СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический материал по литературе. Л.Н.Толстой. "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический материал по литературе. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал по литературе. Л.Н.Толстой. "Война и мир"»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область





Диагностический материал по литературе.

Л.Н.Толстой. «Война и мир»



Учитель русского языка и литературы

первой категории

Курбатова Галина Николаевна





























2017 год

  1. В романе толстого несколько сотен действующих лиц – однако, в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев романа связана с этими событиями?

  • Смотр союзных войск под Ольмюцем (смотр проводит Александр 1);

  • Смотр по Браунау (смотр проводит Кутузов);

  • Аустерлицкое сражение;

  • Переход через реку Энс;

  • Шенграбенское сражение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное ее повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер – массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному-двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:

  1. Оголенные белые, полные плечи;

  2. Черные глаза, большой рот;

  3. Сухое лицо;

  4. Лучистые глаза, тяжелая походка;

  5. Плешивая голова, плоское лицо.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведенными ниже цитатами представлены две исторические фигуры – персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?

  1. …в расстегнутом мундире, из которого… выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки он чувствовал, на подлокотники и почти спал.

  2. Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он и сделает теперь, - есть история. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул… и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

  3. Расплывшиеся губы… дрожали, и на глазах были слезы.

  4. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремал. Ему подали обедать, …с трудом жевал жареную курицу…

  5. Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле…Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.

  6. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.

  7. Общее выражение лица… было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Записки и отрывки из писем разных героев романа приводятся без подписи их автора. Назовите имя адресата. С какими событиями в жизни героев связано каждое письмо?

  1. «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив он или нет».

  2. «Тогда отец назначил мне срок один год, и вот уже 6 месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на 3 месяца».

  3. «Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:

  1. Токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанным кругом стружками;

  2. Бочонок (используется в качестве кресла);

  3. Большой стол, на котором лежали книги и планы;

  4. Большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;

  5. Высокий стол для писания стоя;

  6. Стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;

  7. Хрустальные, с вензелем графа, рюмки?

Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Толстого?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описывая определенные реалии так, как видят их его герои, Толстой, чтобы быть точным, часто называет привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так, в ««Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями:

  1. Окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении;

  2. Вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма;

  3. Большой, наполненный чем-то и открытый ящик;

  4. Крашеные картоны, изображавшие деревья;

  5. Французские лепешки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души» (Н.Г.Чернышевский). Объясните значение этого определения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психолог-«диалектик», Толстой нередко избегает развернутого изображения того или иного психологического состояния – причем в тех эпизодах, которые могли бы стать самостоятельными психологическими этюдами, представляющими человеческое переживание в его динамике. Так, например, смерть Пети Ростова заставляет всегда веселого и живого Денисова издать «звуки, похожие на собачий лай» - эта единственная строчка вобрала в себя его трагическое переживание Петиной гибели. Приведите примеры подобного использования отдельной детали как средства психологической характеристики персонажа.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе «Война и мир»? приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художественные функции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Повествование в «Войне и мире» строится с позиции авторского всеведения. Однако целый ряд эпизодов «увиден» глазами персонажа и несет на себе отпечаток его субъективности. Приведите примеры таких эпизодов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4