«Детский мастер-класс» как культурная практика детей дошкольного возраста
Один из основных принципов дошкольного образования «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.)
В процессе взаимодействия со взрослыми, в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок приобщается к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира), т.е овладевает культурными практиками.
Культурные практики, по определению Н.Б Крыловой, - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.
В связи с этим перед педагогами стоит задача создания таких условий, которые позволили бы ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности (когда образовательная деятельность строится не от задач взрослого, а от особенностей ребенка).
Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения в какой – либо области, а так же овладеть способами передачи своего опыта и способами восприятия опыта сверстников. Таким образом, данная форма организации детской деятельности обладает всеми вышеперечисленными характеристиками, так как ребенок, который представляет мастер – класс, выступает в роли «Мастера», а дети, которые принимают участие – в роли «Умельцев».
Структура детского мастер - класса.
Презентация темы мастер-класса (Ребенок презентует свой продукт)
Выбор детьми мастер-класса.
Представление опыта Мастером (Дети показывают свой способ)
Практическая часть
Презентация продуктов деятельности (общий круг, презентуют свои продукты)
Правила организации.
Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. День и время мастер – класса согласуются на групповом сборе.
Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребенком этапы выступления и содержание выступления.
Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
Правила мастер –класса:
Выступая, говори громко, внятно, не торопясь.
Слушай внимательно, не перебивай Мастера.
Вопросы задавай вежливо, после того, как Мастер закончил объяснение
Все работы признаются ценными, плохих работ не бывает.
Ценность детских мастер-классов:
Для детей, дающих мастер-класс:
Приобретение опыта публичных выступлений;
Формирование коммуникативных навыков;
Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
Формирование ответственности;
Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе:
Овладение новыми способами действий;
Приобретение опыта коллективной деятельности;
Формирование умения регулировать свое поведение, подчиняться правилам;
Развитие вопросительности;
Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Для педагога:
Способ поддержки детских инициатив;
Способ сплочения группы;
Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
Возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
Возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
Возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
Увидеть «зону ближайшего развития» своего ребенка;
Способ участия в реализации образовательной программы.
Таким образом, детский мастер - класс способствует успешному достижению целевых ориентиров, представленных ФГОС ДО (инициатива, активность, моторика).
Детский мастер класс как новая культурная практика доступен каждому педагогу и позволяет решать множество задач.