Мирсанова А.В.
Детский театр моды как форма допрофессиональной подготовки учащихся
Допрофессиональная подготовка обучающихся в системе дополнительного образования (на примере детского театра моды)
Современная социокультурная ситуация предъявляет новые запросы к содержанию и качеству образования молодого поколения. Задачей современного образования является воспитание всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним проблемы, готового и способного креативно, с полной отдачей сил работать.
Перенесение акцента с информационно-запоминающего обучения на выработку способностей к получению новых знаний, овладению методами творческой деятельности – одно из направлений современной педагогики. Активизация самостоятельной деятельности обучающихся в сочетании со способностью критически оценивать ход решения поставленной задачи формирует оригинальность мышления и нестандартный подход к проблеме, выражающийся в готовности использовать личные способности, не ограничиваясь уже испытанными способами достижения целей и отработанными схемами.
Проблема профессионального самоопределения всегда являлась кардинально важной как для каждого конкретного человека, так и для всего общества в целом. Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу – профессионала высокого класса.
Реализация современных требований, предъявляемых к системе образования, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации и предпрофессиональной подготовки. Предпрофессиональная подготовка представляет собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах.
Сегодня в отечественной системе образования параллельно с общеобразовательной школой функционирует широкая сеть организаций дополнительного образования, создавая условия для развития деятельности разнообразных объединений детей и подростков. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей цели, общего позитивного результата.
Традиционно сложившиеся направления дополнительного образования определяются объективной необходимостью пополнить общее базовое образование, направленное, прежде всего на изучение основ наук. При этом система дополнительного образования должна ориентироваться на перспективные виды будущей деятельности учащихся, что обуславливает поиск новых образовательных форм и методов.
Дополнительное образование имеет ряд особенностей. Оно доступно, здесь могут заниматься любые дети – и одаренные, и проблемные. Очень важно то, что дополнительное образование осуществляется круглогодично. Занятия возможны с любого возраста, при любом уровне предшествующей подготовки.
Дополнительное образование художественно-эстетического профиля – по-прежнему одно из самых массовых и популярных среди родителей и детей. На современном этапе оно имеет специфические возможности для развития и решения проблемы формирования творческой личности ребенка и его допрофессиональной подготовки. Большое место в дополнительном образовании занимает эстетическое, художественное воспитание, которое обозначено сегодня как фундаментально-значимое во всех сферах школьной и внешкольной жизни.
Рассматривая художественно-эстетический профиль системы дополнительного образования, можно выделить множество видов объединений детей по интересам, отличающихся задачами и спецификой деятельности. Это детские творческие объединения, кружки, клубы, секции, студии, театры и др.
В них создается специфическая среда общения и совместной деятельности детей, где занятия способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретном виде творчества; позволяют детям удовлетворить разнообразные интересы и определиться в правильности своего выбора.
Сам процесс обучения необычайно привлекателен – участие в выставках, смотрах, конкурсах, использование результатов обучения в повседневной жизни, собственная творческая деятельность – как индивидуальная, так и коллективная.
Подрастающее поколение должно быть готово к тому, что в течение жизни ему придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь самостоятельно искать работу и трудоустраиваться. В связи с этим необходимым компонентом допрофессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования детей должно стать развитие профессиональной мобильности воспитанника, которая включает умение взаимодействовать с рынком труда и продвигать себя на нем, планировать карьеру.
Ключевой задачей сегодня является подготовка детей и подростков к профессиональному и карьерному росту, формирование способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, социализируя личность через труд.
Особую роль в выполнении этой задачи призваны сыграть школьные театры моды.
Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Театр моды как своеобразный синтез музыки, сценического движения, драматургии, костюма, причёски и макияжа может помочь ребятам в самоутверждении, завоевании авторитета в своей среде, выборе профессии.
«Театр моды «Жемчужина», существующий на базе МБОУ «Клюквинской СОШ», – добровольное творческое объединение детей в возрасте от 8 до 18 лет, стремящихся совершенствовать свои знания в области моды и стиля, развивать свой творческий потенциал, приобретать умения и навыки сценического движения, демонстрации одежды различных стилей и эпох, участвовать в постановке и выступлениях театра.
Обучение по общеразвивающей программе «Театр моды «Жемчужина» предоставляет детям и подросткам возможность приобретения компетентности в творческом и сложном виде деятельности – конструировании одежды; понимание того, что чем выше уровень компетентности, тем больше человек будет востребован и мобилен в дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность программы работы данного детского творческого объединения обусловлена повышенным интересом детей и подростков к познанию современных тенденций модной индустрии, а также к изучению исторического костюма.
Ведущей педагогической идеей программы является оказание социально-педагогической поддержки в формировании личности обучающихся, развитии их творческих способностей и помощь в выборе ориентиров в дальнейшей профессиональной деятельности.
Целью программы является развитие творческого проектного мышления через овладение основными техниками проектирования, изготовления и оформления изделия.
Основными задачами являются:
– воспитание культуры труда, последовательности, аккуратности в работе через совершенствование практических знаний и умений в области конструирования и технологии изготовления одежды;
– активизация художественного вкуса, нравственной культуры, этикета в одежде через освоение способов создания эффекта неповторимости в формировании собственного имиджа;
– содействие профессиональной ориентации воспитанников.
В рамках реализации образовательной программы обучающиеся выполняют ряд проектов – от более простых, посвященных созданию технологически несложной продукции модной индустрии, до более сложных по исполнению и требующих большой творческой работы по поиску идеи дизайна продукции.
Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды способствует формированию художественного вкуса, социальной адаптации и допрофессиональному определению подростков.
Важная форма подведения итогов обучения – это подготовка и участие в конкурсах юных модельеров. Безусловно, высокие результаты участия обучающихся в фестивалях, российских и международных конкурсах юных модельеров таких как: «Экзерсис», «Кутюрье года», «Образ», «Русский силуэт» и других можно считать одним из главных показателей качества обучения, но самое главное, что подобная практика воспитывает вкус, формирует эстетические ценности.
Работа над коллекцией – захватывающий творческий процесс, включающий в себя различные способы коммуникации и обеспечивающий на практике принцип свободы, предоставляя обучающимся реальные возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, воспитывает чувство ответственности за ее результаты. Успешное осуществление коллективного проекта стимулирует попытки создать что-то новое.
Участие в конкурсе побуждает к творческой деятельности, воспитывает вкус, формирует эстетические ценности, развивает профессиональные способности. Разработка общей концепции коллекции, создание эскизов, конструкции, подбор материалов, изготовление моделей одежды – важнейшие этапы творческого процесса, но немаловажной частью работы ребят является и организация показа коллекции одежды.
Логическое завершение, итог всей учебной деятельности системы «Театр моды «Жемчужина» – создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды.
Появление спектакля – увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создания декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Иногда это – яркое историко-культурное путешествие, повествующее о моде былых эпох и других стран.
В целом предпрофессиональная подготовка в детском театре моды связана с формированием творческого мышления, обеспечивает осознанность выбора, социализацию и социальную адаптацию развивающейся личности.
Мой собственный интерес к данному виду творческой деятельности сформировался еще в школьные годы, когда мне посчастливилось быть участницей детского театра моды, созданного в школе № 40 г. Курска учителем технологии (сейчас – доцентом кафедры ЮЗГУ, кандидатом педагогических наук) Будниковой О.В.
Творческий импульс, полученный в детстве, интерес к культуре разных времен и народов, а также к рукоделию и художественной обработке ткани привел меня в Курский государственный университет, где я получила образование сразу по двум специальностям: культурология и дизайн костюма.
Сегодня уже мои воспитанники, дети, ранее занимавшиеся в театре моды «Жемчужина», являются студентами, обучающимися по специальности «Дизайн» в Российском государственном социальном университете (Н. Лунева, Е. Машошина).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что допрофессиональная подготовка обучающихся может быть реализована в рамках творческой деятельности в детском театре моды, занятия в котором направлены на обеспечение возможности детям попробовать себя в интересующей их конкретной профессии, в данном случае – дизайнера-модельера, историка костюма или демонстратора одежды (манекенщицы).