СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-родительский образовательный проект «Сказочное царство» в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детско-родительский образовательный проект "Сказочное царство" направлен на развитие позновательных и творческих способностей детей. Этот недельный по продолжительности проект можно реализовать в средней группе. Проект поможет детям обагатить знания о сказках, развивать речь и творческие способности.  

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительский образовательный проект «Сказочное царство» в средней группе»

Детско-родительский образовательный проект «Сказочное царство»

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: недельный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Образовательная деятельность: развитие речи
Актуальность: для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, эстетического и нравственного воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Проблема: к сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Задачи:
Для воспитанников:

-Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

-Расширять представление детей о сказках, развивать связную речь.

-Укреплять дружеские отношения в семье.

-Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

 -Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Для родителей:

-Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

-Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для воспитателей:

-Развитие творческого потенциала ребенка;

-Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Предполагаемый результат: к концу года дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 
Формы работы:
-беседы;
-экскурсия в музей, библиотеку;
-драматизация сказок;
-продуктивная деятельность детей;
-выставки творческих работ детей и родителей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап 
Цель: актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»; 
Консультации для родителей:
«Книга в жизни детей»

«Рюкзачок с сказками»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Обогащение развивающей среды: 
книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; 
речевой уголок – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелиграфе, плоскостной, настольный, магнитный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый); маски, элементы костюмов героев сказок;
ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
Сбор экспонатов для организации мини - музея "Жили - были сказки";
Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям;
Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Сказочные истории»

«Придумай продолжение сказки»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:
Русские народные игры - «Горячий шар», «Зайцы и волк», «Теремок», «Лиса и гуси», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Хитрая лиса».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что 
потом», «Из какой мы сказки?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,  «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, песенки, потешки о русском народном быте.
Сказочные пальчиковые игры.

Сказочные физкультминутки .
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки. 
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. 
Основной этап 
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Беседы: 
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебный плащ?»
«На кого из сказочных героев ты похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству: 
Рисование по русской народной сказки «Колобок»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Аппликация «Теремок»
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку «Теремок»
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Творческое рассказывание по сказке «Жихарка» 
«Путешествие в королевство волшебных сказок»
«На поляне сказок»
«Путешествие по сказкам»
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности. 
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Оформление мини-музея «Жили – были сказки» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
Выставка книжек-малышек «Мои первые сказки»
Проведение викторины « Поляна сказок»
Развлечение «В гостях у сказки»
Показ сказки «Три поросёнка»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «В гостях у сказки»

«Красная шапочка»

«Лисичка-сестричка и волк»

«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»

«Федорино горе»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросёнка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье»
«Лисичка со скалочкой»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
РАБОТА С ДЕТЬМИ: (Познавательно-речевое развитие).
- Рассматривание альбомов
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
- НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
- НОД : Путешествие в сказку «Теремок».
Цель: обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, 
Способствовать развитию связной речи детей.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
- НОД: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». 
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. 
- НОД «В гостях у сказки».
Цель: способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего). Вызвать желание помочь близкому.
- «На поляне сказок».
Цель: учить придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки.
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.
Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.
Способствовать развитию воображения, фантазии.
Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
- НОД Творческое рассказывание по сказке «Колобок». 
Цель: обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
- НОД «Путешествие по сказкам».
Цель: способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
Вызвать желание помогать взрослым.
- НОД «Лучшие друзья» 
Цель: способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам. 
Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
- Беседа «Кто рисует картинки к сказкам»
Цель: познакомить детей с художниками 
- Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
- Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
- Литературная викторина «Поляна сказок»

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение узнавать сказки, их героев. Развить интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к ней.
- Рассказывание сказок, используя интеллектуальные - карты.
- Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
- Дидактические игры: 
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»
«Узнай по описанию»
«Путаница».
- Чтение художественной литературы: 

«Красная шапочка»

«Лисичка-сестричка и волк»

«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»

«Федорино горе»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросёнка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье»
«Лисичка со скалочкой»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
- Отгадывание загадок на тему «Шкатулка со сказками». 
- Чтение пословиц, поговорок о русском быте.
- Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)
«Сказки о животных»
«Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)
кубики «Любимые сказки».
- Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Социализация.
- Игра-драматизация по русской народной сказке «Рукавичка».
- Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебный плащ?

- Обыгрывание сюжетов из сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Лисичка со скалочкой».
Художественно-эстетическое развитие.
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
- Показ воспитателем театров по сказкам: 
«Заюшкина избушка» (фланелеграф) 
«Волк и семеро козлят» (настольный театр)
«Теремок» (плоскостной)
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах) 
- Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
- Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
- Конструирование:
«Построй новый теремок для зверей» (строитель)
«Лиса» (оригами).
- НОД «Заюшкина избушка» 
Цель: учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
8. Рисование по русской народной сказки «Колобок»
Цель: учить детей рисовать колобка методом тычка. 
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания. Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику. Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
Физическое развитие
-Подвижные игры: 

«Горячий шар»

«Зайцы и волк»

«Теремок»

«Лиса и гуси»

«Бабушка Маланья»

«Волк и семеро козлят»

«У медведя во бору»

«Гуси- лебеди»

«Кот и мышь»

«Курочка -хохлатка»

«Хитрая лиса».
- Физкультминутки: «Шёл король по лесу…», «Колобок», «Теремок», «Репка».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Консультации: «Книга в жизни детей»

«Рюкзачок с сказками»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (пальчиковый театр, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелиграфе).
4.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.Шитьё русских сарафанов, костюмов сказочных героев родителями.
6.Оформление выставки: 
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "Жили-были сказки".
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
9. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
10. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.