39
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общее понятие о воображении.
1.2 Виды и функции воображения.
1.3 Особенности воображения младших школьников.
Глава 2. МЕТОДЫ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Методики определения уровня развития воображения у младших школьников .
2.2 Формы и методы для развития воображения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Непрерывно меняющиеся общественные условия, внедрение ФГОС НОО и введение современных технологий в социальную жизнь, создает необходимость для развития в личности каждого человека не только интеллектуальных, но и творческих способностей. Именно творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Поэтому сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.
Так, согласно портрету современного выпускника начальной школы ученик должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, но и быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир; умеющим учиться, способным к организации собственной деятельности; обладающим высоким уровнем развития интеллекта и всех психических процессов.
Проанализировав стандарты второго поколения и примерные программы по учебным предметам, мы обратили внимание на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения. А значит надо развивать у младших школьников желание и умение подходить к любой деятельности создавая новые образы
Способность воссоздавать образы, развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию воображения младших школьников.
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка [5, с.67]. Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении [1, с.102]. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт [7, с.119]. В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей [7, с.234]. Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно, является главной задачей для современной начальной школы. Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию
Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что по результатам исследований психолога Л.С Выготского, развитие воображения, речи и мышления способствует правильной и успешной учебной деятельности, а также определяет саморазвитие личности человека. Психические процессы являются неотъемлемыми компонентами любой деятельности человека, его поведения в целом. Они выступают предпосылкой прочного усвоения учащимися нового материала, в значительной степени определяя успешность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского"Воображение и творчество в детском возрасте", Б.М. Теплова, , Н.С. Лейтеса«Психология индивидуальных различий С.Л. Рубинштейна «Основы оьщей психологи», педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки русского языка и чтения в начальных классах.
Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников
Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на уроках литературного чтения.
Целью курсовой работы является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию воображения
Задачами курсовой работы является:
- проанализировать сущность понятия "воображение";
- охарактеризовать виды воображения;
- определить особенности воображения младшего школьника;
- подобрать методики диагностики воображения, соответствующие возрасту младших школьников.
Методы исследования:
теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);
систематизация теоретического материала и практический метод (методики на выявление уровня развития воображения).
Работая над проблемой была изучена методическая, психолого-педагогическая специальная литература по технике развития творческих способностей младших школьников. Основу для изучения литературы составили учебные пособия для студентов. Так в учебном пособии Горецкий Е.Г., Соломиной Е.А. рассматриваются особенности творческого воображения детей, представленная на практике система педагогических методов и приёмов развития воображения и обучение общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
В психологической литературе современности в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой воображения. Наиболее значимые источники информации: Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.
.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Общее понятие о воображении
По мнению современных ученых, все психические функции возникают и развиваются при наличии основных видов деятельности - игры, труда и общения.
Деятельность - это основной способ существования психики. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса является включение учеников в активные формы деятельности. Основным видом деятельности, обеспечивающим творческое развитие ребёнка, является игра. Она помогает раскрыть в ребёнке умение фантазировать, является обязательным условием развития воображения.
Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных
Воображение-это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живёт жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т.д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы воображения - он фантазирует.
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. "Из ничего" воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.
Человек, не бывавший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинах и фотографиях, видел и в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей. Переработка такого материала, полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры, и чем богаче этот материал, тем ярче и полнее может быть представление воображения. Бывают случаи, когда школьники младших классов, начиная заниматься историей России, представляют себе русского боярина в виде современного человека в пальто и кепке. Происходит это потому, что у них нет материала, из которого можно было бы построить верный образ русского боярина, того материала, который обычно даётся рассматриванием картин и иллюстраций, посещением музеев, знакомством с театральными спектаклями и кинофильмами из древнерусской жизни. Теперь мы можем дать определение воображения. Воображение - (фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. [19, с.67]
Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.
С появлением воображения познавательные возможности и формы поведения человека существенно расширились. Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Воображение на процессы свой отпечаток, делает сугубо индивидуальными. Например, любуясь плывущими по нему облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин. Неповторимые образы возникают и у каждого из людей, прослушивающих музыкальное произведение.
Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения. [6, с.34-35]
Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувство эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше его побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития. [6, с.37]
Неразрывно связано воображение и с волевыми качествами личности.
Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия и только при наличии их достигается поставленная цель - создать действительно новое.
Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания. Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Велика его роль и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.
1.2 Виды и функции воображения
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. легко предугадать, о чём будет грезит спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудрёмном состоянии, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации. [3, с.66]
В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится.
Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы - читая книги, школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, как бы "видит" их, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге.
От воссоздающего воображения надо отличать творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по тину образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.
Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно – образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах – у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления.
Четвёртая функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Однако главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей
1.3 Особенности воображения младших школьников
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [11, с.85]
Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. [14, с.84]
Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом.
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). [6, с.94]
Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").
Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.
Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.
Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.
Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.
А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности". [5, с.90]
В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.
В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [11, с.103]
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [13, с.70].
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [15, с.89].
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, ещё слабозащищённую личность ребёнка от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.
Образы воображения, возникающие у школьников 1-2 классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Воссоздающее воображение у учащихся 1-2 классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся 1 класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся 1 класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся 2 и отчасти 3 класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.
Начиная с 3 класса процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся 1 класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. [9, с.231]
Таким образом, можно сделать вывод, что воображение имеет большое значение в учебной деятельности и жизни школьника. Учитель должен развивать воображение на уроках чтения, рисования, арифметики это ценное психическое свойство (когда школьник переживает прочитанное в образах и чувствах) и всегда добиваться, чтобы у ребенка возникал нужный и верный образ, который помогал бы ему правильно познавать и изучать окружающую действительность и действовать со знанием дела.
Воображение необходимо не только в детском возрасте, когда мы слушаем сказки и играем, но и на протяжении всей жизни, каждый день. Без воображения невозможно не только творчество, но и мышление, которым обладает человек. Воображение позволяет ученому строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные, новые решения проблем. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Если бы люди не умели мечтать о несбыточном, они не преобразовали бы мир, не совершенство-вали бы самих себя. Каждое новое поколение имеет несравненно больший опыт по сравнению с предшествующим. Фантазия в сочетании с другими качествами личности даст возможность осуществить очень многое, так как для человека нет ничего невозможного, если его зовет за собой мечта.
Глава 2.
2.1 Методики определения уровня развития воображения у младших школьников
Как известно, одним из важнейших направлений в развитии каждой науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.
В первую очередь отметим, что в методах исследования акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена.
В методах диагностики мы имеем направленность на измерение, то есть численное представление интересующей нас характеристики (например, показателя гибкости воображения и т.п.).
В настоящее время, согласно результатам исследования, существует несколько видов методов исследования и диагностики детского воображения:
- метод "поперечных срезов" (работают с группами детей примерно одного возраста и обучающихся по одной учебной программе; используют конкретную методику; изучается определенный аспект развития, в данном случае — воображение);
- сравнительный метод (работают с разновозрастными группами детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам; используют конкретную методику, определенный аспект развития; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);
- лонгитюдный метод ("продольное" исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребёнка в течение длительного времени;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента предполагает свой набор более конкретных методов;
- анализ продуктов деятельности;
- экспериментально — генетический метод.
Выбор методики и метода зависит от:
- задачи, поставленной психологом;
- возраста ребёнка, детей (разные методики рассчитаны на разный возраст);
- условий проведения эксперимента.
Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.
Дадим краткую характеристику некоторым методам и тестам.
Метод диагностики воображения художественного - "Рисунок".
В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 - 10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность стиля;
- богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
- проработанность деталей и глубина образов;
- эмоциональность образов.
Метод диагностики воображения речевого - "Вербальная фантазия".
Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 - 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике "Рисунок".
Метод диагностики воображения художественно-прикладного - "Скульптура".
Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 - 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.
Метод "Спросить и угадать " — это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.
Метод "Усовершенствование игрушки ".
Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).
Метод "Необычное использование".
Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.
Метод "Необычные вопросы".
Задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.
Метод "Невероятные ситуации". В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.
Тест "Нарисуй картинку". Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.
Тест "Закончи рисунок". Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.
Тест "Повторяющиеся фигуры" аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.
(БОЛЕЕ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИК ПРЕДСТАВЛЕННО В ПРИЛОЖЕНИИ 2??) Про что написать в выводе??
2.2 Формы и методы для развития воображения у детей младшего школьного возраста на уроках чтения
По мнению ряда исследователей наиболее интенсивный период развития воображения у детей начинается в 5 лет и заканчивается в конце подросткового возраста. Соответственно, если в этот период воображение специально не развивать, то к моменту окончания школы наступает быстрое снижение активности этого процесса. Именно младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения, причем именно воображения творческого – продуктивного. Ребенком накоплен определенный опыт, развита память, в том числе, эмоционально-образная, что является платформой для появления наряду с репродуктивным (преобладающим в дошкольном возрасте), воображения продуктивного. Следовательно, в начальной школе необходимо не упустить момент, благоприятный для формирования творческой личности в целом.
Многие психологи, педагоги, методисты обращались к теме развития воображения детей. На сегодня существует большое количество программ, методик, приемов, ставящих своей целью развитие воображения. Нам представляется важным именно в начальной школе включать задания на развитие воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся.
Условно мы разделили применяемые методы на несколько групп.
1.Сочинение сказок и историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
2.Режиссерская игра-импровизация. Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.
3.Задания на преобразующее воображение. В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное преобразованию его в новый образ, часто используется механизм агглютинации. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки, дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
4.Тренировка беглости ассоциаций. Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.
5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения предвидеть последствия и принимать решения. Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и проч. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть различные причинно- следственные отношения, точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.
6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления). Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлексировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.
7.Задания на формулирование творческих вопросов. Творчество возникает тогда, когда есть удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы.
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения лирического стихотворения: словесное рисование, мысленный экран, иллюстрирование, сочинение- миниатюра, хокку, синквейн, иллюстрирование, формулирование вопросов ,поиск подходящих эпитетов и сравнений, определение настроения.
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения сказки: появление волшебной палочки, объединение двух сказок в одну, использование старых предметов в новых вариантах превращение себя и членов семьи в героев сказки, а порой и в неодушевлённые предметы, составление фантастических сказок о себе, проведение аналогий между разными сказками, постановка проблемного вопроса, изменение конца сказки, составление сказки-наоборот,подбор схема-тических изображений человеческих эмоций, «Изобретатель»,воображае-мая экранизация и др.
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения рассказа: прогнозирование, составление картинного плана, диафильма, составление вопросов к тексту, монолог, диалог, пересказ от первого лица, от лица одного из героев рассказа, написание мини- сочинений, отзывов, писем герою рассказа, обращение к автору с просьбой, иллюстрирование, чтение с остановками ,пантомима, «Архимед», «Веер», «Превращения», «Сценарий»
На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим..
Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:
Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?
Игра “Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.
Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.
Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.
Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”
Таким образом, использование выше описанных заданий на уроках литературного чтения в начальных классах способствует созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, умеющей импровизировать и находить новые решения, успешной личностью. Чтобы продвигать детей в развитии, нужно отказаться от известных стереотипов работы на уроках литературного чтения и направить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово так, как незаменимо над глубоким содержанием надо думать.
Заключение
Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие воображения учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения предается меньшее значение. Проблема заключается в том, что нет единой эффективной и последовательной системы развития воображения младших школьников. Недостаточно используются педагогические технологии в работе по развитию творческого воображения школьников. В ходе проведенного нами исследования особенностей развития воображения младших школьников на уроках литературного чтения мы реализовали такие задачи как:
В ходе проведения исследованиябыл делан вывод, что эффективное развитие воображения детей младшего школьного возраста будет осуществляться при условии реализации педагогом целенаправленной образовательной деятельности. Полученные результаты расширяют и дополняют существующие теоретические представления о воображении, и могут быть использованы в работе педагогов с целью повышения уровня различных видов воображения у детей.Данные исследования позволяют в дальнейшем более расширенно изучить проблему развития воображения у младших школьников.
Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.
Значение воображения трудно переоценить Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения» [6]. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.
Решая любую мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика, заменяя недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься творчеством. Педагогу рекомендуется соблюдать следующие правила:
- выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, издании газет и их редактировании;
- помощь оказывать преимущественно индивидуальную;
- особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали;
- создавать атмосферу положительных эмоций;
- не давать никаких заданий и не делать замечаний – предоставлять полную свободу творческих попыток.
Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процесс развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Кульминационный момент творческого процесса – вдохновение, характеризующееся наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее.
В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Все эти процессы находят свое отражение и реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на творческих занятиях. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.
В нашем экспериментальном классе работа над сочинениями была организована не в строгих урочных рамках. Элементы сочинений включались и во внеклассные занятия и в домашнюю работу детей, хотя задания и не давались с целью обязательного их выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.
Показатели исследования не продемонстрировали существенных сдвигов в уровне развития воображения школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.
Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения, обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.
В заключении необходимо еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию творческих способностей мла Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.
Воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались.
Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются на произвольное, или активное, воображение - процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением - именно этот вид воображения необходимо специально развивать; и непроизвольное, или пассивное, воображение - это свободное, неуправляемое возникновение образов.
Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов. И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.
Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной.
Развитию творческого воображения способствуют следующие условия:
- включение учащихся в различные виды деятельности
- использование нетрадиционных форм проведения уроков
- создание проблемных ситуаций
- самостоятельное выполнение работы
Результаты нашей работы показали что, использование развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения младших школьников.
дших школьников, но и положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.