СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-родительский мастер-класс "Чудо - обереги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделок.

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительский мастер-класс "Чудо - обереги"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Глазова Детский сад №30 «Аленький цветочек»










Детско-родительский

мастер-класс

"Изготовление Удмуртского оберега"








Выполнила воспитатель старшей группы

Евстафьева Анна Андреевна


















2023 год

Занятие 1. Тема «Чудо-обереги».

Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделок.

Цель работы: 

1.      Повышение уровня педагогической культуры родителей.

2.       Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

3. Познакомить детей и родителей с историей возникновения оберега, его видов и символическими значениями предметов.

3.      Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей, укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.

Задачи работы:

1. Установление единства в воспитании детей;

2. Педагогическое просвещение родителей;

3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,

5. Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

6.Знакомство с историей возникновения оберега, его видов и символическими значениями предметов.

7.Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – тестопластика;

8.Использование теста для развития творческих способностей детей.

9.Познакомить с рецептами приготовления теста, о способах его окраски, применении дополнительных инструментов и приспособлений ;

10.Вызвать интерес к данному виду деятельности.

11.Развивать мелкую моторику и гибкость пальцев;

12.Умение работать в команде.

 

 «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Перед ребенком и родителями в процессе работы открывается мир фантазии. Дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

 

Материал: соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки для лепки; кисти, стаканы с водой, презентация «Чудо-обереги».

Участники мастер класса: дети, родители воспитанников, воспитатель.

Планируемые результаты: родители воспитанников имеют представление о технологических возможностях соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепки, узнают основные развивающие функции лепки, возникает интерес к лепке из солёного теста, как к виду художественного творчества. Родители и дети знают историю возникновения оберегов, его виды и символичное значение предметов.

Место проведения: групповая комната

Тип деятельности: творческий, развивающий

Форма проведения: мастер - класс

Продолжительность: 40 -50 мин

Проблема: привить родителям и детям интерес к художественному творчеству и эмоционально – положительное отношение к ней.

 









Ход занятия



Воспитатель: Здравствуйте!  Ӟечбуресь!

Здравствуйте! Ӟечбуресь! (ответы детей и родителей)

Воспитатель: Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! Спасибо, что нашли время и пришли к нам. Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать нам будут ваши дети; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс.

Что такое мастер-класс? На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Это возможность совместного творчества родителей и детей. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Вам предоставляется уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости. Вы сможете развить способности по многим направлениям.

Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомим вас с историей появления оберегов, рассмотрим какие бывают обереги, и какие значения имеют символичные предметы на них. Так же мы познакомимся с рецептом изготовления пластичного, мягкого материала – соленого теста и с основными приемами лепки из него. А на следующей встречи Вы создадите оберег для Вашего дома.

Цель любого мастер-класса – научиться новому. А новому мы учимся для разных целей. В том числе, чтобы суметь решить какие-то проблемы, вопросы.

И поэтому начнем мы с истории.

1 слайд: «Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и обереги - “домовушки”.»

2 слайд: «На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.

ОБЕРЕГ – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом и приносит счастье, здоровье, достаток.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.»


3 слайд: «Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод.

Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, ключи). Их задача – привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство.»

4 слайд: «Традиция украшать дом оберегами – домовушками – разукрашенными вениками, гирляндами, ложками и т.д. – восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнет сердится и вредить обитателям дома. Чтобы умилостивить его, люди вешали в доме домовушку – подарок, предназначенный для того, чтобы он всегда был доволен и помогал семье в хозяйстве.»

Воспитатель: А какие Вы знаете обереги? (ответы детей и родителей: подкова, веник, лапоть). Молодцы, сейчас мы с Вами более подробно разберем какие бывают обереги.

5 слайд: «Одним из самых важных оберегов был – плетень. Славянское подворье первый барьер на пути недругов. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти отпугивания злых сил. Переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.»

6 слайд: «Веник – древнейший домашний оберег.

Разукрашенный веник вешали в доме как символ, оберегающий от зла, входящего в дом, а яркие веники из цветов и колосьев сулили богатый урожай на следующий год.

Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни и горе.

Повесить веник – домовушку можно в любом месте дома. Но, поскольку излюбленное место обитания домового является теплая и уютная кухня, полная разных вкусностей (считалось, что домовой мог обитать и под обычным веником), то и подарок для него лучше всего разместить в кухне.»


7 слайд: «Коса – домовушка способна задобрить вашего невидимого покровителя дома – домового. Так же, как и венок, коса является и символом бесконечности вашего рода. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи.»

8 слайд: «С давних пор коса являлась для девушки и оберегом, и символом. Народное поверье гласит, что женщина, отошедшая ко сну с неприбранными волосами, обращает на себя гнев домового. Он сурово наказывал неряху, пугая ее по ночам. Большим грехом считалось расчесывать волосы по праздникам и в воскресенье, выбрасывать вычесанные волосы во двор, заплетать косу после захода солнца. Нельзя было использовать расческу с поломанными зубьями, считалось, что вся жизнь несчастливой будет.»

9 слайд: «Подкова. На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где подковывают лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом в очистительном огне, а частично оттого, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц. На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. Взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.»

10 слайд: «Мешочек. Мешочек всегда ассоциировался на Руси с богатством, он может быть украшен различными символам, а может просто стоять в углу, оберегая дом и неся в него достаток. Мешочки хранятся до тех пор, пока чувствуется травяной запах.»

11 слайд: «Лапоть. Обувь тоже могла служить оберегом. В недалеком прошлом каждый человек независимо от своего материального положения старался иметь хотя бы одну пару праздничной обуви. Это была своеобразная визитная карточка, способная многое рассказать о своем хозяине.

Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Во многих местах старые изношенные лапти считаются верным средством от сглаза. Целыми связками от 50 до 100 штук их подвешивали под крышами скотных дворов, под перекладиной ворот или у крыльца – «от сглаза».»


12 слайд: «Все обереги - «домовушки» содержат похожий набор символических фигурок и предметов: миниатюрные веники, лапти и венки, плетеные скатерки, горшочки с кашей, выпечка, букеты сухоцветов. По традиции на нем должно находиться 12 предметов-символов, не больше и не меньше.»


Воспитатель: Кто-нибудь знает какое значение имеют предметы на оберегах? (ответы детей и родителей).


13 слайд: «Каждый предмет имеет свое значение:

  • веник символизирует чистоту в доме;

  • чеснок и перец выгоняют нечистую силу;

  • изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток;

  • букет сухоцветов — уют и красоту;

  • семена подсолнуха — детей в доме;

  • мешок – богатство, изобилие;

  • горох и фасоль — мир и дружбу;

  • коса – долголетие;

  • фигурки мужчины и женщины – любовь и неразрывность уз;

  • монетки, шишка – успех в делах, бизнесе;

  • крупа – мир и лад в семье;

  • домик – семья, дом, уют;

  • кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье;

  • символ кувшина – вода, здоровье;

  • лавровый лист – слава и успех;

  • бессмертник – долголетие;

  • мак – исполнение желаний».


14 слайд: «Приступая к работе:



1. Подумайте хорошо чего вы хотите: Здоровья? Счастья ? Любви ? Денег?

2. Выберите место, где будет висеть ваш оберег.

3. Приготовьте материал который вам понадобиться.

4. Разложите его на изделии.

5. Подумайте нужно ли что – то добавить или наоборот убрать.

6. Приклеивая материал представляйте, как изменится ваша жизнь к лучшему.

Воспитатель: А сейчас давайте поподробнее поговорим о способах приготовления солёного теста. Ведь лепка из соленого теста может стать отличным семейным занятием, ведь ничто так не сплачивает, как совместная творческая работа.

Надеюсь, что лепка из соленого теста станет для вас увлекательным занятием, и вы сможете гордиться своим творением. 

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Рецептов существует много. Одни из них подходят для лепки мелких изделий, другие больших, третьи для лепки с детьми (этот рецепт без клея) и т. д. Каждый мастер выбирает свой. Тот, кто, может быть, увлечется лепкой в интернете, в книгах может ознакомиться с ними со всеми и поэкпериментировав с ним, выбрать свой.

Сегодня мы познакомим вас с классическим рецептом:

Самый простой из них: 2 стакана муки, 1 стакан соли экстра,1 стакан холодной воды.

Существуют разные варианты добавок в тесто, такие как обойный клей, растительное масло, клей ПВА, крахмал, глицерин. После замеса тесто желательно убрать в холодильник на пару часов.

Тесто бывает двух видов. Можно лепить из окрашенного теста и при необходимости докрашивать уже готовое изделие. Для изготовления окрашенного теста нужно добавить необходимый краситель в уже готовое солёное тесто и вымесить его. Если тесто получается жидковатым можно добавить в него немного муки.

Теперь поговорим о способах деления куска на части. 

1.Учиимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

3. Учимся соединять детали 

            -прижать

            -примазать

            -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

А сейчас мы вам предлагаем приступить к практической части нашей встречи.

Но для начала разомнем ручки и проведем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика

«Хлеб».

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                                здороваются»  

    Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.


 Тесто готово, и мы можем приступать к работе с ним.


Родители и дети выполняют лепку из теста (Звучит спокойная мелодичная удмуртская музыка).


Воспитатель: После того, как изделие готово, его можно высушить или запечь. Мы конечно только сушим, естественным путем, на батарее или на подоконнике на солнышке. На это уходит больше времени. Этот способ хорош для изделий из цветного теста. Так как красители могут изменить свой цвет при сильном нагревании. Кстати учитывайте, что после высыхания в любом случае, цвета станут светлее, чем было тесто изначально.

В домашних условиях вы можете запечь в духовке.

Если вы хотите сохранить вашу поделку надолго, ее можно покрыть после полного высыхания защитным составом: лаком или грунтовкой.

Подведение итога:

Воспитатель: Вот вы и узнали, об истории оберега и что такое лепка из соленого теста, и как его сделать своими руками. Теперь можно занять своего малыша полезным делом.

Уважаемые родители, вам было уютно, комфортно на мастер-классе? (ответы детей и родителей)

Узнали ли Вы и Ваш ребенок для себя, что-то новое? (ответы детей и родителей)

Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? (ответы детей и родителей)

Что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания. (ответы детей и родителей)

В завершении нашей встречи хотелось бы пожелать всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находить свободную минутку для общения со своим ребенком.! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку! Ведь очень интересно творить вместе с детьми – лепить, рисовать! Творчество развивает мышление, фантазию, усидчивость, готовит руку ребенка к письму к подготовке к школе.

Благодарим всех за внимание! Ждём Вас на следующей встрече, где мы продолжим с Вами изготавливать чудо-оберег.