СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дети и детские вопросы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы ребенка – это один из инструментов познания мира. Поскольку мир очень противоречив и информация поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. 

Просмотр содержимого документа
««Дети и детские вопросы»»

Консультация для родителей. Дети и детские вопросы

Что лежит в основе детских вопросов?

  • Потребность в познании мира

Вопросы ребенка – это один из инструментов познания мира. Поскольку мир очень противоречив и информация поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да, я все понял правильно, и этот кусочек мира я уже знаю.

  • Потребность в общении и внимании

Родители являются главными авторитетами для ребенка. Дети верят, что мама и папа знает все о мире. Ритуал «спрошу у мамы» – это своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам.

  • Страх явлений и событий окружающего мира

Вопросы могут «вырастать» из страхов, неизвестность пугает. Отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и помогаем избавиться от страха.

Как взрослый отвечает на вопросы?

  • «Ответ-пустышка»

Например: «Подрастешь – узнаешь», «потому что».

Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа.

  • «Научный ответ»

Например: «Почему небо голубое? Когда свет солнца проникает сквозь атмосферу, газы в воздухе разлагают белый свет на спектр...».

Отвечая таким образом трехлетнему малышу, мы даем правдивый и познавательный ответ, однако недоступный для его понимания.

  • «Сказочный ответ»

Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет».

Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.

  • «Ответ с вариантами»

Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.

  • «Ответ-вопрос».

Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.

Правила ответов на детские вопросы

  • Отвечайте кратко. Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.

  • Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.

  • Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите, чтобы и дальше ребенок

обращался к вам с вопросами.

  • Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.

Как уже было сказано ранее, вопрос – это не всегда потребность в знаниях. Иногда это просьба о внимании или сигнал о страхе.

Если вопрос поставил вас в тупик, можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не знаю, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге».

Как с помощью вопросов развивать ребенка?

  • «Череда вопросов»

Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?». Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода». Следующий вопрос от вас может быть: «Почему идет дождь?».

  • «Каким бывает...?»

Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине. Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и горы. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.

  • «Превращение»

Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения. Спросите, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.