ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - МОДЕЛь УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сформулированы стратегические ориентиры воспитания. «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. В течение 10 лет учащиеся 5-11 классов нашей школы вовлечены в ученическое самоуправление через длительную, социально-ориентированную, ролевую и деловую игру - Школьное государство « Синяя птица».
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.
Каждый год в сентябре в школе у учащихся 5 – 11-х классов идут большие организационные работы по формированию нового Парламента обучающихся школы. На первой неделе сентября каждый класс проводит выборы мэра класса, заместителя мэра и руководителей семи секторов. А учащиеся 8 – 11 классов представляют свою кандидатуру на пост президента школьного государства «Синяя птица», программу развития школьного самоуправления и рекомендацию на кандидата в президенты с презентацией. Эта информация поступает на второй учебной неделе организатором выборов школьного государства «Синяя птица» Организаторами Выборов является Совет мэров классов-городов, преобразующийся в Избирательную комиссию, которая контролирует всю предвыборную кампанию: рассмотрение программ кандидатов в президенты, определение претендентов на выборы, разрешение на предвыборную кампанию. Избирательная комиссия координирует процесс выборов во время конференции учащихся 5-11 классов.
На третьей неделе организаторы проводят встречи с кандидатами в виде проведения круглого стола, где любой ученик с 5 по 11 класс может задать вопросы кандидатам (проведение круглого стола помогает кандидатурам более ответственно подготовиться к предстоящим выборам, почувствовать конкурентов, увидеть проблемы учащихся и умению грамотно вести переговоры). Предвыборная агитационная работа проходит в течение 2 дней. Программа кандидатов оформляется на предвыборных стендах, предусмотрено издание листовок, плакатов, проведение встреч с избирателями.
Затем в актовом зале школы проводится презентация кандидатов и намечается день проведения выборов путем тайного голосования.
В день состоявшихся выборов в актовом зале школы проходит Конференция учащихся, где представляются итоги выборов (победитель становится президентом ШГ «Синяя птица», второе место по рейтингу – заместитель президента ШГ«Синяя птица», ) и списки сформированных семи комитетов органов самоуправления учащихся школьного государства«Синяя птица», где выбираются председатели комитетов, которые входят в школьный парламент.
Парламент обучающихся Школы (далее ПоШ) состоит из председателей 7 комитетов, президента и заместителя. ПоШ составляет самоуправленческий актив и заседает 1 раз в месяц. ПоШ осуществляет свою деятельность по направлениям, затрагивающим все сферы интересов учащихся школьного государства «Синяя птица», в семи комитетах: патриотический комитет; культурно - досуговый комитет; комитет Волонтерство; информационный комитет; учебный комитет; спортивно-экологический комитет; комитет правопорядка.
ПоШ составляет план работы на новый учебный год. Школьный парламент открыт для школьного сообщества. Он может подключаться к участию в мероприятияхКаждый класс – город организовывает и проводит одно коллективно-творческое дело. Любое творческое дело, проводимое школьным парламентом, вначале планируется на заседании. Разрабатывается положение. Информация о проведении мероприятия доводится до учащихся через Совет мэров. После проведения мероприятия ПоШ проводится подведение итогов и осуществляется анализ мероприятия. А информационный комитет доводит информацию до учащихся через выпуск молнии, дается информация для сайта школы. Традиционно учащиеся 11-х классов организовывают и проводят «День ученического самоуправления», 10-е классы организовывают и проводят Неделю, посвященную Дню рождения школы - «Звездопад – 2015», другие классы по желанию выбирают организацию КТД: «Дары осени», конкурс агитбригад по ПДД, «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», 8 Марта, «День Земли», «День Победы». Проводят акции: «Тепло души», осенняя Неделя добра, «Красная лента», «Забей гвоздь против курения», «Помоги другу», «Берегите животных», «Скрепка», «Связано», «Чужих детей нет», «Я верю в тебя, солдат!», «Ветеран живет рядом», «Памятник», «Живые цветы на снегу», «Цветик - семицветик», «Превратим школьный двор в образцовый», «Своим трудом создаем красоту», «Посади деревце», «Папирус», , «Покорми птиц зимой» и др.
Школьное государство«Синяя птица», имеет свою эмблему, гимн, заповеди, клятву.
Классное самоуправление осуществляет свою деятельность в 7 секторах: Патриотический, Культурно-досуговый, Учебный, Спортивно-экологический, Информационный, Волонтерства, Правопорядка. Каждый класс-город имеет свою эмблему, девиз, гимн.
Задачи классного самоуправления:
создание дружного целостного коллектива учащихся;
получение навыков самоуправления;
умение организовывать мероприятия, ответственность.
Каждый ученик выбирает себе сектор по своему желанию. Открытым голосованием выбирается мэр класса, его заместитель и руководители секторов, они являются советом класса. Ответственное поручение позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. 2 учащихся из класса входят в Парламент обучающихся Школы (7 комитетов и Совет мэров). Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране.
Награды участия в конкурсах различных уровней показывают, что самоуправление и волонтерство в нашей школе на правильном пути.