СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка-доклад, содержит описание важности чтение детской художественной литературы.  Цель: формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций и развитие мышления, воображения ребёнка с помощью детской художественной литературы, обогащение его эмоции, способствование развитию речи, творческих способностей.

Сказка дает понимание детям о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости, любви и ненависти. Она объясняет маленьким детям ценные морали: что такое хорошо, а что такое плохо.

Просмотр содержимого документа
«Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста»

Крячко Н.А.,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №43» г. Усолье-Сибирское


«Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста»


Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время детская художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры русского фольклора, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении детей раннего дошкольного возраста, закладывает фундамент для формирования эстетических чувств малышей. В то же время русская художественная литература, а именно один из жанров фольклора-сказка, это сфера для развития эмоционально-нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста.

«Одной из актуальных продолжает оставаться задача формирования и развития духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Нравственная позиция человека представляет собой совокупность его отношений к себе, людям и окружающему миру. Она особенно прочна, когда сознательна и базируется на личностных ценностях. С учетом наличия негативного влияния на развитие детей различных факторов, новая образовательная парадигма должна быть направлена на личностное развитие и ценностное становление детей» [1, с. 3].

«Процесс закладки и становления личностных ценностей и смыслов начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Уникальным и значимым периодом развития, благоприятной основой для формирования фундамента духовности, морали исследователями (А.М. Виноградовой, Е.Н. Герасимовой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, И.В. Сушковой, Б.Г. Черевач и др.) признается дошкольный возраст, так как детям на данном этапе присущи чистота восприятия, эмоциональная восприимчивость, простота, наивность и доверчивость» [1, с. 3].

Цель: формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций и развитие мышления, воображения ребёнка с помощью детской художественной литературы, обогащение его эмоции, способствование развитию речи, творческих способностей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний, путем глубокого погружения в детскую художественную литературу.

2. Сформировать у детей раннего возраста представления об окружающем мире посредствам детской художественной литературы, кукольных образов героев сказок.

3. Способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать.

Для выполнения цели и решения поставленных задач, детям раннего возраста необходимо формировать представления о первостепенных и поистине значимых понятий духовности и нравственности, а сделать это можно через детскую художественную литературу - русский народный фольклор. А это сказка, добрая, поучительная, волшебная. С помощью сказки малыш начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений, учится любить и уважать свою семью, понимать смысл нашей Родины, социум в целом.

Сказка дает понимание детям о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости, любви и ненависти. Она объясняет маленьким детям ценные морали: что такое хорошо, а что такое плохо.

Язык сказок, насыщенный изобразительными афоризмами, эпитетами, поэтичностью, духовностью, нравственностью.

Я работаю воспитателем в детском садике во второй ранней группе. Дети еще не умеют говорить, им еще нет двух лет. Они с удовольствием слушают сказки, стихотворения, колыбельные песни, потешки, прибаутки, рассматривают картинки в книжке. Все это формирует отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребёнка, помогает в развитии и становлении речи, пробуждает познавательную активность, самостоятельность.

Дети в этом возрасте с удовольствием слушают сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это такие сказки, как: «Курочка Ряба», «Гуси - Лебеди», «Репка, «Колобок», «Теремок», «Царевна-лягушка», «Три медведя».

Замечательные книжки: стихотворения А. Барто «Игрушки», они понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются, и С. Маршака «Стихи и сказки для самых маленьких» Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых.

Читая, воспитатель способствует развитию речи и воображения малыша, учит концентрировать внимание. Благодаря книгам дети расширяю свой кругозор, учатся говорить. А так же чтение может стать замечательным ритуалом перед сон часом, так как помогает успокоиться после шумных игр.

Формируя духовно- нравственные представления у ребёнка в раннем возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные духовно-нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Список используемой литературы

[1] Карташова, В. Н. Ценностно-смысловая сфера дошкольника и раннее иноязычное образование: особенности развития : 2019-07-22 / В. Н. Карташова, А. В. Амбеталь. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 138 с. — ISBN 978-5-9765-4116-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/121945 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

[2] Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

[3] Электронный ресурс https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/02/09/pedagogicheskiy-opyt-po-teme-skazka-kak-sredstvo-duhovno


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!