СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей по развитию речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для родителей

по воспитанию детей с отклоняющимся

(девиантным ) поведением

 

Классификация отклоняющегося поведения:

Непослушание;

шалость;

озорство;

проступок;

негативизм;

упрямство;

капризы;

своеволие;

грубость;

дерзость;

недисциплинированность;

правонарушения.

 

Непослушание – наиболее распространённая в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребёнка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости является её положительный тон, переживания огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство - тоже представляет собой эпизод в поведении ребёнка. И в нём проявляется выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребёнок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребёнка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм - проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребёнка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным.

Пассивный – это одно из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребёнок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

Основные причины возникновения детского негативизма:

  • перевозбуждение нервной системы;

  • переутомление;

  • протест против нечуткого, несправедливого отношения;

  • капризы избалованного ребёнка.

Основной способ коррекции – это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы.

Упрямство – поведение ребёнка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям взрослых. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, чётких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, лёгкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.

Капризы – особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения.

Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.

Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обуславливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»)

Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребёнка не развивает его волю, а наоборот, ослабляют её, делают ребёнка нервным и легко возбудимым.

 

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребёнка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создания здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребёнка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.

Основные методы и приёмы коррекции капризов:

 

  • укрепление нервной системы;

  • отвлечение ребёнка от того, что стало причиной каприза;

  • спокойное игнорирование проявлений капризности;

  • воздержание от прямых действий и наказаний;

  • применение метода естественных последствий когда ребёнку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности (остаться голодным, не взяли на прогулку и т.д);

  • спокойная требовательность;

  • отсутствие раздражительности;

  • тактичное внушение;

  • подсказывание правильных действий;

  • доведение требований до конца;

  • поддержка.

 

 

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребёнка, его стремления самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

Распространённой ошибкой родителей и педагогов в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребёнка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребёнка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникает как результат неправильной реализации ребёнком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, своеволие, неумение ребёнка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.

Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налёты, грабежи. Особенно тяжёлыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

Разумеется, поведение ребёнка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьётся ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится правонарушением?

С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с устремлениями взрослых. Именно несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет родителей и педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.

 

Помощь педагогов детям в преодолении

девиантного поведения

 

  1. Необходимо занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнять их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребёнку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

  2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

  3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т.е. систематическое наблюдение за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заметить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребёнок и сам его довольно мучительно пережил, или,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!