По материалам журнала PSYCHOLOGIES
Типология детей, которым будет трудно учиться в школе
В школу ребенок идет не только за знаниями. Ему нужно общаться, дружить, примерять на себя разные социальные роли. Поэтому важно, чтобы ребенок нашел общий язык со сверстниками и адаптировался к требованиям учителей. Но не всем детям это дается легко.
Робкие и застенчивые дети
Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так — кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты...
Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.
Советы родителям:
Отмечайте любые победы и достижения ребенка — это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
Окружите его дружелюбно настроенными людьми — приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
Не опекайте его и постепенно «отпускайте» — попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы — сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли — во дворе, в стенах школы, на секции.
Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.
Левши
Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.
Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение — все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.
Советы родителям:
Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке — можно купить специальные прописи для левшей.
Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук — их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.
Тревожные дети
Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.
Советы родителям:
Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент — получится ли?
Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка — это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон — пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.
Агрессивные дети
Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают — могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.
Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» — царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.
Советы родителям:
Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление — хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант — спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)
Часто болеющие дети
Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.
Советы родителям:
Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями — от этого ребенок будет только страдать.
До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно — на улице.
Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».
Текст: Елена Луговцова
Источник фотографий: Getty Images