СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская музыка Н. Ракова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детская музыка Н. Ракова»

ОБОУ ДО «Суджанская детская школа искусств»



Областной конкурс профессионального мастерства в области научно-методического сопровождения образовательного процесса одаренных детей.


Номинация: методическое пособие для педагогических работников












Тема работы: «Детская музыка Н. Ракова»















Автор: Крапивная Н.В. преподаватель по классу

фортепиано ОБОУ ДО «Суджанская ДШИ»









Суджа - 2020

Пояснительная записка


В настоящей статье представлен материал, рассматривающий фортепианное творчество Н.П. Ракова, в частности, музыку, созданную для детей. Краткая характеристика ряда пьес, фортепианных циклов, сонатин позволяет проследить линию педагогической направленности данного репертуара, и, на ряду с этим, понять, насколько они интересны для конкретного исполнения. Данная статья адресована преподавателям ДШИ и может служить вспомогательным материалом для работы в средних и старших классах для реализации программы «Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»






























Детская музыка Н. П. Ракова


Николай Петрович Раков – композитор, скрипач и пианист, профессор инструментовки, отлично знающий все особенности игры на разных инструментах, его произведения, отмеченные высоким вкусом, тонким изяществом и поэтичностью, стали неотъемлемым, классическим репертуаром детских школ.

Большую часть сочинений композитора для детей составляют пьесы для фортепиано. Уже в первом его сборнике, появившемся в 1930 году, определились многие черты, характерные для произведений этого жанра: обращение к музыкальным жанрам и образам, близким народным, жанровая конкретность, опора на лучшие образцы детской классической литературы. Пьесы первого сборника построены на развитие традиций русской музыки.

Открывает сборник «Колыбельная»: «рисунок мягко льющейся мелодии, лишённой больших размашистых скачков, рождён нежным баюканьем, ласковой сосредоточенностью» [2, c. 111]. Спокойный колорит пьесы создаётся благодаря своеобразному ладу, характерному для русских народных напевов. В «Колыбельной» перемежаются два устоя – ля и соль, что создаёт особый колорит.

Следующая пьеса «Марш», где впервые появляется тема, которая затем получит в пьесах композитора широкое развитие: тема детских игр и походов. Призывные фанфары марша сменяются чётко скандированной мелодией. В воображении возникает праздничное шествие ребят.

Третья пьеса сборника «Рассказ», где начало, по своему изложению, напоминает о русском хоровом пении. Воображение уводит к образу народного сказителя. События, тревожные и радостные, спешат, сменяя друг друга. Короткая варьированная реприза звучит, как послесловие, взволнованно заканчивающее повествование.

Последняя пьеса цикла «Петрушка». Неугомонный балагур и насмешник, он пляшет и звенит бубенчиками. Звучит задорная песня, вновь подпрыгивает угловатая мелодия. И вдруг, мы неожиданно видим грустную, усталую улыбку, но это лишь на мгновение. Пьеса заканчивается решительным аккордом.

Между созданием первого и второго фортепианных сборников прошло семь лет. Второй сборник «Новеллетты» - стал более значительным по содержанию, более разнообразным, сложным по приёмам фортепианного письма и средствам выразительности. «Новеллетты» - это десять небольших пьес-рассказов, где повествование о каких-то значительных событиях перемежается шуткой, образы, овеянные поэзией, уступают место задорным, стремительно-полетным.

Первая пьеса «Юмореска», где угловатая, озорная поначалу мелодия оборачивается вдруг беспомощно-жалобной интонацией, ей отвечают лирические разговорные фразы, а затем вступает спокойно-суровая, эпическая тема.

Всё в музыке «Юморески» неожиданно: смена размера, темпа, фактуры. Таким образом создаётся причудливая игра настроений.

Пьеса «Арабеска» продолжает линию светлых образов, начатых в «Юмореске». Она «отличается изяществом, узорчатой фактурой» [2, с. 115].

Следующая пьеса, близкая «Арабеске», - поэтическая «Новеллетта». Спокойная лирическая мелодия движется на фоне изящного хроматизированного сопровождения. Затем светлое течение музыки прерывается грозными возгласами, но они быстро сменяются мягкими, «утешающими» фразами. Повествование заканчивается постепенно замирающей мелодией.

Восьмая пьеса сборника носит название «Песня» и отличается особым лирическим настроением и непосредственностью выражения. В основе этой миниатюры лежит своеобразная мелодия пентатонного склада в размере 7/4. Пьеса «Скерцо» - таинственный танец-марш каких-то фантастических существ. Автор использует низкий регистр, придающий некоторую мрачность, а мерные удары в басу создают образ шествия.

Пьеса «Легенда» является своеобразным повествованием о далёком и славном прошлом нашего народа. Суровые аккорды, плагальные обороты, движение параллельных пустых квинт рождают картину старины. Средняя часть носит героический характер. В глухих басах слышатся тревожные набатные призывы, музыка звучит более напряжённо. Затем вновь вступают торжественные аккорды начала пьесы, поднятые на две октавы, они звучат ликующе светло.

В «Марше» композитор применяет самые разнообразные приёмы. Один из важнейших – «оркестровый» колорит звучания фортепиано. В противопоставлении далёких регистров слышатся различные группы инструментов. Стержнем всей музыкальной картины служит мерное движение аккордов, использование красок дорийского минора и быстрых неожиданных отклонений придаёт всей картине необычный, несколько суровый оттенок.

Три пьесы представляют жанровые разновидности танца.

«Вальс» изящен и поэтичен. Первая тема – хрупкая полётная мелодия, напоминающая о музыкальных табакерках. Во второй теме – полётные мотивы, сочетающиеся с решительными октавными скачками. Третья тема величава и нетороплива. И вновь звучит первая мелодия.

В основе «Мазурки» лежит сопоставление контрастных по характеру тем. Первая часть построена на двух темах, одна из которых капризная, другая простая задорная. Вторая часть воссоздаёт образ народного танца с гудящими волыночными квинтами в басу и размашистыми взлётами мелодии. Этому образу противопоставляется другая тема, рисующая в воображении картину бального танца.

«Тарантелла» более едина по настроению и образному строю это стремительный, исполненный оптимизма танец.

Сборник «Акварели» содержит девять пьес, выдержанных в мягких пастельных тонах, некоторые из которых блещут весельем и юмором.

Настроение сборника определяется его первой пьесой «Акварель». Для неё характерны: светлый четырёхдольный склад, параллельное движение голосов, лидийский мажор, зыбкость гармоний. Пьеса лишена значительных контрастов. Она заканчивается так же светло, как и началась.

Пьеса «Багатель» по своему образному содержанию близка «Акварели». В ней лишь два голоса. Один поёт обаятельную, чуть отрешённую мелодию, второй – аккомпанимирует.

Три пьесы сборника написаны в танцевальном жанре.

«Мазурка» открывается вступлением, и сразу же создаётся образ изящный, чуть томный. Затем возникает кружащаяся мелодия, переходящая в среднюю часть, которая напоминает дуэт двух голосов. И вновь звучат октавы вступления, кружащаяся мелодия первой части, и миниатюра растворяется в лёгком арфовом всплеске.

«Менуэт» лишён обычной чопорности. Он трогательно лиричен.»[2, с. 122] «Вальс» построен на противопоставлении нескольких контрастных мелодий. Основная тема инструментального типа с широким взлётом мелодии, тема скерцозного склада (первый эпизод) и две лирические темы (второй эпизод).

К пьесам танцевального склада можно отнести «Интермеццо» и «Скерцино».

Интересна пьеса «Легенда». Автор вновь использует это название. Однако здесь уже более развёрнутым стало повествование, тесно связанное с формой песни. Родилась инструментальная песня-баллада, где музыкальное развитие подчинено повторению припева и куплета.

Интересен сборник «Из юных дней». Содержание пьес, в которых рассказывается об играх и делах детей, особенно близко юным исполнителям. «Увлекательная игра», «Весёлые забавы», «Рассказ», «Рожь колосится», «Песня» - эти пьесы даже переложены для оркестра русских народных инструментов.

Среди циклических произведений Н. П. Ракова для детей – циклы «Восемь пьес на тему русской народной песни», «Двадцать четыре пьесы во всех тональностях», сонатины, фортепианные концерты и некоторые другие произведения.

«Восемь пьес на тему русской народной песни» - это цикл вариаций. В основе цикла – свадебная песня Калужской области. В цикле она подвергается многим жанровым трансформациям: лирически проникновенно звучит в «Сказке», изящно – в «Вальсе», задорно – в «Мазурке», беззаботно – в «Польке», нежно – в «Колыбельной». Затем – «Марш» и праздничное «Заключение».

Цикл «Двадцать четыре пьесы во всех тональностях» объединён музыкальной аркой, перекинутой от первой к последней пьесе цикла. Мелодия миниатюры «Утренний урок» лежи и в основе пьесы «День прошёл». Драматургическое развитие цикла основано на чередовании контрастных настроений и образов. «Памяти героя», «На прогулку», «Грустная мелодия», «Светлячки», «Шалун», «Задира», «Иду гулять», «Снежинки», «Белые лилии», «Ласточка», «Баллада рыцаря», «В старом городе» - все эти пьесы посвящены, в основном, детям младшего возраста, и потому мир предстаёт в них особенно просветлённым, прозрачным, а темы цикла раскрываются чуть «облегчённо». Фактура изложения также соответствует направленности на учащихся младших классов. Так, ставя перед учениками технические задачи, помогающие им овладеть различными приёмами фортепианной техники, композитор подготавливает детей к восприятию более сложных произведений современной музыки.

Очень разнообразен мир сонатин Н. П. Ракова. «Однако, в отличие от программных пьес, обладающих ясным, чётко прослеживаемым образно-эмоциональным развитием, сонатины более обобщены по своему музыкальному содержанию» [2, с. 129].

Все сонатины предназначены композитором для совсем юных исполнителей. Это одиннадцатая сонатина «Для маленьких» и двенадцатая «Маленькая». Они одночастны, образный мир их ясен и несложен. Музыкальное развитие сонатины «Для маленьких» лишено контрастов и построено на развитии одной темы в характере русской народной песни. Сонатина двухголосна.

«Маленькая сонатина» основана на трёх темах: подвижно-беззаботной, песенной и стремительно-пассажной. Композитор использует тональные и жанровые сопоставления. Сонатина лишена разработки. Однако отсутствие развития тем восполняется их образным варьированием в репризе.

Особенно большой популярностью пользуется Первая сонатина композитора. Она трёхчастна. Музыка первой части отличается разнообразием и эмоциональной наполненностью образов. Вторая часть – это лирический центр произведения. Музыка её пленяет своей красотой и непрерывностью льющегося мелодического потока.

Третья часть сонатины – рондо, в котором рефрен, стремительная токкатная тема, определяет характер всей части. Вся третья часть сонатины играет роль обобщения всего произведения.

Интересна «Юношеская» сонатина. Она лишена контрастов. Главная её тема исполнена непосредственности и обаяния. Побочная тема изложена в прозрачной двухголосной фактуре, где слышны интонации народной песни, так любимые композитором. Разработка невелика, в ней прослеживается лёгкое варьирование (тональность сохраняется при изменённом ладовом наклонении). Затем наступает реприза, основанная на теме побочной партии. Сонатина заканчивается торжественными аккордами.

Наряду с вышеперечисленными произведениями, заслуженной популярностью в педагогическом репертуаре детских школ искусств пользуются пьесы Ракова для фортепиано в четыре руки: «Мазурка», «Мелодия», «Протяжная», «Игровая», «Русская пляска», «На прогулке», «Маленький вальс», «Мечты», «Сказочное шествие». Известны также ансамбли для двух фортепиано: «Грустная песенка», «Весёлая песенка», «Лирический вальс», «Танец».

Николай Петрович Раков сочинял произведения для скрипки, виолончели, духовых и баяна, среди которых и авторские переложения фортепианных миниатюр. Венчает список детских сочинений «Маленькая симфония» - блестящее сочинение, радующее остроумной выдумкой и разнообразием образов. Симфония состоит из четырёх частей. Первая часть построена на развитии двух тем: волевого, героического склада и песенно-романсового. Вторая – проникновенно лирическая, воспевающая красоту русской природы. Третья – задорное, стремительное скерцо. Финал симфонии светлый, пронизанный ритмами танца и песни.

«Маленькая симфония лежит в русле тех классических тенденций, которые с особой силой проявились в последней период творчества композитора», - говорил А. Цукер в своей работе «Н.П. Раков. Очерк жизни и творчества» [3, с. 131]

Все произведения Н. П. Ракова отличаются глубокой содержательностью, изяществом, мелодическим богатством и гармонической изобретательностью. Эта музыка несёт в себе большой заряд жизненной энергии, расширяет эмоциональный кругозор ученика и подготавливает его к восприятию многих более сложных явлений современного искусства.




Список литературы

  1. Никитина Л. Советская музыка. История и современность . – Москва: Музыка, 1991

  2. Они пишут для детей / ред.-сост. Т. Карышева. Вып. 3. – Москва : Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1980

  3. Цукер А. Н. П. Раков Очерк жизни и творчества. Москва : Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1979

11