СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская обувь по санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детская обувь по санитарно-эпидемиологическим требованиям.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»











Детская обувь по санитарно-эпидемиологическим требованиям.



СООБЩЕНИЕ




Студентки 2 курса 214 группы

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль «Начальное образование»

факультета ППиСО

Полянской Анны Алексеевны















Саратов, 2019 г.



Санитарно-эпидемиологические и гигиенические

требования к обуви для детей и подростков

Обувь является составной частью комплекта одежды. Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя. А также – повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др. Обувь с гигиенической точки зрения должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды. Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям – быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы. Тогда пальцы ног располагаются свободно и ими можно шевелить. Но она может явиться причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп. Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмёт ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и с течением времени изменяет форму стопы, нарушает нормальный её рост, деформирует пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года – отморожению, усиливает потливость. Слишком свободная обувь тоже вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и могут возникнуть потёртости, особенно в области подъёма. Перед большим пальцем должно оставаться пространство 0,5 – 1 см.

Гигиенические требования к массе, размеру, фасону, покрою детской обуви. Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, обусловленной особенностями строения стопы в период роста, и к материалам из которых изготавливается обувь. Размер, фасон и жёсткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Стопа ребёнка в раннем возрасте значительно отличается от стопы взрослого по анатомо-физиологическому строению. Для детской стопы характерна радиальная форма, при которой наибольшая ширина отмечается на концах пальцев. Стопа приобретает веерообразную форму. Иное соотношение пяточной и передней частей стопы – у детей относительно более длинная задняя часть (пяточная), что должно учитываться при конструировании обуви. Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста (приблизительно 21 г.), поэтому стопа ребенка может легко деформироваться под влиянием механического воздействия. В связи с этим такие качества как толщина, гибкость подошвы, масса обуви, а также теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию. Низ обуви (стелька, подошва, каблук) – должен иметь оптимальные показатели жёсткости – сопротивление (выраженное в н/см) изгибу по линии соединяющей оловки и плюсневых костей до угла 25 град. “Гибкость обуви регламентируется и должна составлять для гусариковой обуви – 7 н/см, для дошкольной – 10 н/см, для мальчиковой школьной обуви – 9-13 н/см, для девичьей школьной обуви – 8-10 н/см.”

Каблук – искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивостьобуви. При опоре на необутую стопу (без каблука) большая часть нагрузки приходится на задний отдел стопы. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), пока ребёнок не ходит. В обуви с каблуком 2 см нагрузка распределяется равномерно между передним и задним отделом стопы. В обуви с высоким каблуком, то есть выше 4 см большая часть нагрузки приходится на передний отдел стопы (при высоте каблука 8-10 см нагрузка на передний отдел стопы больше в 7 раз, чем на задний отдел). Высота каблука: для дошкольников – 5-10 мм, для школьников 8-10 лет – не более 20 мм, для мальчиков 13-17 лет – 30 мм, для девочек 13-17 лет до 40 мм. Детская обувь должна иметь надёжное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, “липучка”, ремни, застёжка на молнию и др. “Открытые туфли без застёжек (типа “лодочек”) не допустимы для школьной обуви.”

Масса обуви зависит от используемых материалов, конструкции и вида крепления. Норма массы ботинок нормируется. Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендуется натуральная кожа, т.к. она обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, мягкостью, гибкостью и теплозащитными свойствами для летней обуви на ряду с кожей используются различные текстильные материалы или их комбинации с кожей: рогожка, джинсовая и др. В утеплённой обуви для верха рекомендуются сукно, драп, шерстяные и полушерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и х/б материалы. Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные с вложением химических волокон, которые регламентируется санитарными нормами и правилами. Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1-2 см). Тогда ходьба будет не утомительна. Выходные туфли девочек старшего возраста могут быть на среднем, но обязательно устойчивом каблуке, высотой не более 3 см. Вычурных фасонов следует избегать.

Приемы профилактики плоскостопия.

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп, в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте, плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным: массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Виды профилактики:

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии.

Гимнастика при плоскостопии.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие, должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

• В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

• Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

• Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

• Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

• Ходьба на пятках и носках;

• Подъём на пятки и носки;

• Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

• Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

• Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

• Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии.

Методы ознакомления с предъявляемыми требованиями.

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов. Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями В деле решения вопроса здоровья ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье должен соблюдаться принцип единства требований. Необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.