В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика адаптации пятиклассников в школе»
МБОУ СОШ № 24 им. 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии
Диагностика адаптации пятиклассников в школе Классный руководитель 6- Г класса, учитель технологии: Родичева Е.В.
В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся.
Низкая организованность, присущая детям в этом возрасте в сочетании с необходимостью усвоить большой объем материала, ведет к снижению интереса к учебе, ухудшению успеваемости. Как следствие, страдает мотивация и самооценка. Согласно статистическим данным, только 10% учащихся после перехода из начальной школы сохраняют высокий уровень мотивации. Это все — признаки дезадаптации.
Диагностика пятиклассников по адаптации Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.
Цветное письмо Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.
Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:
общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.
Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:
синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
зеленый — уверенность в своих силах;
красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
желтый — стремление к общению, активная позиция;
черный — страх, ощутимый дискомфорт;
коричневый — стресс;
фиолетовый — тревожность, неуверенность;
серый — нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.
Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.