«Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева»
(Дзугаева А.П.
«_____»._________. 20__ г.
расширять представления о художественных особенностях творчества Ф.М.Достоевского.
Этапы проведения урока | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (формируемые способы деятельности) |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
1.Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание обучающихся. | Приветствие. Подготовка к уроку. | Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: следование в поведении моральным нормам, мотивация учения. |
2. Целеполагание и мотивация | Обеспечить мотивации учения обучающимися, принятия ими целей урока | Нацеливает об-ся на необычную форму урока. Предлагает вчитаться в эпиграф к уроку : «А коли захочешь послужить Господу, обласкай ребеночка и помоги ему». - Кто автор этих слов? -Чьими устами говорит автор? ( обращается к группе об-ся, работавших с романом «Братья Карамазовы»). Почему? Приглашает об-ся к серьезному, непростому разговору и формулирует тему и определяет с об-ся задачи урока: | Читают эпиграф к уроку, отвечают на вопросы. Говорят о теме урока, о Ф.М.Достоевском, авторе произведений, с которыми об-ся знакомились в ходе подготовки к данному уроку.( «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание». «Неточка Незванова») Участвуют в обсуждении целей урока. | Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: осмысление; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; самоопределение; целеполагание. Познавательные: целей урока. |
3. Первичное усвоение новых знаний. | Определить место детской темы в творчестве Достоевского. | Вступительное слово. Обращается к теме урока, говорит о непреходящем значении этой темы в масштабах всей мировой художественной литературы. Адресует вопрос к группе: - Почему эта тема так волнительна? -В чем ее непреходящее значение? Предлагает обратиться к известным произведениям Ф.М.Достоевского (нацеливает на работу с домашними заготовками) и выразить свое отношение к детской теме в произведениях писателя. Итак, «дети» Достоевского. В произведениях писателя их много. Они разные, но схожи в одном: счастливых среди них практически нет. К такому выводу мы пришли, обратившись к некоторым произведениям писателя, где есть эта тема. | Отвечают на вопросы и размышляют об актуальности этой темы, о ее вечном звучании. Почему? Для чего? Зачем? Эти и другие вопросы- в центре размышлений об-ся на 1 этапе урока. Обращаются к творчеству Достоевского, называют произведения, где звучит эта тема. Делятся впечатлениями о прочитанном. (« Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова») Делают вывод. Подводят итог 1 этапу урока. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; Познавательные: Поиск необходимой информации; |
4. Осмысление заявленной темы урока. 25 мин | Понять главную идею произведений, объединенных детской темой. | «Нужно прежде всего любовью купить сердца детей наших, ребенку надо дать солнце, светлый пример и хоть каплю любви к нему» В этих словах писателя - главная мысль, объединяющая все эти произведения. Предлагает каждой группе исследователей одного произведения ответить на вопросы: 1. Как живут дети на страницах этих романов? 2. Чего больше в их жизни: радости или горя? 3.Кто виноват? 4. Чего не хватает этим детям? 5. Какими качествами наделяет писатель своих маленьких героев? 6. При всей их непохожести, что у них общего? Достоевский - сторонний наблюдатель или страдающий за детей человек? 7.Какое чувство вызывают у вас дети Достоевского? 8. Чего больше в жизни этих героев - света, любви, тепла, или страданий, нищеты, недетского горя? Итак, к каким обобщениям вы пришли в ходе общего анализа предложенных произведений? Вывод: нет в жизни этих героев света, достатка. Они очень несчастны. Мир, в котором они живут, враждебен. 2 этап урока - история жизни детей. Работа с таблицей, в которой нужно отразить судьбу ребенка с момента знакомства читателя с ним и до конца повествования. | Вдумываются в слова писателя, в которых звучит его боль, его тревога за детей. Группа об-ся, объединенная одним произведением Достоевского, отвечает на вопросы, предложенные преподавателем. 1.Как живут дети на страницах этих романов? 2. Чего больше в их жизни: радости или горя? 3.Кто виноват? 4. Чего не хватает этим детям? 5. Какими качествами наделяет писатель своих маленьких героев? 6. При всей их непохожести, что у них общего? Достоевский - сторонний наблюдатель или страдающий за детей человек? 7.Какое чувство вызывают у вас дети Достоевского? 8. Чего больше в жизни этих героев- света, любви, тепла, или страданий, нищеты, недетского горя? Слушают выступления товарищей, делают обобщения, приходят к определенным выводам. 2 этап урока - рассказ о жизни маленьких героев произведений. ( См. таблицу№1) -Приемные дети Мармеладова («Преступление и наказание») -Неточка Незванова («Неточка Незванова») -Илюша Снегирев и Коля Красоткин («Братья Карамазовы») -Нелли («Униженные и оскорбленные») Стержневой проблемный вопрос этого этапа урока, на который надо ответить: Почему страдают дети? Кто виноват? | Коммуникативные: ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: контроль и коррекция своей деятельности. Познавательные: поиск необходимой информации, работа с текстом. |
5. Проблемное изучение темы. | Обсудить и понять , как живут дети на страницах произведений Достоевского | Предлагает вчитаться еще в один эпиграф к уроку. «Ребенок что цветок: ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища»,- записал в своем дневнике Достоевский. К таким страшным, трагическим обобщениям приходит писатель, наблюдая за жизнью детей из трущоб. Своими наблюдениями художник поделился с читателем в своих произведениях. Преподаватель предлагает об-ся поделиться теперь своими наблюдениями за условиями жизни маленьких героев этих романов и ответить на проблемные вопросы 3 этапа урока -В каких условиях живут дети, герои этих произведений? -По чьей вине? | Каждая группа делает сообщение (домашнее задание): 1. « В каморке у Мармеладовых» 2. « В гостях у Илюши Снегирева» 3. «Где твой дом, Нелли?» 4. «Неточка Незванова: В чужом и враждебном мире». Эти наблюдения над жизнью детей приводят об-ся к определенным обобщениям. В заключении отвечают на проблемный вопрос этой части урока, предложенный преподавателем. -В каких условиях живут дети, герои этих произведений? -По чьей вине? | Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление итогового и пошагового контроля за результатом; Познавательные: Поиск необходимой информации; |
6. «Погружение» в изучаемый материал. | Показать взаимосвязь мира взрослых и мира детей. | «Если страдают взрослые - страдают дети». Тема 4 этапа урока. Докажите справедливость этого высказывания Достоевского. Предлагает заполнить таблицу №2 именами взрослых, которые влияют на судьбы детей. -Какова их роль в жизни героев: положительная или отрицательная? Друг он или враг? -Как они входят в жизнь ребенка? Приводит слова Ивана Карамазова: « Представь, что ты возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, но для этого необходимо замучить всего лишь одного ребенка, и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях?»Предлагает ответить на вопросы: -Почему детская тема волнует Ивана Карамазова? -Что ему важно понять? -Почему этот страшный циничный вопрос он задает Алеше, браты, светлому, богобоязненному юноше? - «Нет, не согласился бы»,-отвечает Алеша. Личность Алеши- одна из центральных в романе. Определите его роль в жижни Илюши и Коли. -Чем он стал для них? « Неужели не видела ты здесь детей по углам, которых матери посылают милостыню просить?» -спрашивает Раскольников Соню. -Чем вызван этот мучительный вопрос у Раскольникова? -Что его мучает и волнует? -Судьба ребенка и взрослого: одно целое, если….(Продолжите этот вывод 4 этапа урока) | Читают эпиграф к уроку, слова Достоевского, и определяют тему 4 этапа урока. Дети и взрослые. Одно целое: если плохо одним, страдают другие. Это закон жизни. Но так ли это всегда? Заполняют таблице №2. Делятся своими наблюдениями над миром взрослых и детей в предложенных произведениях. В словах Ивана Карамазова и Раскольникова пытаются найти ответы на поставленные преподавателем вопросы. Отвечают на вопросы, делают вывод. Подводят итог. Итак, судьма взрослого и ребенка –одно целое. В мире, где страдают взрослые , страдают и дети. Но есть мир, к котором блаженствуют взрослые, и нет им дела до детских страданий. Этот мир не совершенен, преступен. | регулятивные: формирование навыков поиска ответа на вопросы. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: умение делать выводы |
7. Обобщение и осмысление новой темы. | Систематизировать знания, полученные на уроке, понять глубинный, трагедийный смысл рассматриваемой темы. | « Дети делают нас лучше одним соприкосновением с ними. Мы должны родниться с ними каждый час». В этих словах писателя – не только глубокое знание психологии ребенка и его влияния на взрослых, но и конечно, преклонение перед этим маленьким чудом. Огромная, отеческая любовь ко всем детям. - О чем просит Достоевский, к чему призывает? Предлагает вернуться ко всем этапам урока и постараться ответить на вопрос: -В чем особенность детской темы в творчестве Ф.М.Достоевского? -Какая объединяющая основная мысль темы? -К какому выводу вы пришли: Достоевский продолжает следовать традициям мировой и русской литературы в изображении детской темы или у Достоевского свой неповторимый, индивидуальный подход к теме, свое видение в раскрытии этой недетской проблемы? | Слова Достоевского возвращают ко всем этапам урока, заставляют задуматься над этой вечной темой, такой понятной и родной. Возвращаются к выше сказанному, размышляют над проблемным вопросом О чем просит Достоевский, к чему призывает? и предлагают свои варианты ответов. Обобщают материал урока, опираясь на предложенные вопросы. -В чем особенность детской темы в творчестве Ф.М.Достоевского? -Какая объединяющая основная мысль темы? -К какому выводу вы пришли: Достоевский продолжает следовать традициям мировой и русской литературы в изображении детской темы или у Достоевского свой неповторимый, индивидуальный подход к теме, свое видение в раскрытии этой недетской проблемы? | Личностные: умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
8. Рефлексия. | Анализ собственной работы. Оценка деятельности обучающихся. | Организует рефлексию. -Организует самооценку учебной деятельности. (Все ли поставленные задачи выполнены? Тема урока раскрыта? Обучающиеся усвоили материал урока?) - Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. | Обучающиеся называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили. Дают оценку полученным знаниям. Оценивают достижение личных целей урока. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
9. Домашнее задание | | Обучающимся предлагаются по итогам урока следующие темы домашеих сочинений. 1. Почему плачет дети в произведениях Ф.М.Достоевского? 2. Детская тема- больная тема современного общества. 3. «Через детей душа лечится». Докажите справедливость этого высказывания Ф.М.Достоевского. | Анализируют предложенные темы сочинений. | Личностные: Осознание того, чему научился Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Преподаватель _________________Еналдиева А.К..
Таблица №1. Дети в романе .
Таблица №2. Мир взрослых и мир детей в романе.