СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в обществе происходят глубокие изменения — кризис экономики, образования и культуры, что порождает волнения в обществе, маргинальные явления, утрату ценностных ориентиров. Наиболее остро проблема девиаций проявляется в подростковом возрасте, особенно среди подростков со сниженным интеллектом. 

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Девиантное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью.

(Доклад для МО учителей-дефектологов)


Подростковый возраст даже для человека с сохранным интеллектом является одним из самых трудных и сложных, так как серьезно изменяются условия жизнедеятельности, происходит перестройка психики, появляется целый ряд новообразований, новых форм взаимодействия со сверстниками. Наиболее остро проблема девиаций проявляется в подростковом возрасте, особенно среди подростков со сниженным интеллектом, так как для подростка со сниженным интеллектом принять и пережить этот возраст еще сложнее.

Ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП) имеет меньше социальных возможностей адаптации по сравнению с другими детьми. При этом хочется подчеркнуть, что коррекционная работа, как правило, сосредоточена на детях дошкольного и младшего школьного возраста, а к подростковому возрасту интенсивность коррекции снижается, что и приводит к росту социальных девиаций.

Все виды девиантного поведения можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные. Первичные девиации несут минимальный ущерб для общественной жизни и остаются в рамках социальной роли человека (например, неуплата за проезд в общественном транспорте). Ко вторичным девиациям относятся те виды поведения, которые объективно нарушают более масштабные социальные нормы: пьянство, преступность, алкоголизм, наркомания и др. Теории девиации могут быть сопряжены с учением Л.С. Выготского о первичном, вторичном и третичном дефекте.

Кроме сниженного интеллекта, существует широкий спектр социальных причин девиаций: недостатки воспитания, неполные семьи, страх наказания, недостаточность внимания, подростковый конформизм и повышенная внушаемость, эмоциональная неуравновешенность как взрослых, так и самих подростков. Подростки со сниженным интеллектом считают вполне нормальным, допустимым употребление табака, алкоголя, легких наркотиков. Недостаток интеллекта не позволяет этим подросткам просчитывать последствия своих слов и действий. Показатели вербальной агрессии и чувства вины у таких подростков превышают норму. При сравнении себя со сверстниками подросток даже со сниженным интеллектом замечает, что по многим качествам он проигрывает сверстникам, что не позволяет ему встать наравне с ними. Реакция агрессии в таком случае носит характер психологической защиты, позволяя хоть в чем-то утвердиться перед сверстниками. Чувство вины на уровне выше среднего говорит о сохранности морально-нравственной сферы, которая выполняет функцию сдерживания агрессии, к сожалению, после совершения агрессивных действий. Эта особенность позволяет выстраивать работу с подростками со сниженным интеллектом по социализации и социальной адаптации.

Подросткам данной группы свойственна эмоциональная и психическая незрелость, что вызывает некоторые опасения, потому что они не умеют и не всегда могут контролировать свои эмоции. Открытая демонстрация агрессии, гнева легко переходит для подростка в привычку, он чаще вступает в конфликты, не контролируя поведенческие проявления эмоциональных реакций. Сниженная скорость интеллектуальных процессов по переработке поступающей информации сочетается с высокой импульсивностью, склонностью немедленно проявить свои отрицательные эмоции. Такие аффективные реакции могут приводить в перспективе к делинквентным поступкам, за которые последует серьезное наказание.

Кроме того, составляя психологический портрет подростка со сниженным интеллектом, стоит обратить внимание на завышенную слабодифференцированную самооценку, сочетающуюся с высокими слабодифференцированными притязаниями. Это свидетельствует о том, что подростки «закрыты» для внешнего опыта, нечувствительны к своим ошибкам, замечаниям окружающих. Подобная ситуация с самооценкой является непродуктивной, препятствует обучению, социальному научению и конструктивному личностному развитию.

Поиск точек опоры для проведения коррекционно-развивающих мероприятий показывает, что большинство испытуемых стремятся исключительно к материальному благосостоянию, при этом для девочек-подростков существует культ внешней красоты и привлекательности, а для мальчиков — стремление к самоутверждению через совершение экстремальных действий, проявления соперничества, стремление доминировать с помощью силы, излишняя демонстративность и одновременно боязнь проявить несостоятельность.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, подростки со сниженным интеллектом являются группой повышенного риска проявления различных социальных девиаций, причем мальчики демонстрируют большую предрасположенность к девиациям, чем девочки. Склонность к соперничеству и доминированию усиливает социальные риски этой категории подростков.

  • Во-вторых, в силу интеллектуальных ограничений у таких подростков наблюдается снижение критичности к своим и чужим действиям, вплоть до полного игнорирования опасностей и последствий рискованного поведения.

  • В-третьих, у подростков со сниженным интеллектом отмечен высокий уровень вербальной агрессии, являющейся механизмом психологической защиты у этих детей. Сохранное (в пределах нормы) чувство вины позволяет говорить о сохранности морально-нравственной сферы, которая выполняет функцию сдерживания агрессии, но, к сожалению, уже после совершения агрессивных действий.

  • В-четвертых, подросткам данной группы свойственна эмоциональная и психическая незрелость, они не могут контролировать свои эмоции.

  • Наконец, изучаемая категория подростков характеризуется высокой импульсивностью, завышенной, слабодифференцированной самооценкой, которая сочетается с высокими, слабодифференцированными притязаниями.

Несмотря на то, что портрет подростка со сниженным интеллектом получился не очень привлекательным, эти дети нуждаются в психолого-педагогической, социально-педагогической и коррекционно-развивающей помощи. Количество таких подростков постоянно увеличивается, поэтому возникает вопрос: профессиональное сообщество учителей-дефектологов готово работать с этой возрастной группой? Основная цель специалистов, работающих с подростками с ООП, – помочь им найти свое достойное место в современном обществе, снизить риски и трудности приспособления, поэтому профилактика различных форм девиантного поведения и их коррекция у подростков групп социального риска сегодня является необходимым и актуальным направлением коррекционно-развивающей работы.

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы: необходимо направить усилия на:

  • формирование навыков сдерживания агрессивных импульсов и контроль эмоциональных реакций,

  • корректировку самооценки до адекватного уровня,

  • создание условий для социально одобряемых форм самоутверждения и соперничества (спорт, творчество),

  • формирование четкой системы запретов.


Источник: Киселева Т.Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 35–42. DOI:10.26516/2304-1226.2019.28.35


https://psy.su/feed/9244/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психологиподписчики&utm_content=