Методические рекомендации для родителей
по воспитанию детей с отклоняющимся
(девиантным ) поведением
Классификация отклоняющегося поведения:
Непослушание;
шалость;
озорство;
проступок;
негативизм;
упрямство;
капризы;
своеволие;
грубость;
дерзость;
недисциплинированность;
правонарушения.
Непослушание – наиболее распространённая в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребёнка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости является её положительный тон, переживания огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
Озорство - тоже представляет собой эпизод в поведении ребёнка. И в нём проявляется выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребёнок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребёнка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
Детский негативизм - проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребёнка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным.
Пассивный – это одно из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребёнок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.
Основные причины возникновения детского негативизма:
-
перевозбуждение нервной системы;
-
переутомление;
-
протест против нечуткого, несправедливого отношения;
-
капризы избалованного ребёнка.
Основной способ коррекции – это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы.
Упрямство – поведение ребёнка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям взрослых. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, чётких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, лёгкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.
Капризы – особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения.
Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.
Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обуславливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»)
Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребёнка не развивает его волю, а наоборот, ослабляют её, делают ребёнка нервным и легко возбудимым.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребёнка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создания здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребёнка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.
Основные методы и приёмы коррекции капризов:
-
укрепление нервной системы;
-
отвлечение ребёнка от того, что стало причиной каприза;
-
спокойное игнорирование проявлений капризности;
-
воздержание от прямых действий и наказаний;
-
применение метода естественных последствий когда ребёнку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности (остаться голодным, не взяли на прогулку и т.д);
-
спокойная требовательность;
-
отсутствие раздражительности;
-
тактичное внушение;
-
подсказывание правильных действий;
-
доведение требований до конца;
-
поддержка.
Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребёнка, его стремления самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.
Распространённой ошибкой родителей и педагогов в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребёнка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребёнка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникает как результат неправильной реализации ребёнком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, своеволие, неумение ребёнка владеть собой.
Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.
Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налёты, грабежи. Особенно тяжёлыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.
Разумеется, поведение ребёнка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьётся ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится правонарушением?
С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с устремлениями взрослых. Именно несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет родителей и педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.
Помощь педагогов детям в преодолении
девиантного поведения
-
Необходимо занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнять их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребёнку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
-
Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
-
Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т.е. систематическое наблюдение за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заметить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребёнок и сам его довольно мучительно пережил, или,