СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети войны. Два урока по повести Лиханова "Последние холода"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дети войны. Два урока по повести Лиханова "Последние холода"»

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести А.Лиханова «Последние холода».

Тема урока: «Дети войны».

Цели урока: знакомство с творчеством писателя А.Лиханова, раскрыть сложный внутренний мир подростков, перенесших лишения военных лет, воспитывать любовь к личности и творчеству писателя.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о писателе А.Лиханове.

Родился А.Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. « Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», - вспоминал А.Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А.Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых

Писатель вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, вера, справедливость.

Книги Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.

Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повесть «Последние холода»



  1. Беседа.

- От чьего имени ведется рассказ? (От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство)

- Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме? (Доброжелательные отношения. Он был послушный сын. Он привык, что о нем все заботятся.)

- И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по-настоящему беду. Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

- Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность!

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

- Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице, «в тифозном бараке».)

(Живут вдвоем. А тут ко всем бедам еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.)

(Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.)

Задание. Школьникам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении

- Что помогло им выстоять, выжить? (Светящаяся доброта, любовь, забота о маме (ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме).

(Забота друг о друге)

(Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал ее, кормил, даже в баню водил.)

- Конечно, ребята, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля! Что он сделал для них? (Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику) Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читается учителем. «У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно».

- Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков?» - говорит он себе. Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным.

Вопрос о том, какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли, считаю очень важным, так как не только Коля, но и мои ученики вместе с ним открывают для себя то, о чем многие из них не задумывались. Мы вместе с Колей задумываемся над глубиной смысла слов стыд, совесть, благородство, бескорыстие, взрослость .Словарная работа. Ученики находят в тексте рассуждения Коли. (Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Нелегко доставалась еда Вадьке. Главное, какой ценой.)

- Коля называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед Вадиком, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства. Его готовность помочь не появляется вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и боязнь, и страх.

Ученики читают понравившиеся рассуждения о взрослости. «Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное… Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если не умом, то сердцем».

- Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца , мамы Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то.

- А как Коля считает, почему они не подружились (Ребята находят ответ в тексте: « Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями, - время».

-Ребята, а почему повесть называется «Последние холода»? (У природы – конец зимы, в книге – конец войны, а значит, кончится голод, не будет «шакалов», в душе начнется «потепление»)



Подведение итога урока.

- Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Закончилась война. Народное ликование, радость…но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия войны.

- Ребята, прочтем слова писателя, написанные на доске: «Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны…И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!»

- В этих словах призыв – никогда не забывать войну и сохранять мир, самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время! Мы должны сделать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.



Домашнее задание: написать отзыв о повести «Последние холода»



"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода"



Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Альберт Лиханов

Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке).
2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся).

Слово учителя.

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны.

Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.

Писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то в повести А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.

А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. “Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.

Книги А. Лиханова решают важную задачу : как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть “После холода”.

Беседа по вопросам:

– От чьего имени ведется рассказ?

– Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?

– Какое слово говорит о том, что мама с бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода? (надсаживались).

– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?

– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись за него, думали о нем.

И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду.

– Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

Ляйсан Галиуллина нарисовала столовую и ее обитателей. Очень подробно , глубоко она отвечает на этот вопрос.

– Коля увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой. Коля видит здесь разных ребят:детей с обидной кличкой “шакалы”,хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, невозможно забыть.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице).

– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.

-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.

Ученикам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении. Что помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на эти вопросы.

– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме ( ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме)

– Забота друг о друге.

Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он сделал для них?

Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил отдать, идет с Вадиком на “промысел” и т. д.)

Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читаю сама: “У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”.

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Дети находят в тексте рассуждения Коли.

– Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

Рассуждения Коли о взрослости ученики читают по тетради( заранее было задано выписать в тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости). “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? ( Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

– А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

– Почему повесть называется “Последние холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Читаю слова писателя, написанные на доске. В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!