Дэвид Боуи
Дэ́вид Бо́уи ( англ. David Bowie , настоящее имя — Дэ́вид Ро́берт Джонс ( англ. David Robert Jones ); 8 января 1947 , Брикстон , Большой Лондон — 10 января 2016 , Манхэттен , Нью-Йорк ) — британский рок - музыкант , певец и автор песен , также продюсер , звукорежиссёр , художник и актёр . На протяжении пятидесяти лет часто переосмыслял свою карьеру, успешно сочетая творчество с актуальными музыкальными направлениями, благодаря чему получил прозвище « хамелеон рок-музыки». При этом ему удавалось сохранять собственный узнаваемый стиль, за счёт характерной манеры исполнения и интеллектуальной глубины созданных им работ. Боуи считается новатором, в частности, благодаря своим музыкальным экспериментам в конце 1970-х.
Дэвид Роберт Джонс (впоследствии Дэвид Боуи) родился 8 января 1947 года в лондонском Брикстоне в семье ирландки Маргарет Мэри Пеги, работавшей кассиром в кинотеатре, и Хэйворда Стентона Джона Джонса , англичанина по национальности, который был клерком в отделе кадров благотворительной организации.
На момент рождения сына родители Дэвида жили в гражданском браке, только через 8 месяцев они узаконили свои отношения. С раннего детства будущий рок-музыкант проявлял свой интерес к музыке, а в подготовительной школе зарекомендовал себя как талантливого, целеустремленного и умного мальчика. При этом он был довольно непослушным ребенком с задиристым характером, что не мешало ему получать высокие оценки в школе.
В 1953 году семья Дэвида Джонса переехала в Бромли, где он поступил в начальную школу Burnt Ash Primary School. В школьные годы он начал заниматься музыкой, посещал хор и музыкальный кружок, где учителя отметили его феноменальную способность к интерпретациям.После того как Дэвид впервые услышал композиции Элвиса Пресли , он решил, что непременно должен стать поп-звездой. Уговорил отца купить ему укулеле и самостоятельно смастерил бас, чтобы участвовать с друзьями в скилл-сессиях. Увлечение музыкой негативно отразилось на успеваемости в школе, в результате чего Боуи провалил выпускной экзамен и пошел учиться в технический колледж.
В колледже будущая рок-звезда открыла для себя современный джаз и загорелась идеей стать саксофонистом. Тогда Дэвиду пришлось подрабатывать грузчиком в местной мясной лавке, чтобы купить свой первый саксофон «Сельмер» из розовой пластмассы, а через год мама подарила ему на Рождество белый альт-саксофон.К окончанию колледжа будущая легенда рок-музыки умела играть на многих музыкальных инструментах, в число которых вошли гитара, саксофон, клавишные, клавесин, электрогитара, виброфон, укулеле, губная гармошка, фортепиано, кото и перкуссия. С учетом того, что певец с рождения был левшой, он пользуется музыкальными инструментами как правша и играет на праворукой гитаре.
Музыкальная карьера Дэвида Боуи началась с создания собственной группы The Kon-rads, с которой он играл рок-н-ролл на местных концертах, свадьбах и вечеринках. Но амбиции начинающего музыканта не дали ему удержаться в ее составе, и он перешел в The King Bees. Работая с новым коллективом, Дэвид Джонс написал смелое письмо миллионеру Джону Блуму, предложив олигарху стать его продюсером и заработать еще один миллион. Но Блум проигнорировал предложение начинающего музыканта и передал его письмо одному из издателей песен «Битлз» Лесли Конну, который заинтересовался Боуи и заключил с ним первый контракт.
Еще в молодости Дэвид взял себе псевдоним Боуи, чтобы избежать путаницы с набиравшим в те годы популярности Дейви Джонсоном из группы The Monkees. Звезда под именем Дэвид Боуи родилась 14 января 1966 года. Тогда он начал выступать в знаменитом клубе «Марки» в составе группы The Lower Third. Первые несколько записанных синглов певца были полностью провальными, что привело к разрыву контракта с Конном. После этого Боуи выпустил свой дебютный альбом и записал шестой сингл, которые также не попали в чарты.Дискография артиста — это 27 студийных и 9 концертных альбомов, 49 сборников. На счету Дэвида Боуи также 121 сингл и 59 клипов.
Начав карьеру с альбома David Bowie ( 1967 ) и нескольких синглов , музыкант, тем не менее, стал известен широкой публике лишь осенью 1969 года , когда его песня « Space Oddity » достигла первой пятёрки британского хит-парада . После трёх лет экспериментов он вновь оказался у всех на слуху во время расцвета глэм-рока , создав яркий андрогинный образ персонажа по имени Зигги Стардаст . Его хит-сингл « Starman » из культового альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars ( 1972 ) вошёл в первую десятку хит-парада Великобритании . В период относительно недолгого использования образа Зигги Стардаста Боуи сделал себе имя за счёт музыкальных инноваций и необычных для того времени эпатажных сценических постановок.
В 1975 году Боуи добился первого крупного успеха в Америке с синглом « Fame » — написанным в соавторстве с Джоном Ленноном и Карлосом Аломаром — и хит-альбомом Young Americans , стиль которого певец охарактеризовал как « пластиковый соул ». Звучание пластинки представляло собой радикальный сдвиг в музыкальном стиле Боуи, который первоначально оттолкнул многих британских фанатов артиста. Затем, вопреки ожиданиям лейбла и американских поклонников, музыкант выпустив минималистский альбом Low ( 1977 ) — первый из трёх релизов так называемой « Берлинской трилогии Боуи », записанных совместно с Брайаном Ино в течение последующих двух лет. Все три альбома вошли в пятёрку лучших хит-парада Великобритании и снискали положительные отзывы критиков.
После переменчивого коммерческого успеха в конце 1970-х Боуи вновь вернулся на верхние строчки британских чартов в 1980 году с синглом « Ashes to Ashes » и альбомом Scary Monsters (and Super Creeps) . В 1981 году вместе с группой Queen он записал « Under Pressure » — ещё один хит-сингл, добравшийся до вершины британского хит-парада. Пик коммерческого успеха музыканта пришёлся на 1983 год , когда был выпущен альбом Let’s Dance , включавший такие хиты, как « Let’s Dance », « China Girl » и « Modern Love ». На протяжении 1990-х и 2000-х Боуи продолжал экспериментировать с музыкальными жанрами, в том числе записывая материал в таких стилях, как белый соул , авангардный джаз , арт-рок , индастриал , драм-н-бэйс , техно и джангл . Последним студийным альбомом музыканта стал экспериментальный Blackstar , выпущенный 8 января 2016 года , в день его 69-летия ] . Два дня спустя Боуи скончался от рака печени , с которым боролся на протяжении последних полутора лет ] .
Оказал влияние на многих музыкантов, так, в опросе журнала NME среди представителей различных жанров и направлений: «Кто оказал наибольшее влияние на ваше творчество?», большинство указало именно его. В свою очередь, газета The Guardian назвала его самым влиятельным музыкантом после The Beatles . Боуи добился признания в том числе и как киноактёр ; среди самых известных его ролей — инопланетянин Томас Джером Ньютон в « Человеке, который упал на Землю » (награждён кинопремией « Сатурн »), вампир Джон в « Голоде », король гоблинов Джарет в « Лабиринте ».
Боуи занимает 29-е место в рейтинге « 100 величайших британцев ». Тираж его альбомов составляет более 140 миллионов копий, делая музыканта одним из десяти самых успешных артистов в истории поп-музыки Великобритании. Пять его пластинок входят в список « 500 величайших альбомов всех времён » по версии журнала Rolling Stone . То же издание поставило Боуи на 23-е место в списке «100 лучших вокалистов всех времён», а также на 39-е место в двух аналогичных рейтингах лучших артистов и лучших авторов-исполнителей. В 2016 году был назван «величайшей рок-звездой всех времен»
В 1962 году в возрасте 15 лет Боуи сформировал свою первую группу под названием The Kon-rads, исполнявшую гитарный рок-н-ролл на местных вечеринках и свадьбах. В состав входило от четырёх до восьми участников, и Андервуд был в их числе\. В следующем году Боуи бросил техникум и сообщил родителям о своем намерении стать поп-звездой. Мать устроила его на работу помощником электрика. Разочарованный низкими амбициями своих товарищей по группе, Дэвид ушёл из The Kon-rads и присоединился к другому ансамблю — The King Bees, после чего написал письмо новоиспечённому миллионеру Джону Блуму , разбогатевшем на продаже стиральных машин, предлагая ему «сделать для нас то, что Брайан Эпстайн сделал для Битлз , и… заработать ещё один миллион». Блум не ответил на предложение, но передал его Лесли Конну, партнёру Дика Джеймса (который издавал песни Битлз вместе с Эпстайном), что привело к появлению у Боуи первого менеджера
в 1974 году Боуи переехал в США сначала остановившись в Нью-Йорке, а затем поселившись в Лос-Анджелесе. Выпущенный в том же году альбом Diamond Dogs , продемонстрировавший интерес музыканта к фанку и соулу , стал результатом соединения двух разных идей: футуристского мюзикла о жителях постапокалиптического города и цикла музыкальных композиций, написанных под влиянием романа Джорджа Оруэлла «1984». Альбом стал лидером чартов на родине музыканта, благодаря хитам « Rebel Rebel » и «Diamond Dogs», и занял 5-е место в Соединённых Штатах — сделав Боуи самым «продаваемым» артистом Британии второй год подряд. Для продвижения пластинки был организован одноимённый концертный тур , проходивший на территории Северной Америки в период с июня по декабрь 1974 года. Концерты тура отличались высокобюджетной постановкой, за которую отвечала хореограф Тони Бэзил , и театральными спецэффектами. Одно из шоу, а также закулисная жизнь артиста, были сняты режиссёром Аланом Йентобом и выпущены в виде документального фильма Cracked Actor . На кадрах ленты Боуи выглядел бледным и истощённым, так как тур совпал с периодом его тяжелой кокаиновой зависимости, что привело к серьёзному физическому истощению, паранойе и эмоциональным проблемам музыканта. Потом он отшучивался, что концертный альбом David Live , выпущенный по мотивам этих гастролей, должен был называться «Дэвид Боуи жив и здоров только в теории». Тем не менее, эта пластинка укрепила статус музыканта как суперзвезды, заняв 2-е место в Великобритании и 8-е в США.
Интерес Боуи к развивающейся немецкой музыкальной сцене, а также проблемы с наркотиками, побудили его переехать в Западный Берлин , чтобы побороть зависимость и вдохнуть в свою карьеру новую жизнь. Арендуя квартиру в Шёнеберге, со своим другом Игги Попом, он начинает работать над новым материалом в студии Hansa Tonstudio, расположенной в Кройцберге, недалеко от Берлинской стены. При поддержке Брайана Ино, Боуи начал фокусироваться на минималистской эмбиентной музыке, которая станет основой для его следующих трёх пластинок, спродюсированных совместно с Тони Висконти, впоследствии ставших известными как Берлинская трилогия В тот же период Боуи помогает завершить Игги Попу его дебютный сольный альбом The Idiot (1977), в качестве соавтора и музыканта, а также, затем, работает с ним над его продолжением — Lust for Life (1977). В поддержку этих пластинок музыканты проводят концертный тур по Великобритании, Европе и США в марте и апреле 1977 года
В 1989 году, впервые с начала 1970-х, Боуи решил сделать паузу в сольной карьере чтобы сформировать отдельную музыкальную группу. Хард-рок -квартет под названием Tin Machine появился на свет после того, как Боуи начал экспериментировать в студии над новой музыкой с гитаристом Ривзом Габрелсом . Состав был дополнен ритм-секцией — братьями Тони (англ.) рус. и Хантом Сэйлс (англ.) рус. , которые ранее работали с Боуи над альбомом Игги Попа Lust for Life (1977), занявшими места басиста и барабанщика соответственно
Хотя Боуи задумывал Tin Machine как квартет равноценной силой голоса, на протяжении всего его существования он доминировал, как в написании песен, так и в принятии решений [211] . Дебютный диск коллектива, Tin Machine (1989), первоначально пользовался популярностью, хотя его политизированные тексты вызвали неоднозначную реакцию в обществе: Боуи описал одну из песен как «упрощенную, наивную, радикальную, запись о становлении неонацистов »; по мнению Сэндфорда, «нужно было иметь мужество, чтобы осудить наркотики, фашизм и телевидение … в терминах, литературный уровень которых был сопоставим с содержанием комиксов». Руководство EMI осталось недовольно «текстами, похожими на проповеди», «повторяющимися мелодиями», а также «минимальным или вовсе отсутствующим продюсированием» ] . Тем не менее, альбом занял третье место в чарте Великобритании, вскоре получив «золотой» сертификат в этой стране. Масштабный гастрольный тур Tin Machine пользовался популярностью, однако среди поклонников и критиков росло нежелание воспринимать Боуи просто как одного из участников квартета. Выпущенные в поддержку альбома синглы, за исключением «Under the God» (англ.) рус. , не попали в чарты, и Боуи, после споров с EMI,покинул лейбл ] . В то же врем начало расти недовольство самого музыканта по поводу своей роли в группе. На этом фоне, когда Tin Machine начали работу над вторым альбомом, Дэвид решил вернуться к сольной карьере ] . Начав исполнять свои проверенные хиты во время семимесячного турне Sound+Vision Tour , он вновь обрёл признание и коммерческий успех [218] .
В 1999 году Боуи и Гэбрелс написали саундтрек к видеоигре Omikron: The Nomad Soul , в которой Дэвид и Иман также озвучили и стали прототипами двух персонажей. Выпущенный в том же году альбом ‘hours…’ , содержащий ряд перезаписанных композиций из Omikron , также включал песню на слова Алекса Гранта — победителя придуманного музыкантом интернет-конкурса «Cyber Song Contest» Альбом, при создании которого делался упор на живые инструменты, ознаменовал дистанцирование Боуи от электронной музыки. ‘hours…’ и концертный диск VH1 Storytellers стали последними релизами творческого тандема Боуи и Гэбрелса, который зачастую выступал соавтором артиста (например, в песне « The Pretty Things Are Going to Hell », вошедшей в саундтрек к фильму « Стигматы . Студийные сессии пластинки Toy , для которой планировалось записать новые версии некоторых самых ранних произведений Боуи, а также три новые песни, начались в 2000 году, но, в итоге, альбом был выпущен официально лишь в 2021 году. Вместо этого, поддержке Висконти, музыкант начал работу над полностью оригинальным материалом, который был выпущен 2002 году на альбоме Heathen 8 февраля 2006 года Боуи был удостоен премии «Грэмми» « За жизненные достижения » [264] . В апреле музыкант объявил: «Я беру годичный отпуск — никаких гастролей, никаких альбомов». Тем не менее, 29 мая он появился в качестве гостя на концерте Дэвида Гилмора в Королевском Альберт-холле , исполнив с ним песни Pink Floyd « Arnold Layne » и « Comfortably Numb » ] Мероприятие было записано и выпущено под названием Remember That Night . В ноябре Боуи вновь поучаствовал в нескольких концертах, выступив с Алишей Киз на мероприятии Black Ball, а также на благотворительном концерте фонда Keep a Child Alive в Hammers in Ballroom Это выступление стало последним появлением Боуи на сцене, со своими песнями
Интересно, что в России Дэвид Боуи побывал трижды. Первые гастроли музыканта состоялись в 70-е годы, тогда Дэвид пересек 1/6 суши от Дальнего Востока до Москвы. Второе появление в столице России состоялось спустя год. На это раз артисту составил компанию его друг и коллега Игги Поп .
Ну а в конце 90-х рок-звезду уже ждали с концертом в Большом Кремлевском дворце, который он блестяще провел, хотя сам остался недоволен выступлением. По воспоминаниям зрителей, артист привез программу, состоящую из песен его нового альбома Outside, написанного в стиле индастриал-рок. Немногие в зале поняли тяжелую музыку, большинство прибывших интересовались только именем звезды, а не его творчеством. Почувствовав глухую стену между собой и залом, исполнитель впредь отказался давать концерты в России. В начале 90-х певец начинает экспериментировать с жанрами, закрепляя за собой статус «хамелеона рок-музыки». Он, ловко сохраняя индивидуальный имидж, постоянно меняет музыкальные направления и тематику песен, появляясь на сцене в разных образах. Простой и элегантный образ он продемонстрировал лишь в 2013 году. Неоднократно высказывания Боуи вызывали неоднозначную реакцию у общества. Так, в одном из ранних интервью Дэвид назвал Адольфа Гитлера одной из первых рок-звезд и призвал Британию использовать опыт немецкого лидера. Впоследствии артист отказался от собственных слов, заявив, что выступает против фашистского режима. Личная жизнь Дэвида Боуи всегда интересовала его поклонников. Это связано с тем, что в середине 70-х в интервью он заявил о своей бисексуальности. С тех пор сексуальная ориентация Дэвида Боуи массово обсуждалась в обществе, несмотря на то что в 1993 году он опроверг эти откровенные признания, назвав их самой большой ошибкой жизни.
Рок-музыкант прошлый интерес к гомо- и бисексуальности связал с модными веяниями того времени, а не с проявлениями своих истинных чувств. При этом он подчеркнул, что, создав себе образ бисексуала, достиг славы и реализовал мечты.
Рок-музыкант был дважды женат, у него двое детей. Несмотря на то что певцу удалось избавиться от наркозависимости, она оставила неизгладимый след на его здоровье: Боуи страдал провалами в памяти и сравнивал свой мозг с «дырявым швейцарским сыром».