Девиантное поведение подростков. Причины и способы их преодоления
Подготовила: педагог-психолог
МБОУ « СОШ № 10» ИГОСК
М.В. Рожкова
Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы ,любопытны ,своекорыстны , ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустяками предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и могут её причинять ,- они уже люди.
Жан Лабрюйер
Что такое девиантное поведение?
Девиантное поведение –это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения
Антисоциальное
Аутодеструктивное
поведение
поведение
Асоциальное
поведение
Антисоциальное поведение- поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих
-Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными,
-драки,
- воровство,
- мелкое хулиганство,
- вандализм, порча чужого имущества,
-торговля наркотиками.
Асоциальное поведение- уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений.
- Побеги из дома;
-систематические пропускив школе;
-агрессивное поведение;
-ложь;
- беспорядочные половые связи;
- настенные надписи и рисунки
непристойного характера;
Аутодеструктивное поведение- поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.
- Курение;
-токсикомания;
- наркомания;
- вскрытие вен;
- алкоголизм;
- суицид.
Задание для первой группы
На уроке два ученика разговаривали, мешая всему классу. После сделанного учителем замечания, один из учащихся выбежал из класса, демонстративно громко хлопнув дверью.
АГРЕССИЯ- асоциальное поведение
Задание для второй группы
Группа учащихся с 9 класса постоянно издеваются над учениками 4-5 классов, подстерегая их в разных местах, как в школе, так и дома.
НАСИЛИЕ- Антисоциальное поведение.
Задание для третьей группы
Подросток нюхает токсичные вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Учащимся становится плохо. При этом они продолджают встречаться и заниматься данным занятием дальше.
ТОКСИКОМАНИЯ- аутодеструктивное поведение
Детство, как почва ,в которую попадают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые- хлебными колосьями, некоторые –злым чертополохом.
В .Соло ухин
Упражнение « Чистый лист»
- Когда на ребёнка в семье не обращают внимания – часть её души отрывается.
-Когда ученик не может установить контакт со сверстниками- происходит тоже самое.
-Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход – ещё кусочек души прочь!
-Когда ученик теряет веру в себя и свои способности-…
-Когда он никому не нужен…
Факторы риска
- Семья.
Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, угнетающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребёнка на путь правонарушений.
Факторы риска
- Нарушение физического и психологического здоровья как следствие конституционной склонности:
- поражение нервной системы при родах;
-проблемы с психическим и физическим здоровьем
- разного рода психопатии;
-физические дефекты;
- наследственность – рождение от наркомана или алкоголика
- Проблемы в подростковом возрасте.
- Отсутствие прочных социальных связей.
Основные направления работы с девиантным детьми:
- нарушения в обучении,
- нарушения в поведении,
- нарушения в общении,
- нарушения самосознания,
- смешанные формы нарушений.
Нарушения в обучении
- Предоставление учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
- В первую очередь мы обращаемся к наблюдениям за изменением психологического состояния ученика во время индивидуальной методической помощи
Нарушения в поведении:
Индивидуальная работа классного руководителя, учителя с родителями и ребенком.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе.
Нарушения в общении:
Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение классных часов по темам: «Конфликты», «Права ребенка», «Законы общения».
Нарушения в самосознании:
Мы должны научить ребёнка вести здоровый образ жизни, чтобы он почувствовал себя уверенным, здоровым и сильным, умел справиться с ситуацией самостоятельно.
Большое влияние на формирование дружеских контактов предоставляет создание благоприятного фона пребывания ребёнка в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще всего, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
Принципы в работе с трудными подростками
Первое и самое главное условие успешной работы: ребёнок должен чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений основанных на принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым.Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадёжных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше, и благороднее, чем их родители.
Шаги в работе с трудными подростками:
1 шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и другое.
2 шаг. Завоевать доверие со стороны ребёнка.
Шаги в работе с трудными подростками:
3 шаг. Понять ребёнка.
4 шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.
5 шаг. Предложение помощи ( поддержка)
6 шаг. Психологическое состояние педагога.
Шаги в работе с трудными подростками
7 шаг. Разделяйте ребёнка и его поступки.
Трудные дети привыкли к тому, что они не нравятся другим людям.
Если отделить негативное поведение от действительного характера и потенциала ребенка, то мы
избавляемся от стереотипов.
Покажите ребенку, что он вам нравится. Вы можете сказать: «Ты мне нравишься, но я не одобряю твоего
поведения. По - моему, ты способен на большее».
Самая большая трудность- это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передаётся и становится серьёзным барьером для его реабилитации.
Желаю Вам сил и терпения, творчества и понимания в работе!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!