СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский рисунок – и его внутренний мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Просмотр содержимого документа
«Детский рисунок – и его внутренний мир»

    Детский рисунок –  ключ к его внутреннему миру мастерская с педагогами Тренер: педагог-психолог Иванова ИВ

Детский рисунок – ключ к его внутреннему миру

мастерская с педагогами

Тренер: педагог-психолог Иванова ИВ

«Цветные слова»   Гимнастика для мозга  Задача: быстро назвать цвет слов, а не читать слова  ЖЕЛТЫЙ  СИНИЙ  ОРАНЖЕВЫЙ  ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ  КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕРНЫЙ  СИНИЙ  КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ  СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

«Цветные слова»

Гимнастика для мозга Задача: быстро назвать цвет слов, а не читать слова

ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕРНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

Многие педагоги, родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться. Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел.

Многие педагоги, родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться. Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел.

Как читать детские рисунки? Детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Как читать детские рисунки?

Детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Рисунок человека Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы. Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища. В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда. Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках.

Рисунок человека

  • Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.
  • Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища.
  • В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.
  • Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный).
  • Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках.
На что обратить внимание на рисунке? Расположение рисунка на листе: в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям; в нижней части листа – заниженная самооценка; в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение; выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога. Размер рисунка : значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности; меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

На что обратить внимание на рисунке?

Расположение рисунка на листе:

  • в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;
  • в нижней части листа – заниженная самооценка;
  • в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;
  • выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Размер рисунка :

  • значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;
  • меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.
Важным показателем являться сила нажатия на карандаш : Это — показатель психомоторного тонуса ребенка. Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша. Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки. Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш :

Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

  • Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.
  • Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности.
  • А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.
  • Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности.
  • Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.
Цветовая гамма рисунка Необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Цветовая гамма рисунка

Необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Как можно определить значение цвета в детском рисунке темно-синий  – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое; зеленый  – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности; красный  – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость; желтый  – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм; фиолетовый  – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету); коричневый  – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции; черный  – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях; если ребенок предпочитает  простой карандаш и не раскрашивает рисунок  – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Как можно определить значение цвета в детском рисунке

  • темно-синий  – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
  • зеленый  – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
  • красный  – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый  – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый  – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый  – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный  – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок предпочитает  простой карандаш и не раскрашивает рисунок  – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
 Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:  Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.  Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш?
  • Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор?
  • С какими цветами он его комбинирует?
Важен и темп работы ребенка Если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, А вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Важен и темп работы ребенка

  • Если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента,
  • А вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния.
  • Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик.
  • Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).
Подсказкой будут реплики ребенка во время работы Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен.  Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы

Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен.

Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе.

Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Общее впечатление, которое производит рисунок Есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов. Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. 

Общее впечатление, которое производит рисунок

  • Есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.
  • Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. 
Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его  структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя. Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.
  • Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его  структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.
  • Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.
Также заметьте,  в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним. Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.
  • Также заметьте,  в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.
  • Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия.
  • А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.
При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента

  • по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики);
  • интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.
Анализируем рисунок семьи   Расположение фигур на рисунке Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Анализируем рисунок семьи

  Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.  Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
  • Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту. 
  • Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Изображение себя Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)». Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Изображение себя

  • Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой.
  • Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
  • Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку».
  • Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе.
  • Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Тест «Рисунок человека» Позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики: эмоциональное состояние, наличие тревожности и страхов, уровень самооценки и психологического благополучия, социальную направленность личности, уровень агрессивности, умения общаться, степень эмоциональной устойчивости.

Тест «Рисунок человека»

Позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики:

  • эмоциональное состояние,
  • наличие тревожности и страхов,
  • уровень самооценки и психологического благополучия,
  • социальную направленность личности,
  • уровень агрессивности,
  • умения общаться,
  • степень эмоциональной устойчивости.
Рекомендации Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь. Обратите внимание на следующие факторы: Композиция  рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи. Какие  цвета  использует ребенок. Каким  деталям  он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша. Какие  необычные элементы  есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи). Как ребенок  изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Рекомендации

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы:

  • Композиция  рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
  • Какие  цвета  использует ребенок.
  • Каким  деталям  он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
  • Какие  необычные элементы  есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
  • Как ребенок  изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Работа с родителями Техника «Сендвич» Решение педагогических задач, ситуаций

Работа с родителями

Техника «Сендвич»

Решение педагогических задач, ситуаций


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!