1. Детствосбережение как ключевая идея концепции развития дошкольного образования.
2. Сегодня мы понимаем, что жизнь и здоровье — это не только научные категории, а то, что является самым дорогим и самым ценным, то, чем человек занимается, чтобы сохранять себя и детей.
Детство – время самого бурного развития человека, которое невозможно без посреднической роли взрослого.
3. На определенном этапе жизненного пути ребенок приходит в детский сад, где его окружают взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача - создание условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка, учитывая потребности и возможности самого ребенка и его семьи.
Именно взрослые выступают посредниками между ребенком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм, которые определяют условия жизни общества.
Настало такое время, когда жизнь и здоровье являются государственными ценностями, государственной политикой.
4. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, говорится, что «…роль позиции государства в современном мире определяют не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди… Поэтому, в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан».
Сбережение народа России – это, прежде всего, сбережение детства.
5. Растущие вызовы современной цивилизации определяют необходимость создания условий для сбережения детства в образовании. При этом детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последние десятилетия существенные трансформации.
6. Понятие «детство сбережение» вводится в научный оборот, становится системообразующим ядром парадигмы дошкольного образования и педагогическим средством реализации приоритетов государственной политики в интересах детей.
Детствосбережение рассматривается, как одна из основных функций образовательной организации и как педагогический принцип, обеспечивающий детям право быть детьми.
7. Применительно к дошкольному образованию, обозначены теоретические подходы к проектированию детствосберегающей модели, некоторые принципы ее реализации.
- принцип поддержки полноценной игры (декларация права ребенка на игру международной ассоциации игры 1977 г., декларация в защиту детской игры 2010г.)
Декларация утверждает право ребенка на досуг, игру и участие в культурных и творческих мероприятиях;
- принцип субъективности. Ребенок субъект образовательного процесса. Необходимо создание условий для развития его способностей, одаренностей, интересов, самореализации, возможности реализации индивидуального маршрута в процессе образования;
- принцип индивидуализации (один из ведущих принципов до в интересах детства).
* в д/с пришел ребенок с особенностями зрения. Ему нужны особые игрушки (рельефные, выпуклые и т.п.), особые подходы для его образования, т.к. его глаза на кончиках пальцев
* работа педагога с малыми группами, объединяющими детей одними и теми же особенностями (интерес, мотив, способности).
- принцип вариативности (заложен в Законе «Об образовании»)
* создание условий для выбора ребенком форм, видов деятельности
* проектирование индивидуального маршрута развития каждого ребенка
* возможность каждой организации разработать свою ОП.
Данными позициями, конечно, не исчерпывается характеристика модели детствосберегающего образования, но они составляют ту основу, которая раскрывает суть детствосебережения как главного вектора развития образования в интересах детства.
8. И сегодня, в современной педагогической науке и практике растет потребность в проектировании и реализации таких педагогических концепций, которые обеспечивали бы комплексную поддержку детства в процессе образования, создание условий для безопасной, развивающей среды жизнедеятельности детей, обеспечения их развития и успешной социализации, а так же комплексной безопасности.
Любая жизнь ребенка, бесценна, каким бы он не пришел в этот мир: здоровым, с какими – либо трудностями и т.п. Приоритет из приоритетов на уровне общечеловеческой ценности: сохранение, развитие человеческого здоровья и человеческой жизни. От понятия сохранение, к здоровьесбережению, здоровьесозиданию. (Пример, Суворов).
9. Мы все знаем, что дошкольный образовательный стандарт – не стандарт результата, а стандарт условий. Чем качественнее условия, созданные в детском саду, тем лучше образование в нем.
Это, прежде всего, психолого-педагогические, кадровые условия, здоровьесберегающие в комплексе с условиями развивающей предметно-пространственной среды.
Чем более развивающей становится среда детского сада, тем лучше и эффективнее реализуется в нем программа.
10. Важное значение, при этом, еще имеет психологическая безопасность образовательной среды ДОО. Отвечая на вопрос, что такое психологическая безопасность, любой педагог скажет, что это, прежде всего, безопасность личности.
На личностную безопасность влияют три фактора:
человеческий фактор (реакции человека на опасность),
фактор среды (демографический, экономический факторы, семья, референтный, профессиональная группа и т.д.),
фактор защищенности (физические и психологические средства, используемые человеком для защиты от тревожных и опасных ситуаций).
Психологическую безопасность определяют следующим образом:
– целостность личности, ее адаптивность;
– сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;
– нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).
Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Поэтому очень важно в дошкольной образовательной организации организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающегося и развития профессионального потенциала педагогов.
Еще одно важное условие - социальное партнерство педагогов и семьи, поскольку, как я уже говорила, здоровье детей, психологическая безопасность их в детском саду во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей детского сада.
11. Поэтому, совместную работу с семьей необходимо строить, опираясь на основные положения, определяющие ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги учитывают потребности и возможности семьи и используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду. Об опыте работы по построению образовательной среды в своих детских садах, которая не только обеспечивает эффективную реализацию педагогического процесса, но способствует поддержке Мира Детства сегодня поделятся коллеги. Слово я передаю Татьяне Владимировне Овчинниковой, заведующему детского сада № 210 МАДОУ «Радость». Тема ее выступления: «Формирование РППС в направлении физического развития с использованием принципа зонирования в условиях детского сада».
Упражнение «Дружественная ладошка» Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Я вам раздам листочки бумаги. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
Когда ладошка вернется к вам, прочтите, что написали Вам ваши коллеги. Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
ixlnEUAQ8KFB5L_
25Ir6119$Bas