СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий к программе "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в быту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная диагностика направлена на определение уровней освоения правил безопасного роведения у детей старшего дошкольного возраста и предполагает целенаправленного определения навыков безопасного поведения в домашней среде по видам опасностей в быту.

Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий к программе "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в быту"»

Диагностика

сформированности навыков безопасного поведения

детей дошкольного возраста в быту.

Диагностика направлена на определение уровней освоения правил безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и предполагает целенаправленного определения навыков безопасного поведения в домашней среде у старших дошкольников по видам опасностей в быту, приводящих к :

  • порезам,

  • ожогам,

  • пожарам,

  • электротравмам,

  • падениям и ушибам.

Для выявления представлений об источниках опасности, под которыми понимаются явления, процессы или объекты домашней обстановки, способные при определенных условиях нанести ущерб здоровью человека (непосредственно или косвенно), дошкольникам предлагается выбрать режущие, пожароопасные и другие объекты, пользование которыми может привести травмам. Для этого применяется методика «Исключение лишнего», позволяющая оценить у ребенка сформированность процессов обобщения, умения выделять существенные признаки. В ходе диагностики могут использоваться как реальные предметы быта (например: нож, спички, разбитый стеклянный стакан и т.п.), так и фотографии объектов, которые невозможно в настоящий момент одномоментно показать ребенку (например: электро- или газовую плиту, кран с горячей водой, открытое окно). Дошкольнику дается инструкция: «Внимательно рассмотри все предметы и фотографии, разложенные на столе, и назови те, которыми можно порезаться, уколоться» Далее ребенок должен объяснить, почему исключает именно этот (безопасный) предмет и описать опасность пяти оставшихся объектов. Примерный список, предлагаемых ребенку предметов, приводящих:

  • к порезам ножницы, гвозди, разбитый стеклянный стакан, остро
    заточенный карандаш, нож, молоток;

  • к ожогам электроплита (фото), кастрюля, чашка с чаем (пар
    идет), кран с горячей водой (фото), утюг, расческа;

  • к пожарам спички, свечки, петарды, зажигалки, газовая плита (
    фото), стеклянный стакан;

  • к электротравмам - магнитофон, телевизор (фото), утюг, настольная лампа;

  • к падениям и ушибам - высокий шкаф (фото), кресло (фото), стул, открытое окно (фото).

Для выявления представления дошкольников о мерах предосторожности и действия в случае опасности использовалась беседа по сюжетным иллюстрациям, где изображены дети в конкретной опасной ситуации в быту:

  • «Колючий гвоздь» (наступил на рассыпанные гвозди);

  • «Осторожно, горячо!» (приоткрывает крышку горячей кастрюли, стоящей на плите);

  • «Бумага в огне» (поджигает бумагу);

  • «Там дядя Ток» (вставляет ножницы в розетку);

  • «Падающая книга» (ребенок падает со стула, пытаясь достать книгу с высокой полки).

Анализ полученных результатов позволит выделить 4 уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения в быту.

Критериями оценки представлений выступают:

  • объем, полнота представлений об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных бытовых ситуациях;

  • точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения в быту.

Качественное описание уровней:

1-й уровень - дети могут назвать лишь отдельные источники опасности в быту; не знают меры предосторожности и действия в случае опасности.

2-й уровень - дошкольники выделяют некоторое количество (до 25%) потенциально опасных предметов домашнего обихода, называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности, не знают способов использования предметов быта, имеют поверхностные представления о действиях в бытовых опасных ситуациях.

3-й уровень - дети называют половину объектов опасности дома, объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности, знают отдельные способы безопасного обращения с данными предметами быта, информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления неполные.

4 -и уровень - дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения, знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).


Выявление наличного уровня навыков безопасного поведения

дошкольников в быту. Суть заданий состоит в том, что дети ставятся в условия жизненных ситуаций предметно-практического характера, широко встречающихся в повседневной жизни ребенка.

«Без хлеба не обойтись» {выявление умения пользоваться ножом). Столы накрыты к обеду. Младший воспитатель говорит: «Хлеб только что привезли, его не успели нарезать на кухне, поэтому сегодня каждый сам отрежет себе кусок хлеба». На стол выкладывается доска для резки хлеба и нож с тупым концом. Дети подходят и выполняют необходимые действия.

«Прачечная» (выявление умения осторожно обращаться с горячим предметом). Утром в группе проходит занятие по закреплению знаний о процессе стирки белья (носовых платков). Вечером детям предлагают каждому выгладить свой носовой платок. Для этого в спальне устанавливается гладильная доска (из атрибутов для игр) и утюг небольшого размера (дорожный). Дети по одному выполняют задание.

«Конкурс кондитеров» (выявление умения осторожно обращаться с пожароопасными предметами). На прогулке детям предлагалось « испечь» красивые торты и пирожные из песка, затем каждое изделие украшалось свечкой для торта и ребенку разрешалось ее зажечь на своем торте.

«Послушаем музыку» (выявление умения пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности). Ребенку предлагается самому включить магнитофон для прослушивания чего-либо. Пояснение: провод магнитофона около вилки — оголен: оторвана изоляция; вблизи расположен удлинитель, который в целях безопасности отключен от сети.

« Хочу все знать» (выявление умения доставать предмет с высоты с помощью взрослого). В группу вносится новая иллюстрированная энциклопедия, которую воспитатель после просмотра каждый раз убирает на верхнюю полку шкафа в спальне (выше роста детей). В следующий раз детям по очереди предлагается ее достать. Пояснение: взрослый при этом наблюдает незаметно.

Во время выполнения задания фиксируется и подвергается анализу: последовательность действий ребенка, продолжительность выполнения задания, результативность, степень самостоятельности (с помощью экспериментатора или без нее), словесное сопровождение, а также отношение дошкольников к заданию и к самим предметам.

Критериями определения у детей уровня умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода является степень овладения действиями и соблюдение мер предосторожности.

Определены следующие уровни безопасного обращения с предметами домашнего обихода.

1-й уровень - отказывается выполнять действия с предложенными предметами.

2-й уровень - выполняет действия первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности.

3-й уровень - выполняет действия с предметами путем ориентировочных проб, с соблюдением мер предосторожности.

4-й уровень - выполняет на уровне элементарного практического умения с соблюдением правил безопасности.


Отношение детей к выполнению действий с опасными предметами домашнего обихода. Для этого необходимо посмотреть, что характерно для дошкольников с разным уровнем осуществления действий с потенциальными источниками опасности в быту. Возможно, выявится закономерность по отношению к выполненным действиям:

  • дети, обладающие 4-й уровнем сформированности действий - спокойны и уверены в их осуществлении, заинтересованы в результате деятельности;

  • дошкольники, имеющие 3-й уровень - действуют осторожно и аккуратно, высокий интерес к предложенному предмету не пугает и не тормозит их действия;

  • на 2-м уровне - дети, увлеченные самим процессом действия с ранее недоступным предметом, нарушают меры предосторожности, т.е. интерес к предмету преобладает, страх перед ним отступает;

  • дети, отнесенные к 1-му уровню, отказываются выполнять действия с потенциально опасными предметами быта, но не боятся самих предметов и с интересом наблюдают за процессом выполнения задания ровесниками.

Таким образом, диагностика включала в себя определения у детей представлений об опасных ситуациях в быту и умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода.