СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дети блокадного Ленинграда».

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК  МУЖЕСТВА  в 3 «б» классе

«75 -летию снятия блокады города

Ленинграда посвящается»

Просмотр содержимого документа
««Дети блокадного Ленинграда».»

УРОК МУЖЕСТВА в 3 «б» классе

«75 -летию снятия блокады города

Ленинграда посвящается»

«Дети блокадного Ленинграда» .


Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.


Задачи:

1.Познакомить ребят с понятием «блокада»;

2.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа

в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны


Надо знать,

какой бывает война,

чтобы знать

какое это благо - мир...

А.Адамович


Оборудование : проектор, компьютер, экран, презентации о войне, выставка книг о блокадном Ленинграде, рисунки детей, цветы и воздушные шары, плакат «День Победы»

Ученики в парадной форме, в военных пилотках, класс оформлен плакатами , рисунками, возле классного уголка оформлена выставка книг «27 января – День снятия блокады Ленинграда».

На экране слайды презентации.


Презентация «Дети блокадного Ленинграда»

Учитель читает слова на фоне музыки Моцарта «Реквием»

Учитель: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников(Слайд 1).

Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешанных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.(Слайд 2)

 
Салимет: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже много лет всё и ждут и ждут запаздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! (Слайд 3)
Арина: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рожд., 18-летних с войны вернулся только 1. (Слайд 4)

Учитель: Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей. (Слайд 5)


Обзор выставки книг о блокадном Ленинграде:

Салима

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800 ! (Слайд 5)


Учитель: Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно. (Слайд 6)

Рустам.

Они лежали на снегу
Недалеко от города.
Они везли сюда муку
И умирали с голода. (Слайд 7)



Рассказ «Хлебные крошки» (Абдурахман)

Это было во время войны , в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.

Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,

но тяжелый и влажный, потому , что муки в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при

слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнеможденные лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка , чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила : « Не мешайте работать! Уйдите!» . Продавщица молча делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек. Люди брали хлеб и отходили.

А кучка Ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки. (слайды24,25)


Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.


Трудно было жить в то время и страшно... очень страшно… Хоронили людей в братских могилах. Ничто не могло сломить Ленинградцев.



 Учитель: Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей. Жила-была девочка. Звали её Таня Савичева.



Патя : Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой. (Слайд 8)


Просмотр видео «Дневник Тани»


Патя

Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.
Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив свои дыханья, слышит мир
Твои слова. (Слайд 9)

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня. (Слайд 10)


Просмотр документального фильма «Савичевы».



Галия

Сломя зловещий гул орудий
Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
Но на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Здесь лежат ленинградцы:
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.
Никто не забыт и ничто не забыто.

 ( Музыка. «Реквием» Моцарта; Слайды11-14.)

Билал

Здесь всегда тихо.
Здесь говорит история.
Здесь говорит подвиг.
Здесь говорит нетленная память народа
О героях великой битвы. (Слайд 15)

...

Учитель: Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.


Артур

Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду... (Слайд 16)



Амина

Мы знаем, вы не зря страдали,
Вы гордо всё стерпеть смогли.
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.

Зульфия
Вам не забыть всех тех мучений,
Через которые прошли.
Но спустя много поколений
Вас знают даже малыши.

И сквозь столетья ваша слава
Мы знаем точно, пролетит.
С людьми такими, как тогда вы
Всегда Россия победит. (Слайд 17)


Учитель и дети зажигают свечи

Учитель:

Я думаю о тех, кто не вернулся. И сегодня опять достану старые карточки своих 20-летних друзей и товарищей. И когда совсем догорит закат, я не включу свет. Зажгу белые свечи и память о них: и рядом со мной сядут Мишка-танкист, Катя-санитарка, Иван... (Слайд со свечой)
 

Амина: Мы не будем говорить про войну, разве совсем немножко. Я доскажу им, когда и чем кончилась она. И буду сидеть, пока не догорят белые свечи.( Слайд с памятником «Загубленное детство»)

Учитель: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины:

Стремление быть достойными их

Наш долг ушедшим без времени неоплачен

Наш долг любить Родину так как они

Сделать для народа всё, что они не успели.


  Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах! Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.

Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.


Минута Молчания




Курбан:

Помните!

Через века,

Через года,- помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

Саьдият:

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханием будьте достойны!

Курбан:

Люди!

Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

:

Песню свою отправляя в полёт, - помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,- помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы запомнили!

Рустам:

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли, - о погибших помните!

Элина:

Встречайте трепетную весну, люди земли.

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!



Представление гостя Урока Мужества:

Учитель: Сегодня у нас в гостях Рамалданова Жанна Григорьевна. В годы войны она была маленькой девочкой. У неё осталось много ярких воспоминаний о тех тяжёлых временах детства. Жанна Григорьевна, расскажите нам о своём военном детстве. Где Вы жили во время войны? Как учились в школе? Как жила ваша семья? О чём Вы мечтали? Как Вы запомнили свои военные детские годы? О чём бы Вы хотели рассказать нашим ученикам?


Интервью Рамалдановой Ж.Г. о военном детстве.



Учитель: Спасибо,Жанна Григорьевна за интересный рассказ о вашем военном и послевоенном детстве. Мы споём для Вас песню «Дети Земли».


Звучит песня «Дети Земли»


Учитель:


27 января 2019 года – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – священная дата для всего нашего народа .75- ая годовщина . В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.

Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.


Учитель:

Наш Урок Мужества подошел к концу. Я благодарю всех гостей нашего мероприятия, всех учеников за подготовку и участие в этом мероприятии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!