Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.
Учитель: Тырышкина Марина Ивановна
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) в качестве итогов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. Обучение в начальной школе включает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни.
Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала отслеживаю в мониторинге по предметам. Мониторинг позволяет своевременно отметить динамику успеваемости, спланировать и выстраивать индивидуальных образовательных маршрут ученика.
Для того, чтобы выявить такие пробелы, требуется определить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения, проследить их динамику. С этой целью использую пособием: «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1, 2, 3-4 класс. ФГОС». Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. –М.: Баласс, 2017. Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие. Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».
Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляетсяпо заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:
диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;
задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;
задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.
Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:
-скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Рассмотрим на конкретном примере.
Данное пособие имеет каждый обучающийся в классе.



Проверяю работу и заполняю таблицу для оценивания работы и определения у учащегося уровня сформированностиметапредметных и личностных результатов. Личностные результаты недолжны обрабатываться как индивидуальные.







Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.
МБОУ «Синеборская СОШ», 2 класса.
Учитель:Тырышкина М.И.
Проверочная работа № 1 (комплексная)
п/п № | | Регулятивные УУД | Итого | Познавательные УУД. | |
Проверяет умение выбирать (ставить) цель деятельности | Планировать учебную деятельность на уроке | Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства | Контролировать соответствие учебных действий данной инструкции | Умение определять необходимую для решения задачи информацию | Умение определять источник необходимой для решения задачи информации | Умение определять необходимую для решения задачи информацию | Умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков | Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказках | Умение определять истинные и ложные высказывания | Умение наблюдать и делать выводы | Итого |
| Задание | 5 | 6 | 7 | 8 | 5б. | 9(1) | 9(2) | 9(3) | 10 | 11 | 12 | 13 | 11б |
-
| Ученик 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5б | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9б |
Итого % | | | | | | | | | | | | | |
Высокий уровень | | | | | | Высокий | | | | | | | |
Средний уровень | | | | | | Средний | | | | | | | |
Низкий уровень | | | | | | Низкий | | | | | | | |
Мы видим, что результат выполнения работы – высокий. Но ученик 10не справился с заданием на умение определять необходимую для решения задачи информацию.
Для коррекционной работы учащимся предлагаю набор упражнений из «Сундучка» ( Приложение 1)по темам, отраженным в диагностической работе.
«Сундучок» - это карточки-тренажёры по разным темам, разработанные мной, и авторские тетради- тренажёры (например, Т.Л.Мишакиной, Узоровой и др.) или беру из интернета разноуровневые задания. Обучающиеся выполняют только те задания, в которых испытывают затруднения. Задания, в решении, которых они не сомневаются - могут пропустить.
С результатами работ знакомлю родителей индивидуально, совместно выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
Приложение 1
Прочитайте и сравните задачи.
1. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня?
2. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов?
• Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой – нет и почему?
Подберите условие к данному вопросу и решите задачу.
Сколько всего детей занимается в студии?
а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
Решите задачу.
1.В коробке 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета может быть у мальчика? Найдите все ответы.
Цвет | варианты |
I | II | III |
жёлтые | | | |
красные | | | |
Сколько шариков осталось в коробке?
Решите задачу.
1. Проверить, можно ли приведенные ниже тексты назвать задачами. После проверки исправить условие так, чтобы получилась правильно составленная задача, и решить ее.
«В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек?»
«На столе лежало 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоздики. Сколько цветов лежало на столе?»
«Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?»
«В ларек привезли ящики с яблоками. Сколько продали ящиков, если осталось 9 ящиков?»
2. Решить задачи на повторение:
1. На верхней полке было 5 книг, а на нижней – на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?
2. Брату 13 лет, а сестра – на 4 года моложе. Сколько лет сестре?
3. У Дениса 19 марок, а у Алеши – на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши?
4. Дима нашел 10 белых грибов, а Сережа – на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа?
5. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем – на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде?