Просмотр содержимого документа
«Дети подземелья»
Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921)
Портрет работы И. Е. Репина. 1912 г.
Тема урока: В.Г. Короленко Тема сострадания в повести «Дети подземелья»
Цели урока : развитие навыков самостоятельной
работы с текстом, навыков комментированного чтения; умения выделять главное
.
- Деталь - выразительная подробность в произведении.
- Контраст - противопоставление.
- Портрет - изображение внешности героя в произведении
-
-
Эпиграф
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу
Тыбурцый Васе.
Княж - городок
Художник И.И.Пчелко
. Какие детали «предупреждают» нас о тяжелой картине, которую мы увидим дальше?
Какое настроение создается благодаря контрасту между живой прекрасной природой и полуразрушенным кладбищем?
Кого увидел Вася в часовне? - Как в портретах Валека и Маруси проявляется авторское отношение к описываемому? Почему не произошла драка?
Какие чувства пережил Вася, побыв в «жилище» детей? Что же было самым грустным в этой картине?
- Символом чего является «серый камень»?
. Как вы понимаете слова о серых камнях, которые высосали из Маруси жизнь ?
- Сравните условия жизни Маруси и Сони и как отразились эти условия на внешности и характер Сони и Маруси.
- Можно ли сказать ,что автор любуется Марусей, ее красотой
Художник И. И. Пчелко
О чем заставил этот разговор задуматься Васю?
. Ребята, почему Вася . Ребята, почему Вася вынужден смириться с тем, что жители подземелья занимаются воровством?
Почему в голосе Васи, когда он говорит о недопустимости воровства ,слышится грустное раздумье? Какую причину выдвигает Валек в свое оправдание? Почему, догадавшись о бедственном положении детей, Вася спрашивает упавшим голосом? - Нищие, - угрюмо ответил Валек.
Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?
Обращение к эпиграфу урока.
(В «приличном» обществе Вася жил словно со спящим сердцем, пряча горе и страдания от всех и не даря никому
своего тепла. Познакомившись с обездоленными, открыл сердце для добра, сострадания; пришел к пониманию, что есть судьи и «уличники».)
Домашнее задание .
Сочинение на тему « Как сложилась дальнейшая судьба героев»