Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
"Рисунок – зеркало души"
(диагностика личностных УУД)
Кравченко Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
г.Березники – 2015
Пояснительная записка
В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
В связи с вышесказанным возникает проблема диагностики УУД.
В большинстве современных школ есть психологи, но они отслеживают общую ситуацию в классе по плану, или мы обращаемся к ним сами в крайнем случае. И это первая проблема. Второй проблемой я бы назвала общение с родителями на собрании, когда они хотят слышать о своём ребёнке. Сказать что-то плохое при посторонних – вызвать негатив, сказать хорошее о чужом ребёнке – вызвать зависть. На помощь мне приходят рисуночные тесты. Они не занимают много времени, вызывают интерес и детей, и родителей, не требуют длительной обработки, при их анализе, каждый родитель видит только своего ребёнка, а учитель общается со всеми.
Данные тесты я использую давно, но раньше мне приходилось подстраиваться под тему урока, его временные рамки, а самой главной проблемой был вопрос детей: «Какая у меня отметка?» Мне приходилось объяснять детям, что это тест и ставить всем пять. Внеурочная деятельность даёт большую свободу, простор для фантазии, на детей не давит страх получения плохой отметки за неудачную работу.
Тесты
Правила выполнения рисунка:
Рисунок выполняется карандашом ТМ на стандартном листе без разлиновки.
По положению рисунка:
Ближе к верху: завышенная самооценка, недовольство положением в обществе
Ближе к низу: заниженная самооценка, нерешительность
Ближе к правому краю: активность, направленность к будущему
Ближе к левому: пассивность, обращённость к прошлому; проблемы в детстве с отцом
В центре: организация, дисциплина, ответственность.
Тест «Дерево»
(М. З. Дукаревич)
2 типа деревьев:
«Синтетическое» - кругообразная крона. В мышлении преобладает синтез. «Дерево полководца».
«Аналитическое» - с листьями. «Дерево учёного».
– ёлка (если не Новый год) – тип руководителя
- плакучее – мягкость, податливость
- маленькое и заштрихованное – тревожность
- без листьев – эмоциональная непосредственность, открытость
- экзотическое дерево (пальма) – демонстративность
- парадоксальное дерево (срубленное, пенёк) – яркая неудача, демонстративность
- сучки, дупла – болезни, стрессы
- снег – стресс
- избыточное дерево (цветы, плоды и т.д.) – отличное настроение, жизненный тонус
3. По стволу:
- прямой, с параллельными линиями – абстрактное мышление
- сучковатый – «неподчиняемость воспитательной принуждённости»
- ствол – конус – детский комплекс: непосредственность, открытость
- ствол неограниченный снизу – импульсивность, впечатление несчастности, индивидуализм, потребность в поддержке (трава – не в чистом виде)
- ствол с корнями – обращённость к своей бессознательной сфере: агрессивность, повышенный интерес к противоположному полу, исследовательский дух, неустойчивость
- ствол, обозначенный одной линией – недовольство, неприятие какого-то объекта реальности, желание изменить её либо избежать
4. По веткам:
- ветки одной линией – мечтательность, упрощение реальности
- двойная линия, толстая, сучковатая – стабильность, сильная воля
- отрезанная ветка – неуверенность в себе, проблема со здоровьем
- много листьев – сомнение в умственных способностях на фоне прошедшей неудачи
- редкая листва – честолюбие, проблемы с красноречием
- ветки направлены вверх – экстраверт
- ветки вниз – интроверт
- ветки как бы в ветре – изменчивость
Тест «Интересное животное»
(М. З. Дукаревич)
Изобразить существо, которое не существовало и не будет существовать, придумать ему название. Животное – психологический автопортрет.
Чем больше деталей, тем больше открытость.
Наличие острых деталей – агрессивность.
Затемнение контуров:
- верх – недоверие к людям, стоящим выше, к мужчинам у женщины, агрессивная защита
- низ –недоверие к людям стоящим ниже, мужчин к женщинам
Голова:
Большая голова – ориентация на эрудицию.
- повёрнута вправо – практицизм, рационализм, человек действия
- влево – склонность к размышлениям, колебаниям; больше рассуждения, чем претворения
- прямо – эгоцентризм (фиксированность психологического поля на себя)
Глаза – символ страха. Чем больше глаза, тем больше страха.
Рот – речевая активность. Язык, зубы – речевая агрессивность.
Уши – заинтересованность в окружающих.
Хвосты (отношение к себе, самоанализ). Хвосты вправо – убеждение, что хороший; влево – сомнение, отрицательная оценка своих действий.
Грива, волосы, шерсть – ориентация на свою социальную половую роль.
Ноги:
- наличие и опорный характер стопы – предпочитает доверять проверенным фактам
- изогнутый – доверяет домыслам, фантазии
- разные ноги – оригинальность суждения
- одинаковые – социальная адаптивность
Различные механические детали – шизоидный тип мышления (замкнутость, отрешённость от окружающих, свой тип фантазии).
Если можно определить пол, то сексуальная озабоченность.
Птичьи символы – демонстративность.
Название:
- наукообразный – эрудиция и желание прихвастнуть
- рациональное (отражает рисунок) – рационализм, практицизм, любовь к ясности
- поверхностно звучащее – лёгкое, поверхностное отношение к окружающим, нежелание тестироваться
Рисуночный тест для определения темперамента
1 класс
(Е.Л.Зеленина)
Тестируемому предлагается нарисовать рисунок к следующему тексту: «Жаркий летний день. На лугу пасётся животное, которое что-то жуёт и жуёт…» Текст повторяется не менее двух раз. Для изображения животного предлагается выбрать один из перечисленных цветов: оранжевый, голубой или розовый. Рисунок выполняется в технике акварель «по-сырому».
Рефлексия. Холерики и флегматики нарисуют животное крупно на весь лист бумаги, но у халериков в отличие от флегматиков животное будет нарисовано ярко-оранжевым, переходящим в красный цветом и в активном движении. У флегматиков изображённое животное находится в центре листа бумаги, нарисовано статично и голубым цветом в пределах обозначенного контура.
Сангвиники нарисуют животное тоже в центре листа бумаги, как и флегматики, но величина изображаемого животного хорошо соотносится с величиной самого листа. В изображении как самого животного, так и луга отсутствуют жёсткие контуры, техника акварель «по-сырому» хорошо выдержана. В рисунке присутствуют украшательные элементы. Хорошо прорисованы плоскость неба: солнце, облака и т.д.
У меланхоликов изображённое животное всегда смещено в сторону от центра, по величине маловато, часто изображение синего цвета, тёмного и холодного оттенка, обведено по контуру. Хорошо прорисована плоскость земли. Рисунок достаточно дифференцирован, имеет много деталей, часто присутствует чёрный цвет.
«Зимнее дерево»
(Е.Л.Зеленина)
3 класс
Рисунок в технике акварель «по-сырому» на заданную тему.
1. Вертикальный лист бумаги смачивается с обеих сторон. Затем приёмом «вливания цвета в цвет» создаётся фон. Используются только холодные цвета.
2. По влажному фону рисуют дерево теми же цветами, только более насыщенными.
3. Прорисовка плоскости земли теми же цветами.
4. Написание сочинения на тему: «Я – дерево»
Для учителя данные сочинения являются ценной информацией о проблемах ребёнка, для ученика – это просто описание нарисованного им дерева.
Литература
Личностно – ориентированная и коррекционная работа с младшими школьниками средствами изобразительного искусства. Е. Л. Зеленина, Пермь 2005
Совершенствование системы оценивания на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Е. Л. Зеленина, Пермь 2005
Лекционный материал ПГПИ, 1991