2018. БИ. Пищеварение
(ЕГЭ 12) Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры
(ЕГЭ 12) Выберите три верных признака гиповитаминоза А:
1) задержка роста
2) кровоточивость десен
3) ухудшение зрения
4) поражение кожи
5) малокровие
6) быстрое заживление ран
(ЕГЭ 12) Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют:
1) быстрое замораживание
2) консервирование со стерилизацией
3) сушку на солнце
4) вакуумную сушку
5) квашение
6) пастеризацию
(ЕГЭ 12) Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?
1) органы прикрепления
2) большая плодовитость
3) паренхима
4) развитая нервная система
5) уплощённая форма тела
6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок
(ЕГЭ 13) Соотнесите органы пищеварения и материал, из которого они формируются:
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ МАТЕРИАЛ
А) эпителий ротовой полости 1) ЭКТОДЕРМА
Б) эпителий кишечника и желудка 2) ЭНТОДЕРМА
В) секретирующие клетки поджелудочной и 3) МЕЗОДЕРМА
кишечных желез
Г) эмаль зубов
Д) глоточная область
Е) органы выделения
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:
А) обработка пищевой массы желчью
Б) всасывание основной части воды
В) расщепление белков и некоторых видов жиров
Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками
Д) расщепление клетчатки
Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.
ЗНАЧЕНИЕ | ВИД ВИТАМИНА |
A) повышает защитные свойства организма Б) входит в состав зрительного пигмента B) препятствует возникновению рахита Г) препятствует кровоточивости дёсен Д) улучшает зрение в сумерках Е) участвует в образовании костной ткани | 1) А 2) D 3) С |
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ | МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ |
А) выделение пепсина Б) всасывание аминокислот В) окончательное расщепление и всасывание липидов Г) начало расщепления белков Д) обработка пищи соляной кислотой Е) обработка пищевого комка желчью | 1) желудок 2) тонкая кишка |
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы.
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ | ОРГАН |
А) окончательное расщепление жиров Б) начало переваривания белков В) расщепление клетчатки Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу | 1) желудок 2) тонкая кишка 3) толстая кишка |
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между процессом пищеварения и местом, в котором он происходит.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ | МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА |
А) окончательное всасывание воды Б) всасывание глюкозы в кровь В) окончательное расщепление и всасывание липидов Г) расщепление клетчатки ферментами бактерий Д) вывод токсичных веществ Е) эмульгирование липидов | 1) толстая кишка 2) тонкая кишка |
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию.
ФУНКЦИЯ ОРГАНА | ОРГАН |
А) вырабатывает желчь Б) вырабатывает панкреатический сок В) запасает гликоген Г) секретирует инсулин Д) обезвреживает токсины Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы | 1) печень 2) поджелудочная железа |
(ЕГЭ 14) Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему
1) пищевод
2) слепая кишка
3) желудок
4) ротовая полость
5) тощая кишка
6) двенадцатиперстная кишка
7) прямая кишка
(ЕГЭ 14) Установите последовательность процессов пищеварения.
1) всасывание аминокислот и глюкозы
2) механическое изменение пищи
3) обработка желчью и расщепление липидов
4) всасывание воды и минеральных солей
5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков
(ЕГЭ 14) Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров
(ЕГЭ 14) Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
(ЕГЭ 21) Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения
Содержание соланина в различных сортах картофеля
Сорт | Глазок | Мякоть клубня | Ягода | Листья | Стебель |
Детскосельский | 4 | 0,2 | 7,5 | 4,5 | 9 |
Синеглазка | 5 | 0,1 | 9 | 6 | 7 |
Чугунка | 4 | 0,2 | 8,5 | 5,5 | 9,5 |
Скала | 1 | 0,4 | 6,8 | 4,8 | 11,2 |
Золушка | 3 | 0,3 | 8 | 7,5 | 8 |
Ранняя роза | 3 | 0,1 | 4 | 4,6 | 8,9 |
1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.
2) Наибольшее количество соланина накапливается в ягодах сорта «Скала».
3) В глазках клубня соланин накапливается в наибольшем количестве.
4) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.
(ЕГЭ 21) Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения

1) В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.
2) В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.
3) Карасей и окуней рекомендуется включить в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни.
4) Вобла самая низкокалорийная рыба.
5) Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.
(ЕГЭ 21) Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения

1) Достаточно выпить в день стакан (200 мл) морковного сока , чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно.
2) При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок.
3) В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков.
4) В абрикосовом соке больше всего витамина В1.
5) Витамин В1 можно получить из любого сока.
(ЕГЭ 22) Почему для человека важно разнообразное сбалансированное питание?
В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?
(ЕГЭ 22) Пепсин — фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность.
(ЕГЭ 22) Костя встречал друга на вокзале и, чтобы перекусить, купил себе шаурму. Он знал, что перед едой надо мыть руки, поэтому, прежде чем есть шаурму, он протёр руки специальной влажной салфеткой.
(ЕГЭ 22) Тем не менее на следующий день скорая помощь забрала его в инфекционное отделение с сильнейшей пищевой инфекцией. Был поставлен диагноз дизентерия. Объясните, почему Костя, несмотря на принятые меры предосторожности, заболел? Укажите две возможных причины.
Чем опасны аскариды для взрослых и детей?
(ЕГЭ 22) Многие лекарства могут вводиться как инъекционно, так и перорально, а вот инсулин – только инъекционно. Объясните причины этого.
(ЕГЭ 26) Какие организмы являются симбионтами человека, их роль в организме?
(ЕГЭ 26) Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.