- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
- Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
- Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны).
К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:
- инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);
- сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
- токсикозы беременности;
- физические травмы, ушибы плода;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;
- психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;
- физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);
- некоторые лекарственные препараты;
- экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).
Особенности двигательного развития
С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Активные движения у этих детей не в полном объеме, замедленны, напряжены, недостаточно дифференцированы. Многие из них не могут выполнить даже самые примитивные рисунки. Многие не владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Они не умеют самостоятельно обращаться с ложкой или вилкой, не могут взять стакан или чашку, не владеют навыками личной гигиены, испытывают трудности при жевании твердой пищи, часто поперхиваются.
Особенности:
- Нарушение мышечного тонуса.
- Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
- Наличие насильственных движений.
- Нарушения равновесия и координации движений (атаксия).
- Нарушение ощущений движений (кинестезий).
- Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов).
- Синкинезии
- Наличие патологических тонических рефлексов.
Особенности психического развития
Повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами:
а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;
в) нарушение сенсорных функций.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих.
3. Выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти.
Особенности речевых нарушений:
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%.
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности.
У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.
Психический дизонтогенез по дефицитарному типу и составляет основу аномалии психического развития у детей с ДЦП, определяет характерную возрастную динамику и неравномерность психического, двигательного и речевого развития.
Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики –
это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП .
Особенности структуры нарушений познавательной деятельности при ДЦП
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
- выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов);
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, обусловленный вынужденной изоляцией, ограничением контактов со сверстниками и взрослыми; затруднениями познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности.
Особенности нарушения координированной деятельности различных анализаторных систем при ДЦП .
Около 25% детей имеют аномалии зрения:
- отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения;
- часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз);
- двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора
- У 20-25% детей наблюдается снижение слуха (особенно при гиперкинетической форме).
- Характерны снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные.
- Отмечаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении.
- Отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию .
- Возникают трудности в обучении чтению, письму
- Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям
При всех формах церебрального паралича имеет место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство):
- Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля.
- Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.
- У многих детей выражен астереогноз.
- Ощупывание, манипулирование с предметами, то есть действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.
Несформированность высших корковых функций
- Отмечается недостаточность пространственных представлений :
- выражены нарушения схемы тела
- многие пространственные понятия формируются с трудом;
- затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
- нарушен целостный образ предметов.
- часто отмечаются оптико-пространственные нарушения: трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать
- Недостаточно четко воспринимают форму предметов;
- С трудом усваивают понятия величины;
- Недостаточность временных представлений;
- Часто выражена недостаточность фонематического восприятия;
- Недостаточность стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений);
- У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности.
Характерна выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов.
Отмечаются:
- низкая умственная работоспособность,
- трудности переключения на другие виды деятельности ( для этого в большинстве случаев требуется длительный период и неоднократная стимуляция);
- недостаточность концентрации внимания;
- замедленность восприятия;
- снижение объема механической памяти;
- низкая познавательная активность;
- нарушение целенаправленной деятельности.
Особенности речевого развития у детей с ДЦП
- Патологические особенности в предречевой период: отсутствие или позднее появление лепета, малая активность звуковых проявлений, фрагментарность, отсутствие слоговых рядов.
- Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствует развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков.
- Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрия)
- Нарушение кинестезии существенно затрудняет артикуляцию.
- Расстройства дыхания и голосообразования.
- Недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
- Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря
Основные виды психических нарушений при ДЦП
- задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП)
- олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП).
Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект , однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полноценное, полностью соответствующее нормальному развитие.
При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, умственная отсталость.
Нарушения познавательной деятельности при определенных клинических формах ДЦП
Спастическая диплегия:
- удовлетворительное развитие словесно-логического мышления,
- выраженная недостаточность пространственного гнозиса и праксиса,
- нарушения функции счета (доходящие иногда до выраженной акалькулии).
У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико- пространственная дисграфия:
- чтение затруднено и замедлено,
- дети путают сходные по начертаниям буквы,
- на письме отмечаются элементы зеркальности.
У них позже формируется представление о схеме тела, долго не различают правую и левую руку
Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП:
- У большинства детей интеллект потенциально сохранный.
- Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия).
- характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса,
Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей:
- отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность;
- нарушения внимания могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора;
- нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания;
- возникают трудности при формировании произвольного внимания.
Коррекционная работа при ДЦП
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Существует несколько основных принципов коррекционно - педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
2.Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
3.Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.
4.Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5.Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.