Проблемы насилия в семье и школе
Социальный педагог МБОУ Школы № 10
Ильина В.С
Результаты исследований:
насилию в школе хотя бы однажды подвергались:
- 65% девочек и 50% мальчиков в возрасте 9-11 лет;
- 84% девочек и 70% мальчиков в возрасте 12-14 лет;
- 56% девочек и 51% мальчиков в возрасте 15-16 лет.
- 5% учащихся подвергаются издевательствам в школах еженедельно и чаще.
В целом, по мнению школьников, в перечне мест, где они чаще всего сталкиваются с насилием, школа занимает третье место (53%) после улицы (89%) и семьи (71%).
Буллинг - (от анг. bullying — травля, запугивание, третирование) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.
- физический буллинг - это умышленные удары, пинки, подзатыльники и другое;
- психологический буллинг - насилие, связанное действием на психику: словесные оскорбления или угрозы, преследование, запугивание, изоляция и бойкот, вымогательство и так далее.
Кибербуллинг - Интернет-травля или Кибертравля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Факторы, влияющие на рост агрессии школьников
- кризис семейных взаимоотношений;
- падение авторитета учителя;
- размывание морально-этических ценностей в обществе;
- утрата эмоциональной восприимчивости к чужой боли;
- вызванная обилием жестокости и насилия на теле- и киноэкранах;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми;
Жестокое обращение в семье Статистика
- ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений,;
- из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств;
- ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
- для 10 % этих детей исходом становится смерть;
- для 2 тысяч детей – самоубийство;
- более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей.
Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.
Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Насилие в семье
- Сексуальное насилие или развращение;
- Моральное насилие или жестокость;
- Эмоциональное (психическое) насилие.
Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:
• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);
• дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические
заболевания, в том числе и психические);
• с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
• с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);
• с привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;
• с особенностями внешности , с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;
• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
Индикаторы насилия в семье
• агрессивность или, наоборот, подавленность;
• безнадзорность;
• ухудшение успеваемости;
• ухудшение здоровья;
• физические признаки (следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; следы сексуального насилия;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.
• информация из других источников (родители, одноклассники, соседи и пр.)
Профилактика насилия и жестокости в семье
1.Выявление детей, испытывающих жестокое обращение.
2.Работа с родителями через индивидуальные беседы, проведение классных
собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на
заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому.
3. Работа с детьми – привлечение их к общественной жизни, индивидуальная
и групповая работа, беседы, тренинги. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребенка.
4. Меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение повторения насилия в будущем. Этот уровень требует выделения ребенка из среды жестокости и
проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).
Список литературы.
1) Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2010 г.
2) Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2000 г.
3) Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: “Мысль”, 1987 г.
4) В ракурсе дети: Алексей Лысенков — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2007 г.
5) Виктимология. Психология поведения жертвы: И. Г. Малкина-Пых — Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.
6) Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры: К. А. Тарасов — Санкт-Петербург, НИИ киноискусства, Белый берег, 2009 г.
7) Насилие в семье: Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2010 г.
8) О насилии: Славой Жижек — Санкт-Петербург, Европа, 2010 г.
9) М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
10) Гурко Т.А.Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.