СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-родительские отношения с подростками. Конфликты.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологами разработано много рекомендаций по нормализации детско-родительских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты.

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительские отношения с подростками. Конфликты.»

Детско-родительские отношения с подростками. Конфликты. Педагог-психолог МБОУ г. Иркутска СОШ № 55 Шилова Марина Юрьевна

Детско-родительские отношения с подростками. Конфликты.

Педагог-психолог МБОУ

г. Иркутска СОШ № 55

Шилова Марина Юрьевна

Конфликт – несоответствие, что-то идет не так

Конфликт – несоответствие, что-то идет не так

Типы детско-родительских конфликтов и способы их преодоления

Типы детско-родительских конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия Что делать: Постараться осознать свои противоречивые чувства Попытаться гасить в себе недовольство и раздражение Объективно оценить достоинства и недостатки подростка Сбалансировать систему обязанностей и прав

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Что делать:

  • Постараться осознать свои противоречивые чувства
  • Попытаться гасить в себе недовольство и раздражение
  • Объективно оценить достоинства и недостатки подростка
  • Сбалансировать систему обязанностей и прав
2. Диктатура родителей Что делать: 1. Введите некоторые правила: • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина, • не трогать личные вещи, • не подслушивать телефонные разговоры. 2. Оставьте за подростком право выбора друзей, музыки, одежды и т.д. 3. Искренне объясняйте свои чувства, не давите, не унижайте, не наказывайте физически.

2. Диктатура родителей

  • Что делать:

1. Введите некоторые правила:

не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

не трогать личные вещи,

не подслушивать телефонные разговоры.

2. Оставьте за подростком право выбора друзей, музыки, одежды и т.д.

3. Искренне объясняйте свои чувства, не давите, не унижайте, не наказывайте физически.

3. Мирное сосуществование – скрытый конфликт Что делать: 1. поменяйте тактику общения 2. установите систему запретов 3. включитесь сами в жизнь подростка 4. помогите ему участвовать в жизни семьи – создайте «совет семьи»

3. Мирное сосуществование – скрытый конфликт

  • Что делать:

1. поменяйте тактику общения

2. установите систему запретов

3. включитесь сами в жизнь подростка

4. помогите ему участвовать в жизни семьи – создайте «совет семьи»

4. Конфликт опеки  Что делать: 1. не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму 2. примите ребенка таким, какой он есть 3. помогайте, но не решайте за него 4. стимулируйте общение со сверстниками 5. дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу, дозируйте порицание

4. Конфликт опеки

  • Что делать:

1. не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму

2. примите ребенка таким, какой он есть

3. помогайте, но не решайте за него

4. стимулируйте общение со сверстниками

5. дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу, дозируйте порицание

5. Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия» Что делать: 1. станьте терпимее к недостаткам подростков 2. найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре 3. не унижайте, а поддерживайте 4. не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой войны 5. уверьте ребенка, что вы всегда будите его любить и гордиться его достоинствами

5. Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия»

  • Что делать:

1. станьте терпимее к недостаткам подростков

2. найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре

3. не унижайте, а поддерживайте

4. не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой войны

5. уверьте ребенка, что вы всегда будите его любить и гордиться его достоинствами

Оптимальный тип семьи: партнерство Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее.

Оптимальный тип семьи: партнерство

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью,

укрепляет ее.

Активное слушание  1) Повернитесь к нему лицом, ваши глаза и глаза ребенка на одном уровне  2) Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме.  3) В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку.  4) Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Активное слушание

1) Повернитесь к нему лицом, ваши глаза и глаза ребенка на одном уровне

2) Не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме.

3) В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку.

4) Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин)  1) Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет, и т.д. Родитель говорит о своем желании или своей проблеме, о том, как он видит ситуацию, что его устраивает в ней, и что ему не нравится в ситуации.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин)

1) Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет, и т.д. Родитель говорит о своем желании или своей проблеме, о том, как он видит ситуацию, что его устраивает в ней, и что ему не нравится в ситуации.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин) 2) Способ предложений. Этап начинается с вопроса: «Как нам быть?». После этого надо обязательно подождать и дать ребенку возможность первому высказать свои проблемы. Сначала предложения просто набираются, без критики и анализа. Затем родители предлагают свои точки зрения на этот счет.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин)

2) Способ предложений.

Этап начинается с вопроса: «Как нам быть?». После этого надо обязательно подождать и дать ребенку возможность первому высказать свои проблемы. Сначала предложения просто набираются, без критики и анализа. Затем родители предлагают свои точки зрения на этот счет.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин) 3) Оценка предложений и выбор наиболее оптимального. На этом этапе происходит обсуждение предложений. Предыдущие шаги уже помогли создать атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить эту атмосферу излишне грубой критикой или авторитарностью.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин)

3) Оценка предложений и выбор наиболее оптимального.

На этом этапе происходит обсуждение предложений. Предыдущие шаги уже помогли создать атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить эту атмосферу излишне грубой критикой или авторитарностью.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин) 4) Детализация принятого решения. Необходимо определить, каким конкретным образом будет внедряться решение в реальную жизнь.  5) Выполнение решения, проверка. Выполнение решения осуществляется всеми членами семьи.

Модель решения конфликтной ситуации (В.В. Столин)

4) Детализация принятого решения. Необходимо определить, каким конкретным образом будет внедряться решение в реальную жизнь.

5) Выполнение решения, проверка. Выполнение решения осуществляется всеми членами семьи.

Авторитет – это человек, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении окружающими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости

Авторитет – это человек, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении окружающими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости

Научитесь слушать ребёнка! Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете. Не отвечайте на агрессию агрессией; Не оскорбляйте и не унижайте ребенка ни словом, ни жестом, ни взглядом; Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов - ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд; Предложите ребенку обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
  • Научитесь слушать ребёнка!
  • Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.
  • Не отвечайте на агрессию агрессией;
  • Не оскорбляйте и не унижайте ребенка ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов - ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
  • Предложите ребенку обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
  • Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!