СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для учащихся 5-11 классов, посвященное 76 годовщине снятия блокады Ленинграда. Нацелено на воспитание патриотизма учащихся, чувства гордости за свою страну, за свой народ, за героизм детей блокадного Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Дети блокадного Ленинграда»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области




Мероприятие, посвященное

76 годовщине снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»



Учитель истории и обществознания,

Пилипенко Марина Матеосовна






Кремяное - 2020 г.



Цель: 

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, за героиз детей во время блокады.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;

  2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Оборудование : проектор, компьютер, экран, гимн, презентация о войне, видеоролики, импровизированный мемориал: вечный огонь и весы, на которых взвешены 125 граммов хлеба.

Ход мероприятия

Мы, живущие в 21 веке, все дальше и дальше уходим от всех ужасов войны, которые пришлось пережить поколениям 40-х годов XX века. В современной суете даже не задумываемся о том, каким дорогим сокровищем обладаем ежедневно.

ВИДЕО #ЖИТЬ - Сокровище времён блокады

Сегодня в день 76 годовщины снятия блокады Ленинграда мы вновь обращаемся к событиям Великой Отечественной войны.

Ребята, как думаете, что у меня в руках? (хлеб в газетном свертке). Давайте и мы приобщимся к тем грозным годам, разделим этот кусочек хлеба на всех и сохраним его в наших ладонях до конца мероприятия.

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. 872 дня голода, страха, потерь и безысходности. И самое страшное – 400 тыс. пар детский глаз, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется.

ВИДЕО «Как это было»

Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Дети блокадного Ленинграда»

В годы коварных битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Выступление юнармейцев:

1. Школьники, действительно, сыграли важную роль, они работали не покладая рук: дежурили ночами на смотровых вышках. «Чинили» одежду раненных, делали бинты, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.

2. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

3. Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

4. В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов!". Потом в кают-компании шёл концерт.

15 249 юных ленинградцев награждены медалью "За оборону Ленинграда".

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали 
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".
Ю.Воронов.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй – «на случай бомбежки».

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Так или иначе, шло время. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

5. Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

6. "Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" (из воспоминаний воспитателей детского дома). Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

7. У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Малыши, чей нежный возраст пришёлся на непрекращающиеся обстрелы и бомбежки. Какими были их мысли, настроения навсегда запечатлено в монографии «Рисуют дети блокады».

Однажды 3-летний Саша Игнатьев в детском саду нарисовал рисунок. Лист был зарисован черным цветом, а по середине - белый овал. Воспитательница спросила у мальчика, что означает его картина. Малыш ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».

ВИДЕО «Странный дуэт»

После войны на Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 000 погибших во время блокады Ленинграда, однако эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллионов человек. При этом только 3% - от артобстрелов, 97% - от голода и холода

27 января 1944 года прогремели 24 залпа победного салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда.

В этот день тысячи горожан приходят к местам захоронения погибших на Пискаревском и Серафимовском мемориальном кладбище. Петербуржцы несут кусочки черного хлеба на могилы. Давайте и мы возложим наш хлебушек к импровизированному мемориалу.

ВИДЕО МЕТРОНОМ (минута молчания)

ВИДЕО «Дети войны» (стихотворение читают на фоне начала видео)


"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна..." 

Давайте же, ребята, будем сильными и сохраним благодарную память о тех, кто вернул нам мир и покой.



Гимн.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!