Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как объект особого внимания вожатого. Инклюзивное общение
Инклюзивное общение – термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности. Чаще этот термин используется применительно к системе образования, совместного взаимодействия и обучения детей с инвалидностью и их физически здоровых сверстников. [3]
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития (ЗПР);
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [1]
К вожатому инклюзивной смены предъявляются особые требования. В коррекционной педагогике есть принцип педагогического оптимизма – специалисты всегда приветливо, с радостью встречают детей, особенно детей с ОВЗ, ведь такие дети значительную часть информации получают именно через эмоции. Они прекрасно чувствуют настроение и внутреннее состояние вожатого, и, если он тревожен или, например, напряжен, это передается детям. [5]
Организация отдыха и досуга детей, формирование культуры организации свободного времени являются главными задачами всех детских оздоровительных лагерей, где происходит общение детей с природой, оздоровление, формируется опыт здоровьесбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, дружбы с взрослыми и сверстниками, развитие навыков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, индивидуальное взросление и развитие.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) летние каникулы занимают особое место и являются важным этапом их оздоровления и социализации. [2]
С начала заезда рекомендуется проводить свечки и беседы на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, а также ролевые игры, которые учат принимать людей такими, какие они есть. Ведь инклюзия – это не механическое соединение, это прежде всего готовность адаптировать среду и адаптироваться самому, чтобы человеку с ограниченными возможностями стало удобно. [4]
В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в интеграционном процессе.
Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ОВЗ, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях детей с ОВЗ, либо в силу своих личностных качеств (отсутствие эмпатии, жестокосердие, брезгливость). При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в лагере, может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Это и создает возможность для детей с ОВЗ быть счастливыми и находить цель и смысл жизни.
Программа работы в детском оздоровительном лагере, принимающем детей с ОВЗ, должна быть нацелена на:
Организацию режима с учетом индивидуальных особенностей детей (рационное питание, воздушные и солнечные ванны, лечебные процедуры (по назначениям), занятия адаптированными спортивными играми, занятия лечебной физкультурой, прогулки, походы, купание);
Реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных, прикладных умений и навыков (работа кружков и мастерских, конкурсные программы, концертные мероприятия). [2]
Основной период смены должен быть насыщенным и продуктивным для детей обеих категорий. Необходимо продумать ряд коллективных творческих дел, которые способствовали бы раскрытию различных талантов и способностей детей. Стоит организовать ряд мастер-классов, которые будут проводить взрослые, с целью научить детей чему-то новому, а также провести ярмарку талантов, где каждый ребенок сможет попробовать научить других тому, что он любит делать и что у него хорошо получается. Ближе к концу основного периода, к родительскому дню, можно подготовить совместный творческий концерт, где дети обеих категорий смогли бы на одной сцене показать то, чему научились. [4]
При организации реабилитационного отдыха детей с ОВЗ особое место занимает личность вожатого. Характеризуя вожатых в летних оздоровительных лагерях подчеркивается, что «в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном: он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми; организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый».
Работа вожатых в интегрированном лагере – это огромная творческая и ответственная деятельность, которая требует чуткости, такта и, конечно же, профессионализма. Ведь именно им предстоит обратиться к душам детей с ОВЗ, создать комфортную обстановку для каждого ребенка, постараться раскрыть возможности детей и организовать их жизнь на это короткое каникулярное время. Открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать отдых детей счастливым – слагаемые личности вожатого.
Работая в летнем лагере, вожатый постоянно находится в общении и взаимодействии с детьми. При этом он должен решать различные психолого-педагогические задачи, которые возникают в связи с проведением разнообразных мероприятий, организацией быта и досуга детей, заботой об их безопасности и здоровье. Поэтому первостепенным является наличие у вожатых психолого-педагогического образования. Кроме того, у вожатых должен быть опыт в работе с детьми с ОВЗ, либо это могут быть студенты – будущие специалисты по социальной работе, дефектологи и т.д. К комплектации состава вожатых руководство лагеря должно подойти серьезно, ответственно и заблаговременно.
Именно вожатый должен создать такую психологическую атмосферу, в которой каждый ребенок, будь то здоровый или с ОВЗ смог бы почувствовать себя в безопасности.
Начальным этапом работы вожатого в лагере является знакомство, благоприятное расположение детей друг к другу и их непосредственное общение. В этот момент и начинается создание отрядов, которые впоследствии станут единым целым, а вся деятельность лагеря – взаимодействием.
Главное, на что должен обратить внимание вожатый – это наличие коммуникативных барьеров у детей с ОВЗ в общении со здоровыми детьми. Из-за социальной изоляции, вызванной особенностями здоровья детей, круг общения и взаимодействия снижен и представлен лишь родителями и ближайшим окружением.
Организация деятельности в интегрированном лагере должна быть направлена именно на общение, взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых детей, она должна помочь детям решить проблемы с неприятием себя, помочь выявить свои достоинства и осознать себя личностью.
При смене социального окружения и привычных видов деятельности, повышается личностная активность детей. И здоровый ребенок, и дети с ОВЗ поднимаются над стандартом, прикладывают усилия для достижения общественно-значимых целей. Таким образом, происходит переход к надситуативной активности, когда ребенок преодолевает внешние и внутренние барьеры (страх, стыд, тревогу, заниженную самооценку, чувство вины).
Поэтому для того, чтобы дети перешли на новый уровень активности, в лагерях должна разрабатываться такая структура летнего отдыха детей, которая включает комплекс общелагерных мероприятий, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, набор тренингов, направленных на межотрядную и внутриотрядную работу, песен, инсценировок, всевозможных игр. Необходимо насытить каждый день пребывания детей в лагере, так построить день, чтобы дети могли раскрыться и проявить себя во всех направлениях (живопись, музыка, спорт, песни, спектакли и т.д.), а также, самое основное, не боялись проявить себя и свой творческий потенциал и осознали, что каждый из них неповторим, значим и ценен.
Формы и содержание работы вожатого в лагере:
Игры, несущие различную смысловую нагрузку – игры, направленные на знакомство, сплочение группы, взаимодействие и сотрудничество, снятие агрессии и тактильного напряжения, развитие деловых навыков;
Тренинги:
Тренинг коммуникативности: раскрывает механизмы общения, помогает приобрести умение психологически верно и ситуативно-обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, преодолевать психологические барьеры, избегать или решать конфликтные ситуации в общении и многое другое;
Тренинг личностного роста направлен на нахождение, раскрытие в личности подростка положительных свойств и достоинств и дальнейшее их самосознание, на решение проблем, связанных с низкой самооценкой, с определением ценностных ориентаций и в итоге на приятие себя как полноценной личности;
Телесно ориентированный тренинг разрешает трудности в приятии подростком своего тела, помогает найти в себе силы и энергию начать полноценно жить со своими физическими недостатками;
Тренинг на взаимодействие и сотрудничество позволяет приобрести навыки принятия решений сообща, почувствовать, что значит «быть одной командой»;
Массовые мероприятия: спортивные, творческие, интеллектуальные;
Мастерские, кружки: кружок лепки, актерского мастерства, компьютерной грамотности, оформительского искусства, вязания, секретарского дела и др. [2]
Выводы
Таким образом, одна из основных задач лагерей – адаптировать детей с ОВЗ к жизни в окружающем мире и дать им возможность вырасти как личности.
Детям с ОВЗ в обычных условиях редко удается себя выразить, показать, какие они на самом деле. А в лагере через внутриотрядные, общелагерные мероприятия и мастерские они самораскрываются и самоутверждаются. В лагере они чувствуют, что их ценят, что они необходимы, – это стимул развиваться и расти. Персонал, вожатые, мастера в лагере должны создать такие условия, в которых юный человек раскрывается и ценится как уникальная, неповторимая личность.
При правильной постановке и организации общелагерного взаимодействия у детей повышается самооценка, появляется стимул к раскрытию и реализации своего потенциала, стимул к творчеству. В сотрудничестве со своим отрядом и со всем лагерем каждый растет как личность. Вся работа вожатого должна быть сведена в единственной основной цели, чтобы по окончании лагерной смены дети уже не боялись раскрыть себя, выразить себя в окружающем мире.
Вместе с тем, особое место в работе вожатого в интегрированных лагерях занимает индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа. Она предполагает проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на сплочение детских коллективов и развитие психоэмоционального компонента. Занятия в рамках данной деятельности должны способствовать осознанию детьми собственной ценности, уникальности, индивидуальных способностей и возможностей наряду с осознанием ценности и уникальности своего ближнего (сверстника).
Проведение коррекционно-развивающей работы должно обеспечить психоэмоциональную устойчивость детей, позитивное отношение к себе и окружающим, а также активизировать личностные ресурсы детей, обогатить опыт детей различными конструктивными способами преодоления трудностей.
При грамотном психологическом сопровождении детей в летнем лагере включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников будет способствовать уменьшению воздействия инвалидизирующих факторов, создаст возможности для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе здоровых детей – а значит, быть счастливыми и находить цель и смысл жизни. Вместе с тем здоровые дети получат неоценимый опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ, который в значительной степени обогатит их внутренний мир, будет способствовать «умягчению» сердец и переоценки собственных взглядов, ценностей и идеалов.
Таким образом, наполненная событиями жизнь детей с ОВЗ в лагере даст им огромный эмоциональный подъем на предстоящий год, позволит преодолеть коммуникативные барьеры и чувства одиночества. [2]
Источники информации:
Дети с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] http://www.omskmintrud.ru (дата обращения: 19.03.2023);
Особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных лагерях [Электронный ресурс] https://scipress.ru/pedagogy/articles (дата обращения: 19.03.2023);
Психология инклюзивной культуры [Электронный ресурс] http://cpc.tomsk.ru/psihologiya-inklyuzivnoy-kulturyi (дата обращения: 19.03.2023);
Возможности организации инклюзивных смен в детском загородном лагере [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-organizatsii-inklyuzivnyh-smen-v-detskom-zagorodnom-lagere (дата обращения: 19.03.2023);
Инклюзия в детском отдыхе [Электронный ресурс] https://ok-56.ru/uploads/files/2019/04/02/kniga-inklyuziya-v-detskom-otdyhe (дата обращения: 19.03.2023);
Дети с ОВЗ и специфика организации их отдыха и оздоровления: лучшие региональные практики [Электронный ресурс] https://307226.selcdn.ru/turcenter-prod/unauth (дата обращения: 19.03.2023).
18 слайд. Спасибо за внимание. Доклад окончен