Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Детский проект «Все о простом карандаше»
Группа детей 6 -7лет
Детский сад «Чебурашка»
с.Галенки
Паспорт проекта .
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Предмет исследования : простой карандаш
По количеству участников : подгрупповой (подготовительная к школе группа )
Участники проекта: дети группы, воспитатели группы, родители детей группы.
Руководитель проекта:
воспитатель
Луговская Н.А.
Актуальность
- Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослыми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь.
- Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?)
- В качестве основного вида поисковой деятельности детей дошкольного возраста является деятельность экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с предметами, элементарные опыты позволяют познать их свойства, качества, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающий мир.
- В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
- Понимая значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в целом, необходимо создавать условия для поисковой деятельности детей.
Мотив :
- Во время использования простого карандаша детей заинтересовало то, почему его называют простым и чем он отличается от цветных карандашей.
Вопросы:
Из чего состоит карандаш?
Кто создал карандаш?
Почему они разные?
Гипотеза:
В карандаше есть
уголь
Модель 3-х вопросов
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Простым карандашом легко рисовать
Как мы узнаем?
Карандаш не лежит в коробке с цветными карандашами
Как устроен?
Спросим у воспитателя.
Карандаш деревянный
Кто придумал?
Спрошу у бабушки.
Все ли карандаши одинаковые?
Кому нужен простой карандаш?
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
Спрошу у папы.
Спрошу у сестры.
Проверим на деле
Выводы:
1.Дети проявляют интерес к предметам и явлениям;
2.Дети имеют представления о принадлежностях для рисования;
3.Дети не знают свойств карандаша.
- Задачи:
- - Формировать у детей представление об окружающем мире.
- - Развивать умение детей поддерживать диалог.
- - Познакомить детей с историей возникновения карандаша.
- - Подвести к пониманию для чего человеку нужен карандаш.
- - Выяснить с детьми состав и свойства.
- - Формировать интерес к поисково-исследовательской деятельности
- - Прививать детям навыки правильного, безопасного обращения с письменными принадлежностями.
- -Формировать мотивационную готовность к обучению в школе
Цель: Получить знания о простом карандаше.
Обеспечение Методическое 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом – М., 2001. 2. Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика № 1, 2006. 3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста – Санкт-Петербург, 2009. 4. Н. Короткова Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду № 1, 2002. 5.Савенков А.И Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002 год 6.Интернет-ресурсы
Материально – техническое:
Дидактическое:
- 1. Оформление опытно - экспериментального центра.
- 2. Создание условий для проведения опытов.
- 1. Оформление картотеки «Опыты и эксперименты»
- 2. Конспекты НОД.
- 3. Подбор по теме.
Литература для чтения
- Рассказ Я.Тайца «Карандаш»
- В.Сутеев «Мышонок и Карандаш»
- В.Сутеев «Две сказки про карандаш и краски»
- "Сказка о Простом карандаше"
- Вера Цаплина
- Ю. Дружков «Приключение Карандаша и Самоделкина»
- В. Постников «Карандаш и Самоделкин на Марсе»
- Книга «Малыши – карандаши» - знакомство с красками.
- Г.А. Юрмин «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»
«Похитители карандашей»
Продуктивная деятельность
НОД «История появления карандаша»
Интеграция образовательных областей: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ »
Совместная и самостоятельная деятельность:
Познавательно-исследовательская:
Опыты с карандашами
Художественно- продуктивная:
Рисование «Наскальная живопись » (уголь)
Ручной труд «Изготовление карандаша».
Оформление мини-музея «Наш помощник-карандаш».
Оформление панно «Кому нужен простой карандаш?»
Совместная деятельность с родителями
- Работа с родителями: 1. Консультация «История простого карандаша». 2. Привлечь родителей к созданию опытно-экспериментального центра в группе, способствовать созданию небольшого уголка дома. 3. Привлечь родителей к созданию мини-музея по теме проекта 4.Подбор материала для изготовления панно
Ожидаемые результаты
- 1. Дети больше узнают о школьных принадлежностях.
- 2. знают разницу между простым карандашом и цветным.
- 3. имеют представление о том, что простые карандаши бывают твердые и мягкие.
- 4. знакомы с историей появления карандаша.
- 5. могут опытным путем узнать, какие свойства имеет карандаш.
- 6. активизируется поисковая и опытническая деятельность.
- 7. обогащается социальный опыт ребёнка.
Этапы проекта
1 этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный)
- Цель: узнать, что такое карандаш.
- Содержание работы: совместно с детьми подобрать необходимую информацию, используя различные источники, выбрать методы исследования.
- Вывод: выяснить, почему простой карандаш «живет» отдельно от цветных ,как он появился, все ли простые карандаши одинаковы.
2 этап – познавательно-исследовательский
- Цель: Дать представление о простом карандаше, его истории, строении, свойствах
- Содержание работы:
1. НОД-презентация
«Путешествие в прошлое карандаша»
2. Чтение литературы по теме
3. Опытно-исследовательская деятельность.
Опыты
Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.)
Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш.
Опыт 3 – Рисунки, сделанные простым карандашом, легко стираются.
Опыт 4 — Свойство карандаша уменьшаться (Дети точат карандаш точилкой).
Опыт 5 — Карандаш может быть острым и тупым.
Опыт 6 — Прочность карандаша.
Опыты
- «Древесный уголь»
- «Карандаши и вода»
- «Удивительные рисунки»
- «Квадрат»
- «Сломанный карандаш»
.
Эксперименты
- 1) Можно ли прожить один день без карандаша?
- 2) Где можно использовать карандаш?
3 этап – результативный
Цель: обобщить знания о простом карандаше, передать их другим детям.
Содержание работы: провести со сверстниками опыты в мини- лаборатории.
Вывод: Простой карандаш практичная, необходимая и незаменимая вещь.
Итоги проекта:
- Дети имеют элементарные представления об истории простого карандаша.
- Имеют представления о значении этого предмета в жизни человека;
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, принимают активное участие в играх;
- Познавательная активность детей выросла.
- Родители проявляют интерес к теме развития у детей познавательного интереса к предметам,событиям и явлениям.
Гру ппа «Цве тик - Семи цвет ик»
Спа сиб о за вни ма ни е !