Диагностический материал по сенсорному восприятию для детей первой младшей группы (с 2-3 лет)
Содержание программного материала
Умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине.
Сравнивать предметы по величине (большой, маленький).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание № 1
Описание задания: детям показывается карточка и дается задание (воспитателю приготовить фигуры по образцу).
Вопросы:
- В окошках живут фигуры. Назови каждую и скажи какого она цвета, величины?
- Закрой окошко такой же фигурой.
Задание № 2
Описание задания: ребёнку предлагается карточка с изображением двух разных по величине предметов.
Вопросы:
— Посмотри внимательно на картинку. Покажи, какой шарик большой, а какой маленький?
Диагностический материал по развитию речи, художественной литературе, ознакомлению с окружающим.
Первая младшая группа.
Содержание программного материала.
Обогащение словарного запаса детей существительными – названиями предметов одежды, посуды, овощей, домашних животных и их детенышей; прилагательными.
Развитие у детей интереса к содержанию художественных произведений, к иллюстрациям. Повторение простейших стихотворений, коротких потешек.
ЗАДАНИЯ
Задание №1
Материал: предметные картинки
Задание: ребенку предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы
Вопросы:
- Что нарисовано на картинке?
- Назови каждый предмет (варианты по выбору: одежда, посуда, овощи)
Вопросы:
Какие животные нарисованы на картинке?
Корова большая, а телёнок ...
Козлёнок маленький, а коза...
Задание № 2
Вариант А
Материал: предметные картинки
Задание: ребенку предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы
Вопросы:
Вариант Б
Материал: предметные картинки
Задание: ребенку предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы
Вопросы:
Вариант В
Материал: предметные картинки
Задание: ребенку предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы
Вопросы:
- Какая это сказка? (Колобок)
- От кого убежал колобок?
- Кто съел колобка?
Задание № 3
Описание задания: ребенку дается задание прочитать стихотворение, потешку.
Вопросы для анализа:
Каковы особенности словаря ребенка (наличие в активном словаре слов, обозначающих родовые и видовые понятия, ошибки в словоупотреблении)?
Каковы особенности употребления слов, обозначающих свойства предметов?
Каковы особенности выделения существенных признаков предметов?
Соответствуют ли выявленные особенности словаря детей требованиям «Программы..»?
Каковы задачи формирования словаря детей в вашей возрастной группе в соответствии с требованиями «Программы..»?
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Содержание программного материала
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Слушание спокойных и веселых песен и пьес. Различение звуков по высоте (высоко, низко). Слушание мелодий. Участие в звукоподражании, подговаривании. Передача ритма ходьбы и бега. Обозначение хлопками тихого и громкого звучания. Выполнение танцевальных движений по одному и в парах.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Восприятие музыкальных произведений разного характера. Различение тембра звучания музыкальных игрушек (барабан, погремушка, бубен и т.д.), детских инструментов. Совместное пение, исполнение песен различного характера. Смена движения в соответствии с характером музыки. Сочетание движения с характером музыки. Выполнение танцевальных движений.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дослушивание музыкальных произведений до конца. Определение характера музыки. Интонирование в пределах кварты. Передача голосом скачкообразного и поступенного хода мелодии. Чистое произношение слов, окончаний, гласных и согласных в песнях. Пение после музыкального вступления, завершение с окончанием звучания музыки. Передача характера песни, связь его с содержанием. Импровизация простейших звукоподражаний.
Музыкально-ритмичные движения: ходьба, бег, легкие пружинящие движения ног. Чередование ритмичного притопа. Умение согласовывать движение с текстом песни. Инсценирование знакомых песен.
СТАРШАЯ ГРУППА
Автор музыкального произведения, название. Слушание инструментальной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (динамика, тембр, темп, звуковысотность). Структура музыкального произведения, понятие жанра в музыке.
Выразительное задорное исполнение песен различного характера. Знание ладотональности, связи характера музыкального произведения с содержанием. Пение: напевное, протяжное, легкое, подвижное, задорное, стремительное; естественным голосом, без напряжения. Пение хором, группами, с запевалами, со взрослым и без него, с музыкальным сопровождением, без него.
Самостоятельная смена характера движения в связи с изменениями в музыке: ритмичный бодрый шаг, легкий стремительный бег, подскоки, движение прямым и боковым галопом, хороводный шаг, шаг с притопом, плавные движения рук, элементы казахского народного танца, танцев других народов.
Импровизация последовательности знакомых танцевальных движений. Составление новых композиций. Использование мимики, жестов.
Диагностический материал по конструированию
Содержание программного материала
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Строительный материал: кубики, кирпичики, пластины. Свойства строительного материала. Элементарные постройки способом комбинирования знакомых по форме деталей строительного материала. Коррективное конструирование. Игры с постройками.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Соединение кирпичиков, выстраивание их в линию, в ряд, по кругу, четырехугольником. Расположение кирпичиков и пластин вертикально: по кругу, четырехугольнику. Пространственные признаки: короткий - длинный, узкий - широкий, высокий - низкий. Способы изменения постройки: замена деталей, надстраивание в высоту, длину. Сооружение постройки по собственному замыслу, общему сюжету.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Детали строительного материала: кубик, цилиндр, пластина длинная и короткая, брусок, призма.
Конструктивные свойства деталей: устойчивость, форма, величина.
Анализ образцов построек: часть, пространственное расположение, деталь части.
Виды материала и его конструктивное свойство (бумага, природный материал). Игрушки из бумаги. Простые поделки из природного материала.
Разные конструкции одного и того же объекта, их сравнение, выделение общего и различного. Преобразование построек в длину, высоту, ширину. Сооружение в соответствии игрушек, их обыгрывание.
СТАРШАЯ ГРУППА
Группировка деталей с учетом их основных конструктивных свойств (размер, устойчивость, форма).
Различать и называть строительные детали: призма, цилиндр, брусок. Различать пластины разной формы: длинный - короткий, широкий - узкий.
Преобразовывать постройки в высоту и длину. Самостоятельно изменять их ширину, устанавливать зависимость устойчивости деталей от расположения их на плоскости, планировать свою работу.
Строить по заданной теме, по условиям и собственному замыслу.
Диагностический материал по изобразительному искусству
Содержание программного материала
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Изображение предметов и явлений природы на картинках. Рассматривание посуды: блюд, кесе, украшенных казахским национальным орнаментом; рассматривание доступных по содержанию картинок и иллюстраций.
Знакомство с художественными материалами: бумага, карандаши, кисть, краска.
Изображение явлений окружающей действительности посредством мазков, штрихов, линий. Рисование прямых, вертикальных, округлых линий. Изображение округлых форм. Передача образа с помощью контрастных сочетаний цветовых пятен.
Способы лепки: скатывание. Лепка колец. Сплющивание, углубления на поверхности форм. Лепка предметов путем соединения шариков одинаковой и разной величины. Лепка предметов путем соединения разных форм.
Расклад на фланелеграфе готовых форм, изображений предметов. Составление на листе бумаги изображения предметов, состоящих из 2-3 частей одинаковой и разной формы, величины, подготовленных воспитателем.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Рассматривание картин, иллюстраций, игрушек.
Технология работы с кистью и красками. Правила пользования карандашом, кистью.
Передача образа предметов ритмом штрихов и мазков. Изображение прямых линий в разнообразных направлениях: наклонные, длинные, короткие. Изображение предметов округлых форм. Изображение округлых форм в сочетании с прямыми линиями. Называние цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Изображение предметов четырехугольной формы. Сочетание округлых форм с четырехугольными. Украшение силуэтов вырезанных из бумаги форм. Создание коллективных композиций.
Способы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Лепка колец, предметов конусообразной формы. Лепка предметов из нескольких частей. Украшение изделий точками, насечками. Лепка предметов из частей одинаковой и разной формы: шара, цилиндра, конуса, диска. Лепка предметов по типу народной игрушки.
Составление и выкладывание на листе бумаги готовых форм, узоров, их наклеивание. Составление узоров из кругов различной величины, симметричных узоров на квадрате.
Составление и наклеивание на лист бумаги предметов, состоящих из 2-3 частей одинаковой формы, разных по величине. Украшение готовых форм по мотивам казахского орнамента.
Составление и наклеивание на листе бумаги предметов из круглых и четырехугольных форм. Создание простейших композиций.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Иллюстрации к произведениям. Скульптура малых форм. Декоративно-прикладное искусство. Войлочные изделия. Выразительные средства - цвет, форма.
Изображение предметов круглой, овальной, прямоугольной и треугольной формы. Название цветов и их оттенков: красный, желтый, синий, белый, черный, коричневый. Сочетание цветов. Узор, элементы узора: мазки, точки, прямые, кольца, круги.
Технология закрашивания: сверху вниз, слева направо и по косой, по форме, ритмичное нанесение мазков; штрихи по всей форме, не выходя за пределы; проведение широких линий всей кистью, а узких линии концом; закрашивание поверхности поролоновыми тычками или клеевой кистью, рисование пальцем, по-сырому, на ткани.
Изображение явлений действительности. Декоративное рисование. Простейшие элементы казахского орнамента. Изображение предметов и персонажей, объединенных единым содержанием.
Лепка предметов круглой, овальной, конусообразной и цилиндрической формы. Лепка предметов, состоящих из нескольких частей. Техника лепки: оттягивание от куска основной формы, сглаживание поверхности формы, прижимание и примазывание, вдавливание для получения полой формы, загибание краев расплющенной формы.
Использование в работе стеки, печатки.
Ножницы. Правила пользования ножницами.
Наклеивание изображений из отдельных частей, изображений предметов из готовых форм. Резание квадратов, прямоугольников по диагонали, круга и овала. Косые срезы.
Коллективная работа. Декоративная аппликация. Узор из геометрических и растительных форм на полосе, круге, квадрате.
СТАРШАЯ ГРУППА
Изобразительно-выразительные средства. Скульптура малых форм. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к детским книгам.Семь основных цветов радуги.
Изображение предметов с натуры и по представлению. Народное декоративное искусство, народные игрушки. Способы изображения предметов и явлений окружающей действительности. Передача пропорций предметов, окраски, передача в рисунке несложных движений человека и животных. Составление узоров по мотивам народных росписей. Нетрадиционные методы рисования: монотипия, по-мокрому, сухой кистью, нитками, свечой, пальцами, ладонью, пластилином и т.д.
Лепка с натуры и по представлению. Передача в лепке выразительности образов. Лепка птиц, животных, человека по типу народных игрушек.
Расписывание изделий гуашью, украшение налепами, углубленным рельефом. Лепка предметов из нескольких частей, правильное их расположение, соблюдение пропорций. Приемы прищипывания, сглаживания. Сюжетная лепка. Использование в работе стеки.
Аппликация по представлению и с натуры.
Вырезывание круглых и овальных форм, составление и наклеивание изображения из нескольких частей. Вырезывание предметов симметричной формы из бумаги.
Составление сюжетной композиции. Составление узоров из геометрических фигур и растительных форм на квадрате, прямоугольнике, круге. Выполнение работ способом обрывания. Коллективная работа.