СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский проект "Деньги России: вчера и сегодня"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский проект, созданный на музейных экспонатах школьно музея "Живая история"

Просмотр содержимого документа
«Детский проект "Деньги России: вчера и сегодня"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Шибково

Искитимского района Новосибирской области









Проект «Деньги России: вчера и сегодня»











Выполнили: Пяткова Арина и Руц Юлия, ученицы 7 класса

Руководитель: учитель математики Лоенко Т.В.

















2015 год

Введение


Наш проект называется «Деньги России вчера и сегодня».

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирм, благополучие государства. С детства мы знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги? И когда они появились? Почему деньги менялись? Мы задумались над этими вопросами, когда в школьный музей «Живая история» стали приносить деньги разных лет, решили собрать материал для проведения экскурсии «Деньги России вчера и сегодня», систематизировать имеющиеся в музее монеты и банкноты (экспонаты?) и оформить альбом «Монеты и банкноты».

Цель нашей работы: проследить историю денег России от древности до наших дней и оформить альбом «Монеты и банкноты».

Задачи:

  1. Подобрать литературу по данной теме, изучить, отобрать нужную информацию.

  2. Систематизировать полученную информацию.

  3. Выполнить презентацию своей работы.

  4. Оформить альбом «Монеты и банкноты».

  5. Провести экскурсию «Деньги России вчера и сегодня».

Предмет исследования: российские деньги разных лет.

Этапы работы над проектом:

На первом этапе мы изучали информацию по данной теме, используя различную литературу, энциклопедические словари, словарь русского языка С. И. Ожегова, словарь В. И. Даля, материалы школьного музея, Интернет-ресурсы.

На втором этапе провели обработку собранного материала, систематизировали имеющиеся в школьном музее монеты и банкноты по годам.

На третьем этапе создали презентацию, где представили весь собранный материал.

На четвёртом этапе оформили альбом «Монеты и банкноты».

На пятом этапе провели экскурсию «Деньги России вчера и сегодня» для учащихся школы.

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • метод поиска информации по данной теме из разных источников;

  • Теоретический анализ (обобщение, сравнение и анализ информации);

  • Метод исследования имеющихся экспонатов;

  • фотографирование.


История возникновения старинных денег.

Определение денег из словаря, сказка

Анализируя разнообразные источники, мы пришла к выводу, что точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел - тоже неизвестно. Произошло это примерно в седьмом веке до нашей эры независимо друг от друга Китайцами и жителями Малой Азии - лидийцами .

Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Долго думали наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до определенного времени выполнял успешно. В качестве денег в разные времена у разных народов использовались следующие предметы: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, куски меди, бруски соли, железные прутья и другое. Пользоваться такими так называемыми деньгами было неудобно, так как они, во-первых, быстро изнашивались, а во-вторых, их нельзя было делить на части.

Со временем роль денег стали играть слитки из благородных металлов, золота и серебра. Такие деньги не изнашивались, их можно легко было превратить в слитки, разделить при необходимости на части. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря.

Само слово рубль пришло к нам с XII века, тогда на Руси в хождении были в виде платёжного средства серебряные слитки (гривны). Вес этих слитков составлял плюс минус 200грамм для того времени немалые денежные средства. Вот и приходилось рубить эти слитки на куски - рубить, рубленый, так и получился рубль - кусок серебра от чего-то целого. Но пока рубль стал выглядеть, как монета прошло достаточно много времени. Первые попытки сделать рубль монетой предпринял Алексей Михайлович Романов, отчеканив рубль 1654года. А до этого рубль был расчетной единицей, а не настоящей круглой монетой.

Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне с копьем в руке, от которого и пошло название монеты. Это было в 1554 году. С тех пор копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соотношении 100:1. Само же название «деньги» произошло от слова «тенге» – монеты черканувшийся во время ордынского ига в Орде.

В период правления каждого царя на Руси выпускалась новая монета.

С появлением металлических денег проблемы все-таки не исчезли. Использовать их не всегда было удобно. Достаточно привести один пример. Когда Михаил Васильевич Ломоносов написал оду в честь императрицы Елизаветы Петровны, то за понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны. На перевозку денег потребовалось несколько подвод.

Неудобство использования металлических денег привело к тому, что появились бумажные деньги. Изобретены они были в Китае, в VII веке.

В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, ласково называемую «катенькой». Россия обладала рекордом по количеству денежных единиц внутри одной страны. Во время гражданской войны по стране «гуляло» свыше двух тысяч самых разных и невероятных денежных знаков. Все это, конечно, создавало неразбериху и не поддавалось регулированию. Лишь начавшаяся в 1922 году денежная реформа позволила сделать рубль полновесным и уважаемым.

Соотношения старинных денег России.

Используя данные справочников, словаря В. И. Даля мы составила таблицу соотношений старинных денег, существовавших на Руси. Такая таблица поможет лучше понять значение каждой из денежных единиц.


Рубль = 100 копеек = 200 денег = 400 полушек = 2 полтины.

Полтина = 50коп. = 100 денег = 200 полушек.

Полуполтина = 25коп. = 50 денег = 100 полушек.

Гривна = 10коп. = 20 денег = 40 полушек.

Алтын = 3 коп. = 6 денег = 12 полушек.

Грош = 2 коп. = 4 деньги = 8 полушек.

Копейка = 2 деньги = 4 полушки.

Деньга = ½ копейки = 2 полушки.

Полушка – ¼ копейки.

Гривна(серебром) – 16 лотов.(Лот – вес в 3 золотника)

Гривна(золотом) – 56 червонцев (Червонец – 3 руб.)

Из представленных выше денежных единиц в настоящее время только рубль и копейка остались в обращении. Остальные денежные единицы стали историей.

Копейка рубль бережёт.

Много ли можно было купить на копейку в разное время?

В XVI веке: пуд ржи стоил 5 копеек (то есть на 1 копейку можно было купить 3 кг ржи), топор - 7 копеек, замок - 5 - 10, корова и лошадь шли по рублю, одежда (по сравнению с зерном и инструментами) стоила недешево: простая сермяга (крестьянский кафтан из грубой шерсти) обходилась в 20 – 40копеек.

В XIX веке перед революцией на копейку можно было: пообедать в трактире, четверть ржаной муки (что составляло примерно 4 пуда) можно было приобрести за 30 копеек, пуд коровьего масла - за 60 копеек. Рыбу можно было купить по 37 копеек за пуд семги.

В советское время: за одну копейку можно было купить: два простых конверта, кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два медиатора для гитары или коробок спичек. Две копейки тратили на телефонный звонок по городу из автомата, стакан чая, простой карандаш, ластик, школьную тетрадь на 12 листов, пачку пистонов, большинство газет, ежемесячный комсомольский взнос.
Деньги советского периода

После революции 1917 года в России стали выпускать новые деньги. Старые российские монеты уступили своё место новым – стали чеканить монеты СССР.

Как только форма и внешний вид новых денег были определены, государство приступило к их массовому выпуску. Чеканка из серебра началась в 1921-1923 годы. Их номинал: 10 копеек, 15, 20 и 50, а также 1 рубль.

В обращении первые монеты СССР появились в 1924 году. В то же время стартовал выпуск и медных денег: 1, 3 и 5 копеек.

Было несколько денежных реформ, поэтому деньги претерпели ряд изменений.

В 1991 году вместо привычного Советского герба на деньгах появились Спасская башня и купол здания Сената Кремля. А самые последние монеты СССР – это 10 рублей, на которых 1992 год указан как дата выпуска. На монетном дворе их чеканили всего лишь два январских дня. После краха СССР в 1992 году отчеканили самые первые монеты в России. Именно тогда в свет вышли новые деньги современной Российской Федерации и сразу же пустились в обращение.

Курс рубля в разное время

В 1897 году золотое содержание рубля составляло 66 2/3 копейки золотом, что укрепило доверие к российской валюте, ставшей одной из самых надёжных в мире.

Был только официальный курс, его публиковали в СМИ.
В 1970- начале 80-ых годов. Доллар стоил около 60-70 копеек


















Заключение.

Работая над проектом мы:

научились ставить цели и формулировать задачи, работать в группе, отбирать нужный материал, работать со справочной литературой и в сети Интернет, систематизировать материал.

В результате работы над проектом была сделана презентация проекта, оформлен альбом «Монеты и банкноты», и проведена экскурсия в школьном музее для учащихся 3 класса «Деньги России вчера и сегодня».

Изучая вопрос о старинных денежных единицах, мы узнала о науке, которая занимается изучением монет. Эта наука называется «Нумизматика».

В современном мире деньги играют большую роль в жизни людей.

Монеты и купюры существуют до сих пор и трудно представить нашу жизнь без них. Но и они не всегда удобны в обращении. В наше время взамен наличному расчету приходит безналичный. Так многие расчеты в настоящее время можно вести с помощью пластмассовых кредитных карточек. Мы думаю, что со временем могут появиться и другие варианты для замены наличных расчётов и деньги постепенно станут историей.














Список литературы


1. Обществознание . 7 класс

Детская энциклопедия. Том 2. М.: Педагогика, 1972 г.

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т. 1. М.:

Филологическое общество «Слово», 1993 г.

3. Математика. Учебник - собеседник для 5 класса средней школы. М.:

Просвещение, 1994 г.

4. Народные русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева. М.:

Художественная литература, 1979 г.

5. Русские пословицы и поговорки. Сборник. М.: Художественная

литература, 1988 г.

6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2004 г.

7. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 кл.: Учеб. Для

общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

8. Олехник С. Н. Старинные занимательные задачи. - М.: Вита - Пресс, 1994.
















Приложение № 1.


Копейка Полушка


















Гривна














П










Приложение № 2.



Монета Петра I. (1689-1725)











Монета императрицы Елизаветы.

(1741-1762)








Монета Екатерины II. (1762-1796)










Монета Павла (1796-1801)







Приложение № 3.
















Монета Александра I.














Приложение № 4.

Старинные деньги в русских пословицах и поговорках


1. Иному слова не скажи, а только грош покажи.

2. Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за

пазухой грош на всякое время хорош.

3. Не было ни гроша, а вдруг алтын.

4. Добр Мартын, коли есть алтын? Худ Роман, пока пуст карман.

5. На грош амуниции, а на рубль - амбиции.

6. Гроша не стоит, а глядит рублем.

7. При работе коллективной каждый грош вернется гривной.

8. У лодыря ни гроша, а у колхозника жизнь хороша.

9. На рубль ступает, рубль поднимает, на полтину глядит, сто рублей

говорит.

10. Работнику полтина - мастеру рубль.

11. Он ломаного гроша не стоит.

12. Грош за него дать мало, а два много.

13. Обманешь на алтыне, не поверят и в полтине.

14. Поскупился на гривну - потерял рубль.

15. Скупой удавится, а гроша не даст.

16. Скупому душа дешевле гроша.

17. Денег ни гроша, да слава хороша.

18. Муж - полтину, жена - холстину, все в одно место кладут, так и хорошо

живут.

19. Не сули чужой полтины, дай свой алтын.

20. Ум без догадки гроша не стоит.

21. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

22. Думай, не думай, а сто рублей деньги.

23. У кузнеца что стукнул, то пятак.

24. Нужда последнюю копейку ребром катит.

25. За свой грош везде хорош.

26. Без копейки рубля не бывает.

27. Копейка рубль бережет.

28. И слова не скажи, только грош покажи.

29. Есть грош, так будет и рожь.

30. Копейка обоз гонит.

31. Копейку пожалеешь - рубль потеряешь.
























Приложение №5.

Старинные деньги в литературных произведениях.


…повадился Сенька кажную ночь ходить в царскую кладовую да забирать деньги. Полные карманы золота и серебра набивает…

( Вор. Русская народная сказка.)


…Эх, братец, о деньгах, что ли, сумневаешься? Да у меня денег куры не клюют. Тотчас вынул из кармана золотой, бросил его на стол…

(Морока. Русская народная сказка.)


…Что ты, шальной? Где слыхал про такие дорогие кожи? Возьми два с полтиной

( Дорогая кожа. Русская народная сказка.)


…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, засыпь землей…

( Золотой ключик, или приключения Буратино. А. Н. Толстой.)


…Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин…

(Ночь перед рождеством. Н. В. Гоголь.)


…Вот жиду показалось скучно дожидаться срока. Почесал себе пейсики, да и содрал с какого-то приезжего пана мало не пять червонцев.

(Сорочинская ярмарка. Н. В. Гоголь.)



Приложение № 6.

Задачи.

1. Хозяин послал работника на базар, дал ему полтину и велел купить 6 гусей по два алтына за штуку, 8 кур за алтын и две полушки за каждую штуку. Хватит ли работнику денег для покупки?


2. В следующий раз хозяин дал работнику полтину и 3 алтына и попросил купить шубу за 9 алтын и валенки за 5 полушек. Сколько денег останется у работника?


3. Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 14 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 4 месяца, решил уйти. При расчете он получил только кафтан. Сколько стоил кафтан?


4. Два аршина сукна стоят 8 алтын. Сколько копеек стоят 50 аршин такого же сукна?


5. Бочка масла стоит 20 полтин. Сколько рублей надо заплатить за 8 таких же бочек?


6. Аршин сукна стоит 20 копеек. Сколько аршин сукна можно купить на золотой гривенник?


7. Один человек купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 5 алтын. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?


8. Продавал крестьянин на рынке яйца. Подошел к нему торговец и спрашивает: «Сколько стоит десяток?». Крестьянин ответил:: «Пять полушек». Торговец подал крестьянину алтын. Сколько копеек должен сдать крестьянин?

9. Двое крестьян поделили между собой 7 гривен, причем один получил на 3 гривны больше другого. Сколько копеек досталось каждому из них?


10. Хозяин разделил 25 рублей на две части так, чтобы одна часть была в 49 раз больше другой и меньшую часть дал работнику за пять дней работы. Сколько стоил один рабочий день у этого работника?

























Приложение № 7.

Задачи.


  1. Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?


  1. Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит вся покупка?


  1. Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын. Сколько каких баранов было куплено?


  1. Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая - по 2 яйца через 3 дня, а третья - по 1 яйцу через 2 дня. Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?


  1. Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него оставалось 20 алтын. Когда же стал давать за девять бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною. Сколько денег было у этого человека?


  1. Четверо купцов имеют некоторую сумму денег. Известно, что, сложившись без первого, они соберут 90 рублей, сложившись без второго - 85 рублей, сложившись без третьего - 80 рублей, сложившись без четвертого - 75 рублей. Сколько у кого денег?


  1. Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день будет платить ему по 20 копеек, а за каждый нерабочий день вычитать 30 копеек. По прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?


  1. Принес крестьянин на рынок продавать яйца. Подходит к нему торговец и спрашивает: «Сколько стоит десяток яиц?». Крестьянин ответил замысловато: «Двадцать пять яиц без полушки стоят пять полушек без пяти яиц». Сосчитайте, по какой цене продавал крестьянин десяток яиц.


  1. Куплено 9/4 аршина сукна и за них уплачено 25/4 гривны. Сколько надо уплатить за 289/4 аршина сукна?


  1. Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. «Хорошо,- ответил продавец,- если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди в его подковах. А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь полушку, за второй гвоздь заплатишь две полушки, за третий гвоздь - четыре полушки, и так далее за все гвозди: за каждый в два раза больше, чем за предыдущий». Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?


  1. Крестьянин менял зайцев на кур: брал за всяких двух зайцев по три курицы. Каждая курица снесла яйца - третью часть от числа всех куриц. Крестьянин, продавая яйца, брал за каждые 9 яиц по столько копеек, сколько каждая курица снесла яиц, и выручил 72 копейки. Сколько было кур и сколько зайцев?


  1. Некто имеет трех коней да богатое седло за 55 рублей. Оседланный первый конь стоит столько, сколько стоят вместе неоседланные второй и третий кони. Оседланный же второй конь стоит столько, сколько стоят вместе неоседланные первый и третий кони, а оседланный третий конь стоит столько же, сколько стоят вместе неоседланные первый и второй кони. Найди цену каждого коня.


  1. Деньги, оставленные после смерти купца, были разделены по завещанию между его сыновьями. Старший сын получил 100 рублей и 1/6 часть остатка. Вслед за ним второй сын получил 200 рублей и 1/6 остатка. Затем третий сын получил 300 рублей и 1
    6 остатка и так далее до последнего сына, который получил все, что осталось после старших братьев. В результате оказалось, что все сыновья получили денег поровну. Сколько было сыновей и какова сумма наследства?


  1. Двое, Андрей и Федор, обмениваются деньгами. Сначала Андрей отдал часть своих денег Федору, потом Федор Андрею, затем опять Андрей Федору и, наконец, Федор отдал Андрею деньги в последний раз, и после этой передачи у каждого стало по 160 рублей. Количество передаваемых денег всякий раз было равно количеству денег у получающего их. Сколько денег было у Андрея и Федора первоначально?


  1. Две крестьянки продали 100 яиц. Они продавали яйца по разной цене, но денег они выручили поровну. Первая сказала второй: «Если бы твои яйца были у меня, то я бы получила за них 45 копеек». На что вторая ответила: «А я бы за твои выручила 20 копеек». Сколько яиц было у каждой крестьянки?


  1. Крестьянин, покупая товары, сначала уплатил первому купцу половину своих денег и еще 1 рубль; потом уплатил второму купцу половину оставшихся денег да еще 2 рубля и, наконец, уплатил третьему купцу половину оставшихся денег да еще 1 рубль. После этого денег у крестьянина совсем не осталось. Сколько денег было у крестьянина первоначально?




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!