. В игровой форме.

  2. Важно полное погружение в языковую среду, когда вся повседневная деятельность комментируется на иностранном языке (помыть руки, сесть, встать и т.д.). Ведь самое важное в воспитании билингва в классическом восприятии этого термина – научить ребенка думать на двух языках, а не переводить с одного на другой.

  3. Групповое обучение. Внедомашних условий такая схема эффективнее, чем индивидуальные занятия. В возрасте 3-5 лет общение со сверстниками, выстраивание отношений между детьми, совместная игровая деятельность стимулирует детей к быстрому развитию.


Один из подходов — чередовать дни. Например, по четным числам говорить в доме на одном языке, а по нечетным на другом.

Другой подход — просто разделить родителей, чтобы каждый был «носителем» разных языков. Этот подход будет проще, так как ребенку интуитивно проще находить различия между людьми, чем искать последовательность в днях, когда пространственно-временное мышление еще не до конца сформировано.

Третий способ сложный в реализации, но действенный — это частые выезды за границу. Если у семьи есть такая возможность, можно отправлять ребенка в англоязычную страну хотя бы на два месяца в году. Там ему придется подстраиваться под среду — и язык волей-неволей будет практиковаться.

Дети, владеющие иностранными языками, имеют большую познавательную активность, развитую речь, широкий кругозор, они активнее и легче приспосабливаются к новым условиям.