муниципальное бюжетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида»
Олейник Наталья Александровна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
«Люблю берёзку русскую»
детско-родительский теренкур на участке детского сада с детьми старшего дошкольного возраста и родителями
Актуальность. Чувство любви к Родине к родному краю – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, природе, культуреи традициям малой Родины играют огромную роль в становлении личности ребенка, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь.
Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми и их семьями являются образовательные терренкуры, которые способствуют укреплению детско-родительских отношений, родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, становятся равноправным партнером дошкольников в разных видах детской деятельности. Кроме того, образовательные терренкуры приобщают всех участников к здоровому образу жизни. Свежий воздух и двигательная активность снимают усталость, напряжение, агрессию, благоприятно действуют на организм и настроение.
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в совместной детско-родительской деятельности, активизация взаимодействия между семьей и детским садом.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная
Развивающие:
развивать у детей и родителей интерес к родному краю как части России, его природным богатствам, стремление сохранять их;
развивать способность чувствовать красоту природы родного края;
способствовать сплочению детей и родителей в процессе совместной деятельности;
развивать у детей инициативность и самостоятельность в общении со взрослым и сверстниками.
Воспитательные:
Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность детей.
Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю
Образовательные:
познакомить детей с одним из символов нашей Родины – березой, способствовать приобщению к истокам народной культуры
Оборудование и материалы: колонка; флэшка с музыкальными произведениями: «От чего так в России березы шумят», «Во поле березка стояла», игра «Золотые ворота», музыкальное сопровождение для подвижных игр и эстафет; демонстрационный материал о березе и ее пользе для человека; 2 ведра, 2 большие ложки для эстафеты, 2 корзины, муляжи подберезовиков по количеству человек; костюмы Березки и Старичка-Лесовичка
Раздаточный материал: платочки, деревянные ложки, тексты частушек, березовая кора, кусочки темной ткани, лупы, ленточки разноцветные.
Методы и приемы работы с детьми:
приёмы привлечения и сосредоточения внимания (стимулирование занимательным содержанием, привлекательная цель, объяснение, пояснение, игровые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность);
обеспечения эмоционального интереса детей (игровая ситуация, поощрение);
активизации речевой активности детей (проблемные вопросы, рассказ, практичность теории, побуждение к речевой активности, включение в исследовательскую деятельность);
привлечение родителей к участию в мероприятии (мама Матвея играет роль березки, папа Кости – роль Старичка Лесовичка, активное взаимодействие всех родителей со своими детьми)
Планируемый результат:
дети проявляют интерес и бережное отношение к родному краю как части России, его природным богатствам;
проявляют способность чувствовать красоту природы родного края;
проявляют любовь и уважение к родителям, близким людям, желание взаимодействовать с ними в различных видах совместной деятельности;
проявляют инициативность и самостоятельность в общении со взрослым и сверстниками;
проявляют любовь, гордость и уважение к Родине, чувство привязанности к родному краю;
у детей сформировано представление об одном из символов нашей Родины – березой.
Учебно – методический комплект:
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
Интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/opiti-dlya-doshkolnikov-na-temu-kosmos-1583924.html https://infourok.ru/scenarij-razvlecheniya-den-russkoj-berezki-dlya-detej-starshej-gruppy-6046105.html
https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-otkrytie-pochemu-berezku-nazyvayut-belostvolnoi.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/10/02/chto-takoe-obrazovatelnyy-terrenkur-i-kak-on-primenim-v
Последовательность | Деятельность педагога и родителей, играющих роли | Деятельность детей и родителей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | Под музыку «От чего так в России березы щумят» дети и родители проходят на участок детского сада, рассаживаются. Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня у нас праздник, а чему он посвящен догадайтесь по загадке! Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. Правильно, это береза! Сегодня праздник русской березки – символа нашей Родины - России. Этот праздник существует на Руси издавна, все эти дни люди чествуют березку, подарками ее оделяют, венки для нее завивают, водят вокруг березки хороводы, песни поют и веселый пир устраивают! Хотите и вы присоединиться к этому празднику? | Отгадывают загадку Проявляют готовность к предстоящей деятельности | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Заходит сказочный персонаж Танец парами с платочками | Заходит Берёзка (мама Матвея), здоровается: Это я, Березка, в новом сарафане! Хочется мне, дети, веселиться с вами. С праздником вас, дети, всех я поздравляю! Счастья вам, веселья, радости желаю! Педагог: Милости просим к нам. Березонька белая, березка кудрявая, наши ребята ждали тебя и хотят своим танцем порадовать. Березка: А я не с пустыми руками пришла, Я корзиночку волшебную принесла. Это корзиночка волшебная, в ней много чего интересного найдется Березка: Эти яркие платочки, как пушиночки легки, Пожалуйста, берите и с ними попляшите! Танец с платочками в парах с родителями под музыку «Во поле березка стояла» | Эмоциональный отклик на появление сказочного персонажа Исполняют танец в парах с родителями | проявляют способность чувствовать красоту природы родного края |
Рассказывание стихотворений о березе Мотивация на дальнейшую деятельность | Педагог: Хороши и светлы берёзовые чистые рощи. Множество перелётных певчих птиц собирается весной в них. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. В жаркие знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще. Свежий ветерок шелестит листвой над головой. Пахнет грибами, душистой земляникой. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях, в стихах, в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. А ребята, приготовили стихи для тебя, Берёзка! Послушай их. Дети рассказывают стихи о березе. Березка: спасибо ребята, мне очень понравились стихи, они очень красивые, поэтичные. Мне тоже хочется сделать вам небольшой подарок. На нашем участке есть разные станции, на которых вы можете узнать обо мне много интересного. Хотите? | Слушают рассказ педагога Дети рассказывают стихи Проявляют желание к дальнешей деятельности | проявляют интерес и бережное отношение к родному краю как части России, его природным богатствам |
Станция «Игровая» Появление сказочного персонажа Подвижные игры «Горелки», «Золотые ворота» | Березка: первая станция «Игровая». А моим помощником будет один сказочный герой. Отгадайте кто это? (Предположения детей) Заходит Старичок – Лесовичок (папа Кости). Лесовичок: Здравствуйте! Это я, старичок - лесовичок! Давно я не видел хороводов на поляне. У вас так весело, что и мне захотелось с вами поиграть. А вы ребята, уважите меня старого, поиграете со мной? Очень я люблю игру «Горелки». И вы родители поиграйте вместе с нами. Березка: Лесовичок, а у меня тоже есть любимая народная игра, она называется «Золотые ворота». Ребята поиграете с нами? Лесовичок: Ох, уважили, спасибо ребятки, очень я играть люблю. Но как говорится в одной русской пословице: «Делу время, а потехе – час». Приглашаю вас на станцию «Любознайки» | Эмоционально откликаются на появление нового сказочного персонажа Играют в подвижные игры Проявляют желание к дальнешей деятельности | проявляют любовь и уважение к родителям, желание взаимодействовать с ними в различных видах совместной деятельности |
Станция «Любознайки» Рассказ о березе с использованием демонстрационного материала Актуализация знаний Новые знания Проблемный вопрос | Дети с родителями проходят на станцию «Любознайки». На станции выставка демонстрационного материала по теме. Лесовичок: ребята, а березка есть на вашем участке? (Да) - Вы знаете какую пользу береза приносит людям? (Предположения детей) Рассказ Лесовичка о пользе березы, сопровождается показом демонстрационного материала: - В древние времена повсеместно использовали берёзу. Дровами топили избы. Березовые дрова считаются ценным топливом. изготавливали посуду и различные украшения, ветвями кормили скот. Создавали игрушки для детей, шкатулки и обереги. Что уж говорить о берёзовом венике, с которым ходили в баню! Этот отдельный атрибут являлся символом чистоты и здоровья. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Люди заготавливают березовый сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев желтую и зеленую краску.Письменность на Руси возникла на берестяных дощечках, которые сохранились до наших дней. Берёза в России нечто больше чем просто дерево. Оно в сердце, в традициях, которые пришли из древности, в народной культуре. Только в России берёза и её значение раскрывается полностью, красочно и чувственно,ее называют символ – России. Ребята, а как вы думаете почему березу называют белоствольной? (Потому что у нее ствол белого цвета) -А почему у березы ствол белый, а у других деревьев нет? Попробуйте сами ответить на это вопрос (Предположени детей) - А хотите узнать? Тогда я вас приглашаю на станцию «Лаборатория». | Слушают рассказ Лесовичка Рассматривают демонстрационный материал Демонстрируют знания Задают вопросы Получают новые знания Строят гипотезы Проявляют желание к дальнешей деятельности | |
проявляют интерес и бережное отношение к родному краю как части России, его природным богатствам способность чуствовать красоту родного края имеют представление об одном из символов нашей Родины – березой |
Станция «Лаборатория» Опытно-экспериментальная деятельность Проблемный вопрос | Дети и родители подходят к оборудованным для проведения опытов столам. Педагог: я предлагаю с помощью луп внимательно рассмотреть бересту. Затем черными кусочками ткани несколько раз осторожно провести по коре берез. На что же похоже то, что вы увидели на пальцах рук, кусочках ткани? (Ответы детей) - Вот мы и открыли тайну, отчего же у берез кора белая. В клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок. У этого порошка красивое название – бетулин. (Дети повторяют новое слово) - Бетулин покрывает кору берез тоненьким слоем, потом он обсыпается, и становится видна молоденькая, нежная береста, которая, в свою очередь, тоже покрывается бетулином. - Давайте еще раз внимательно с помощью луп рассмотрим кору березы. Вы знаете что это за темные черточки на стволе? Для чего они нужны?(Предположения детей) - Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! (Дети повторят новое слово) Ну а нам пора на следующую станцию, где нас ждут Березка и Лесовичок. | Принимают участие в опытно-экспериментальной деятельности Делают выводы Высказыват свои предположения Проявляют желание к дальнешей деятельности | проявляют интерес и бережное отношение к родному краю как части России, его природным богатствам |
Станция «Музыкальная» Музицирование на музыкальных инструментах Исполнение частушек | На станции раздаточный материал: тексты частушек и деревянные ложки. Лесовичок: ребята, я очень люблю играть на разных музыкальных инструментах, а вы? (Ответы детей) Какие музыкальные инструменты вы знаете? А умеете играть на деревянных ложках? (Да) - Здорово! А что такое частушки? (Ответы детей) Как вы думаете ваши родители умеют петь частушки? Вот это мы сейчас с вами и проверим! | Дети музицируют Родители поют частушки Эмоционально откликаются на проводимую деятельность | проявляют любовь и уважение к родителям, близким людям, |
| | | |
Станция «Музыкальная» | - Я вам сейчас предлагаю поздравить Березку с праздником: ваши родители сейчас будут петь для Березки забавные частушки, а вы им поможете и подыграете на деревянных ложках. (Родители пот частушки, дети играт на ложках) Березка: ой как здоров получилось! Какое замечательное поздравление! Мне очень приятно! Даже уходить с этой станции не хочется! Но нам пора на следующую станцию, которая называется «Загадочная» | Проявляют желание к дальнешей деятельности | желание взаимодействовать с ними в различных видах совместной деятельности |
Станция «Загадочная» Загадывание загадок родителям | Лесовичок: ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) А родители? (Да) - Ребята, а загадывать загадки любите? (Да)\ - Тогда предлагаю загадать загадки вашим родителям и посмотрим справятся ли они? Дети загадывают загадки, родители отгадывают. Лесовичок: какие ребята молодцы, сколько загадок знают, ну и родители не подвели, постарались, отгадали! Ну а нас Березка ждет на следующей станции, которая называется «Спортивная» | Дети загадывают загадки Родители отгадывают Эмоционально откликаются на проводимую деятельность | Проявляют желание взаимодействовать с родителями в различных видах совместной деятельности |
Станция «Спортивная» Эстафеты «Напои березку» и «Собери подберезовики» | Березка: ребята как вы думаете что нужно березке, чтобы расти высокой, стройной, красивой? (Свет, тепло, вода) - Да, мои подружка березка, которая растет на вашем участке шепнула мне на ушко, что уж очень ей пить хочется. Предлагаю напоить красавицу. Для этого мы поиграем в игру – эстафету «Напои березку». Разделитесь на две команды: команда детей и команда родителей. У вас есть ведра с водой и большие ложки. По очереди набираете воду в ложку, подбегаете к березке и поливаете ее. Нужно использовать всю в воду из вёдер. Выиграет команда, которая первая справится с заданием. Проводится эстафета «Напои березку» Березка: Какие молодцы Напоили деревце! Березка говорит вам спасибо! И в благодарность вам под березой выросли грибы. (Лесовичок в это время расставляет муляжи подберезовиков) Помните как они называются (Подберезовики) Поиграем в игру «Собери подберезовики». Кто из команд соберет больше грибов в свою корзину, тот и выиграет. Проводится эстафета «Собери подберезовики». Береза: какие молодцы! Справились со всеми заданиями, настоящие спортсмены! А нам пора на станцию «Желанная». | Эмоционально откликаются Принимают участие в эстафетах Проявляют желание к дальнешей деятельности | проявляют интерес и бережное отношение к родному краю как части России, его природным богатствам |
Станция «Желанная» Украшение березки разноцветными ленточками Загадывание желаний | Педагог: ребята, в старину люди любили украшать березку разноцветными ленточками. Существует поверье, что если повязать ленточку на белоствольную красавицу и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Давайте сейчас украсим нашу красавицу разноцветными ленточками и загадаем желания. Педагог: дорогая Березка, сегодня ребята узнали много нового о тебе, и так как ты являешся символом нашей родной страны России, мы с ребятами хотим спеть тебе песню о нашей любимой родине «У моей России длинные косички» Березка и Лесовичок: какая красивая песня, нам очень она понравилась! Мы обязательно споем эту песню нашим друзьям! Ну а нам пора домой в лес! До свидания! | Эмоционально откликаются Загадывают желания Украшают березку ленточками Поют песню | представление об одном из символов нашей Родины – березой |
Рефлексия | - Ребята, а также дорогие родители наш праздник подходит к концу. Предлагаю вам отметить березовым листочком на карте нашего путешествия ту станцию, на которой вам понравилось больше всего. Объясните свой выбор | Дети и родители делятся впечатлениями. | Оценка деятельности Эмоциональ ный отклик |
Открытость – ориентация на самостоятель ную деятельность детей в режимных моментах, в семье | - А чтобы о нашем празднике узнали и наши друзья из детских садов других городов, с которыми мы с вами общаемся в рамках посткроссинга, предлагаю вам вместе с родителями нарисовать дома, что вам запомнилось, что было интересно на нашем празднике. А мы с вами потом напишем письма и отправим с вашими рисунками нашим друзьям! | Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе с родителями нарисовать прошедший праздник для своих друзей в других городах | Проявляют любовь, гордость и уважение к Родине, чувство привязанности к родному краю |
10