Е. Пономаренко. Рассказ «Сорок четвёртый год».
Детство, опалённое войной. Тема памяти.
- Прочитайте рассказ Е.Пономаренко «Сорок четвёртый год».
Е. Пономаренко. Рассказ «Сорок четвёртый год».
Деревню нашу освободили от немцев только в сорок четвёртом году... Три года оккупации мы боялись кашлянуть, ходили по одной досточке, чтобы в кухне не скрипели половицы. Этого не любили геры офицеры.
Чаще всего я и две мои сестры прятались под кровать: немцев мы боялись, как боялись их и все жители нашей деревни. Чувство страха не покидало нас ни на минуту.
Немец, который жил у нас в доме, был в очках. До этого я представлял, что в очках могут ходить только учителя, а оказалось, и враги тоже. Он жил с денщиком в одной половине дома, а мы все в другой. Нина, самая младшая из моих сестёр, простыла и сильно плакала, кашель бил её, особенно по ночам. В одну из ночей, когда малышка плакала, денщик офицера приблизился к ней, вытащил пистолет.
– Она болеет!– загородила собой Нину мама.
– Если будет мешать господин офицер спать, то я сделаю ей « пуф - пуф!», – ответил маме денщик.
Теперь ночью, как только она закашляет, мы поочерёдно, заворачивая её в одеяло, бежали на улицу и там пережидали приступ кашля, укачивая её, пока она не заснёт или не успокоится.
Немцы забрали у нас всё: перестреляли кур и уток, угнали коров. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Мы ходили есть и варить к соседям. Нину и Наташу я оберегал, старался следить, чтобы они не ходили на кухню. Но девочки плакали и просили у меня есть.
Однажды Нина принесла свою любимую игрушку – чёрную курочку.
– Давай сварим её! – попросила она. – Сварим её, и все сразу станут сытые...
Мама прижала Нину к себе, потом все мы плакали.
– Тише, дети! Тише, давайте успокоимся! Прогонят их скоро! Нам бы дождаться весны... Крапива с лебедой пойдут: станет легче.
– Мама, а далеко ли ещё до весны? – спросила её Нина.
Я взял её ладошку в свою и стал загибать пальчики.
– Февраль, март, апрель - и первая трава появится на опушках леса. Потом ягоды, грибы пойдут – проживём!
– Потом и папка наш вернётся? – тихо спросила меня Наташа.
Как ответить ей на этот вопрос? От отца мы не получали ни писем, ни весточки, не знали о нём ничего. Да и как бы узнали, если кругом немцы?
Ночами я с ним разговаривал, жаловался, просил совета, да так и засыпал с надеждой, что придёт то время, когда, сидя на завалинке, я расскажу ему обо всём, что пришлось пережить. Сколько унижений пришлось нам испытать в своём же доме от немцев!
... Опять запахло супом. Я занимался с Наташей, учил её складывать слоги: в первом классе это мы успели пройти. Наташа должна была в сентябре пойти в школу, но война изменила все наши планы. Она изменила и людей: нас, детей, и взрослых. Кто-то стал более жалостливым, а кто-то, например, полицаи, более свирепыми к нам, жителям этой же деревни, в которой выросли сами. Только мне всё равно было непонятно: «Как можно быть до войны советскими людьми, а потом стать врагами? Почему так всё изменилось?»
... Мы с сестрой были заняты буквами и прокараулили, когда Нина выползла на кухню. Мама наша работала на рубке леса.
– Нина! – только и успел крикнуть я, но было уже поздно. Немцы вылили ей на протянутую ручку кипяток.
Мы стремительно бросились в кухню.
Немцы смеялись и показывали пальцем на девочку, что-то говоря на своём языке. Схватив плачущую, нет, орущую Нину, я как можно быстрее опустил её ручку в ведро с холодной водой. Нина плакала, а немцы смеялись.
Нам с Наташей казалось, что мы никогда не сможем успокоить нашу сестру. Ненависть и гнев охватили меня, но на этот раз немцы были сильнее моего гнева. Пришлось загасить его, потому что понимал: сейчас любую мою выходку немцы не простят – либо расстреляют, либо подожгут дом...
– С каким удовольствием я бы вас расстрелял, гер офицер! Отомстил за нас, за Нину!!! – тихо сказал я.
Немец, не понимая того, что я сказал, развернул меня к себе и ткнул пистолетом мне в грудь. Страха не было. Я смело смотрел ему в глаза и, кажется, выиграл это сражение. Немец опустил пистолет и пошёл прочь из нашей избы.
Ничего, кроме гусиного жира, мы в доме из лекарств не нашли. Им и смазали руку Нине.
С тех пор наша щебетунья-сестра замолчала. Она молчала всегда. Поднимая на нас свои глаза, она силилась что-то сказать, но ничего не получалось.
Мама, уходя на работу, теперь припирала дверь снаружи, а мне приказала в отцовских инструментах найти крючок и прибить его для надёжности. Так я и поступил.
... Рубцы на руке у Нины долго не заживали. Сестра плакала и кричала от боли, только звуки были не похожи на слова. Мама совсем отчаялась. Соседка тётя Капа принесла сушёного листа подорожника.
– Размачивайте и прикладывайте! Обязательно должно затянуть! Сразу, конечно, не поможет, но результат со временем будет! О, Господи! Ладно, мужики наши воюют, а здесь точно второй фронт, детей – то за что?! – сокрушалась соседка.
Не было и дня, чтобы мы не плакали, видя, как мучается и страдает наша сестра. Уговаривали её перевязывать руку по очереди. Нина молча поднимала на нас глаза, полные слёз и страдания.
– И почему это случилось не со мной? – часто задавал я себе вопрос.
Мама, видя, как я переживаю, говорила мне: «Не казни себя! Теперь нужно молиться, чтобы она заговорила и чтобы рана побыстрее зажила».
– Мама, вернётся папа, и мы повезём её к лучшим докторам, – пытаясь нас хоть как-то успокоить, говорила Наташа.
– Только когда это будет? А помощь нужна сейчас... Адски трудно оттого, что ты ничем не можешь помочь, – ответила мама.
А разрешение проблемы пришло совсем неожиданно.
– Собака! Наша собака! Она, помните, все раны зализала себе после того, как её погрызли волки.
Я взял Нину и понёс её к Тобику, на ходу развязывая ручку сестры.
Собака сначала обнюхала рану, затем лизнула её.
– Заработало! – крикнул от радости я. – Тобик, ты молодец! А ещё сможешь? Попробуй, дорогой ты мой пёс!
Не обращая внимания на рёв Нины, я держал её, а наш пёс лизал и лизал рану. Эту процедуру мы повторяли ежедневно, и через неделю с небольшим рана начала затягиваться. Нина, теперь не боясь боли, протягивала Тобику ручку. Появились первые рубцы.
... Говорить Нина так и не говорила, мычала какие-то звуки, подобие слов.
Мы дождались возвращения нашего отца с войны. Весь ужас пережитого, думал, забуду с первыми победными залпами. Но память возвращала меня в страшный сорок четвёртый год.(2010)
Анализируем рассказ «Сорок четвёртый год».
Оккупация - насильственное занятие чужой территории военной силой.
(По) досточке - разг., то же, что досочка; небольшая доска.
Геры (офицеры) – от приставки «герр» (нем.) = «господин».
Денщик - солдат, состоявший при офицере для личных услуг.
- Выполните задания устно и письменно:
1). В какое время происходит действие в рассказе? Что Вы знаете об этом периоде
истории нашей страны? (устно)
- Рассказ «Сорок четвёртый год» входит в сборник «Опалённое детство». О чём свидетельствует
такой отзыв: «Елена Пономаренко писала свои рассказы на основе свидетельств очевидцев.
Рассказы трогают до глубины души, потому что написаны о реальных людях, реальных
событиях. В них звучит правда»? (устно)
- Перечислите события, которые лежат в основе рассказа «Сорок четвёртый год». Какое из этих событий является главным? Ответ обоснуйте (устно)
2). Исследователь Е. А. Елачич утверждает: «Война показывает нам отчетливо, ярко и
добро, и зло человека... Обнажает человеческую жестокость и подлость. И рядом с этим та же
война показывает нам и высокий образ человека в самом лучшем, высоком значении этого слова».
- Напишите, к кому из героев могут быть отнесены эти слова. Добро - … Зло - … (письменно)
3). Антипод (герой-антипод) – это герой литературного произведения,
противопоставленный какому-либо другому герою по убеждениям, взглядам и вкусам.
- Можем ли мы героя-рассказчика и немцев назвать антиподами? Ответ обоснуйте (устно)
- Распределите данные словосочетания – характеристики, взятые из текста, по столбикам (письменно):
Для вставки: чувство страха; был в очках; Нину и Наташу оберегал; я сделаю ей « пуф –
пуф!»; ночами с ним разговаривал; занимался с Наташей; вылили на протянутую ручку кипяток;
смеялись; ткнул пистолетом мне в грудь; смело смотрел ему в глаза; взял Нину и понёс её к
Тобику.
- Какие чувства испытывал мальчик по отношению к немцам? Восстановите пропущенные слова:
«Сколько _____________________ пришлось нам испытать в своём же доме от немцев!»;
«_____________________и гнев охватили меня, но на этот раз немцы были сильнее моего
гнева» (письменно)
4). Вы уже знаете, что «сильные позиции» играют важную роль в понимании идеи
(основной мысли) произведения. Какое слово пропущено в «золотом сечении» текста?
- Восстановите это слово: «________________________ не было. Я смело смотрел ему в глаза и,
кажется, выиграл это сражение». Как эта ситуация характеризует героя-рассказчика? (устно)
5). РР Объясните смысл финала: «Мы дождались возвращения нашего отца с войны. Весь
ужас пережитого, думал, забуду с первыми победными залпами. Но память возвращала меня в
страшный сорок четвёртый год». Подсказка: определите тему финала (устно).
6). Расшифруйте высказывание Сергея Федина (письменно):
ВО - БО БА НЕ ЩЕ ВО НИ
ЙНА ЭТО РЬ ЗА СУ СТ ВА Е.
- Как Вы понимаете это выражение? (письменно)
- Какое отношение имеет это высказывание к рассказу «Сорок четвёртый год»?
7). ДЗ (по желанию) Напишите небольшое рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ Е.Пономаренко «Сорок четвёртый год»? (Объём работы: 5 – 7 предложений)