![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_3.png)
Цель: Просветить родителей по проблеме влияния компьютерных игр и Интернета на развитие личности подростка.
Задачи:
Обратить внимание родителей на особенности и последствия общения ребенка с компьютером и Интернетом.
Показать влияние компьютерных игр и сети Интернет на физическое и психическое состояние ученика.
Всемирная Информатизация и компьютеризация позволяет современному человеку идти в ногу со временем. Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким устройствами, как телевизор и компьютер. Они прочно вошли в нашу жизнь не как технические средства, но и как друзья, собеседники, помогающие преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость. Видимо наши дети рвутся занять место у компьютера не только потому, что это интересно, но и потому, что он помогает заменить отсутствие общения с близкими людьми общением с техническим устройством. По мнению детей, телевизор и компьютер давно уже не является средствами роскоши. Но так ли «безвреден» компьютер?
Основное время у компьютера ребёнок проводит, играя в игры или находясь в сети Интернет. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о трёх аспектах, связанных с компьютером:
Итак, об играх. Основными потребителями компьютерных игр являются дети. По данным «института СМИ и семьи», игры, содержащие насилие, секс и сквернословие «особенно популярны среди детей и подростков 8-15 лет». В период с 4 до 18 лет игры с убийствами, драками, пытками «более чем вдвое превышают количество выбираемых подростками «мирных» игр. К примеру, в игре «Кармагеддон» к тому времени, когда игрок проходит все уровни, по статистике, он успевает убить до 33000 человек. В игре Postal-2 за 20-30 секунд при использовании оружия массового поражения (огнемет, напалм, гранаты) можно убить от 200 до 400 школьников и школьниц. Любопытно, что игровые предпочтения девочек в целом ничем не отличаются от мальчишеских.
Установлено, что в 55% игр включены сцены насилия и убийств, в 39% игр содержатся эпизоды драк различной степени жестокости, в 35% игр изображаются катастрофы, только в 17% игр не содержатся никаких сцен насилия. Таким образом, 9 из 10 детей играют в жестокие игры. Неагрессивные игры выбираются в 2-4 раза меньше. Иногда виртуальное насилие наказуемо, но чаще всего оно поощряется. Более того, во многих игровых сообществах число убийств является критерием отбора лучших игроков. Так что ребенок, убивая в игре, может стремиться не только к виртуальным поощрениям (очки, бонусы), но и к совершенно реальным достижениям (первенство в таблице игроков, статус в клане). Значительная часть игровой аудитории видит в насилии развлечение.
Каждый родитель должен участвовать в подборе компьютерных игр для ребенка. Стоит лишний раз задать себе мысленно вопрос: каким образом она может повлиять на моего ребенка имея название «Прекрасный лик смерти», «Тотальное истребление», «Кровавый восход», «Черный шип: правосудие без границ». Но бывает так, что название мало, о чем может рассказать, тогда уже требуется аннотация. Достаточно в нее вчитаться и все станет понятно.
«Преступник должен умереть» более 100 уникальных способов умертвить врага! Моря крови, реки боли, торжество мести! Огромный арсенал! Самое убийственное оружие!» или «Вы - солдат удачи и гонитесь за наживой. Разрушайте все на своем пути - на вашей стороне грубая сила, фантастическое оружие и умение сражаться. Работаете хорошо - получаете много денег. Наемный убийца сам себе хозяин и волен выбирать, каким оружием пользоваться, браться за заказ или отказаться от него».
Необходимо отметить, что в 78% магазинов ребенок свободно может купить любую компьютерную игру. Поэтому, введены рейтинги возрастной допустимости. Всего их 5, английские буквы на компьютерной коробке обозначают
EC - игра предназначена для маленьких детей;
Е – игры для всех;
Т – для подростков от 13 лет и старше;
М – для игроков старше 17 лет;
АО – только для взрослых.
Возможны, и следующие изображения:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_4.jpeg) | Игра-ужастик |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_5.jpeg) | Игра содержит много насилия |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_6.jpeg) | В сюжете игры присутствуют наркотики |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_7.jpeg) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_8.jpeg) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/07/s_5bb9f9c845968/964351_9.jpeg) | Возрастные ограничения |
Наиболее популярными у детей сейчас являются многопользовательские ролевые онлайн-игры.
Многопользовательская ролевая онлайн-игра (англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) — жанр онлайновых компьютерных ролевых игр (CRPG), в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире (в основном, в жанре фэнтези).
Как и в большинстве ролевых компьютерных игр, игроку предлагается роль вымышленного героя, и возможность управлять его действиями. Многопользовательские ролевые онлайн-игры отличаются от однопользовательских и небольших сетевых ролевых игр множеством игроков, а также виртуальным миром, который продолжает существовать и в отсутствие игрока. Виртуальный мир поддерживается издателем игры.
В виртуальном мире игроки могут выполнять различные действия, взаимодействуя друг с другом. Существуют и управляемые компьютером персонажи, в том числе враждебные. В большинстве игр за уничтожение врагов даётся вознаграждение и начисляются очки опыта. Полученные очки опыта игрок использует для совершенствования навыков и умений героя. Вознаграждение (игровая валюта или ценные вещи) составляют основу экономических отношений между участниками игры.
Во многих многопользовательских онлайн-играх игроки имеют возможность создавать внутренние объединения, члены которых могут придерживаться определённой политики по отношению к другим игрокам и объединениям. В некоторых играх герои при первом появлении в мире нейтральны, в других — изначально враждебны к определённым персонажам согласно сюжету игры.
Важно ограничивать игровую деятельность ребенка за компьютером. Т.к. не только выбор игры, но и время, затраченное на нее, имеют немаловажное значение. От того, насколько часто играет ребенок, зависит решение некоторых других вопросов. Например, интенсивная игровая деятельность ребенка может свидетельствовать о наличии у него зависимости.
Зависимость — навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определенной деятельности.
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом.
Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии.
Что делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности?
возможность анонимных социальных взаимодействий (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении взаимодействий, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.);
возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового);
неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не единственным средством общения)
Психологические симптомы:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
Невозможность остановиться
Увеличение количества времени, проводимого за компьютером
Пренебрежение семьей и друзьями
Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности
Проблемы с работой или учебой
Физические симптомы:
Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)
Сухость в глазах
Головные боли по типу мигрени
Боли в спине
Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи
Пренебрежение личной гигиеной
Расстройства сна, изменение режима сна
Согласно исследованиям опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
Предвкушение следующего сеанса он-лайн;
Увеличение времени, проводимого он-лайн.
Особого внимания заслуживает игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми.
И
грами, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно многопользовательские ролевые онлайн-игры.
Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка после многосуточной игры в World of Warcraft. В онлайне прошли широчайшие похороны Snowly (такой был ник девочки).
10 октября 2002 года, стало известно о смерти посетителя одного из игровых компьютерных клубов в Южной Корее. Безработный 24-летний молодой человек, по всей видимости, попросту не выдержал своей почти четырёхдневной (!) компьютерной вахты: он провёл за машиной в общей сложности 86 часов - практически без перерывов на сон и еду.
В августе 2005 года 28-летний южнокореец скончался после 50-часового марафона в компьютерном кафе. К игре он приступил 3 августа и вплоть до смерти не занимался ничем, кроме игр в боевые симуляторы – отлучался только в туалет, да ненадолго прикорнул на импровизированной койке. Причиной смерти явилась остановка сердца, вызванная истощением.
В Екатеринбурге летом 2005 года 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов. 31 мая во время игры ребенок внезапно почувствовал себя плохо, упал на пол и у него начались судороги. Немедленно была вызвана скорая и с диагнозом «эпилептический припадок» малолетний геймер был доставлен в городскую детскую больницу. По словам врачей, он потерял ориентацию в пространстве, перестал узнавать родителей, вел себя неадекватно. 5 июня ребенка перевели на искусственную вентиляцию легких, а уже через три дня он скончался. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта.
Относительно Интернет-общения можно сказать следующее. Интернет-пейджер представляет собой программу, позволяющую обмениваться текстовыми сообщениями между компьютерами в реальном режиме времени. Находясь, к примеру, во Владивостоке, с легкостью можно «разговаривать» с человеком из Саратова. Интернет-пейджеры позволяют «вести беседу» сразу с несколькими собеседниками. При таком общении слова необходимо набирать с помощью клавиатуры, поэтому для убыстрения ввода слова сокращают, используют аббревиатуры и даже английское написание слов. Пожалуй, трудно найти сегодня хоть одного человека, для которого бы слово «аська» было незнакомым.
Вместе с «аськой» пришла ICQ-мания. Молодёжь постоянно находится в просторах Интернета, так как «ася» настроена в каждом втором телефоне школьника. На уроках и переменах можно наблюдать, как ученики судорожно пишут друг другу сообщения, притом, что находятся на расстоянии пяти метров друг от друга. Доходит до абсурда: живому общению люди предпочитают общение через «асю»… А ведь ни один смайл не заменит эмоций, которые получаешь при общении вживую. При каких-либо сбоях в работе ICQ, можно слышать разговоры следующего содержания:
«– Не работала аська…
– Ужас!
– Жизнь остановилась…»
И напоследок хочу предложить Вам краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.
Озабочен ли Ваш ребёнок Интернетом (думает ли о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушает ли последующие)?
Ощущает ли Ваш ребёнок потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета Вашим ребёнком?
Проявляется ли у Вашего ребёнка чувства усталости, угнетения или раздражения при попытках ограничить или прекратить пользование Интернета?
Находится ли Ваш ребёнок он-лайн больше, чем предполагал?
Были ли случаи, когда Ваш ребёнок рисковал получить проблемы в школе из-за Интернета?
Случалось ли Вашему ребёнку лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?
Использует ли Ваш ребёнок Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
Среди учащихся класса был проведён расширенный тест (см. приложение 1) на выявление Интернет-зависимости Кимберли Янг (представить результаты обработки теста в виде диаграммы).
Пути решения проблемы:
Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости. Важно планировать внеучебную деятельность ребенка. Привлекать его к занятиям спортом, музыкой, танцами, изобразительным искусством и пр.
Приложение 1 Тест на Интернет-зависимость (Кимберли Янг)
| Никогда | Редко | Иногда | Часто | Всегда |
Как часто вы понимаете, что остаетесь онлайн на большее время, чем предполагали изначально? | | | | | |
Как часто вы отодвигаете домашние дела на задний план ради того, чтобы провести больше времени в Интернет? | | | | | |
Как часто вы отдаете предпочтение Интернету, нежели вашему партнеру и близости с ним? | | | | | |
Как часто вы находите новых друзей среди онлайн пользователей? | | | | | |
Как часто ваши друзья и родственники жалуются на то количество времени, которое вы проводите онлайн? | | | | | |
Как часто ваша работа, учеба или личные интересы страдают из-за того количества времени, которое вы проводите в Интернет? | | | | | |
Как часто, при пользовании Интернет, вы проверяете свою электронную почту, пренебрегая действительно важными делами? | | | | | |
Как часто ваша работа, учеба и их качество страдают из-за того, что отвлечены Интернетом? | | | | | |
Как часто вы становитесь скрытным, когда вас спрашивают, что вы делаете онлайн? | | | | | |
Как часто вы пытаетесь спрятаться от тревожных мыслей о реальности, за успокоительными размышлениями об Интернете? | | | | | |
Как часто вы ловите себя на мысли, что не можете дождаться момента, когда снова будете онлайн? | | | | | |
Как часто вы задумываетесь, что жизнь без Интернета была бы скучной, пустой, и безрадостной? | | | | | |
Как часто вы становитесь раздражительным, если кто-то беспокоит вас в то время, когда вы находитесь в Интернет? | | | | | |
Часто ли Вы пренебрегая сном ночь проводите в Интернет? | | | | | |
Как часто вы чувствуете некое волнение при мысли об Интернете, когда находитесь оффлайн, и мечтает о том, чтобы выйти в Интернет? | | | | | |
Как часто вы говорите себе или кому-нибудь «еще только несколько минут» но продолжаете пользование Интернетом? | | | | | |
Как часто вы пытаетесь сократить количество времени, которое вы тратите онлайн и не сдерживаетесь? | | | | | |
Как часто вы пытаетесь скрыть, сколько на самом деле вы проводите время онлайн? | | | | | |
Как часто вы уделяете больше времени Интернету, нежели простой встрече с вашими друзьями? | | | | | |
Как часто вы чувствуете себя подавленным, нервным, или возбужденным в момент, когда вы не подключены к Интернет, и как часто это состояние уходит, как только вы возвращаетесь в сеть? | | | | | |
Результаты:
Начислите за каждый ответ соответствующее количество баллов:
1 = Никогда
2 = Редко
3 = Иногда
4 = Часто
5 = Всегда
Сложите баллы, которые вы выбрали в процессе тестирования. Окончательная оценка позволит вам оценить свое состояние. Чем больше сумма, тем выше ваш уровень интернет-зависимости.
20 - 49 пунктов (здоровые): Вы - средний пользователь онлайн. Вы можете заниматься веб-серфингом иногда немногим дольше обычного, но вы в силах себя контролировать.
50 - 79 пунктов (пограничные): Вы испытываете случайные или частые проблемы из-за Интернета. Вы должны рассмотреть их воздействие на вашу жизнь.
80 - 100 пунктов (зависимые): Ваше Интернет-пользование вызывает существенные проблемы в вашей жизни. Вы должны оценить воздействие Интернета на вашу жизнь и обратиться к проблемам, вызванными вашим пользованием сетью Интернет.
9