СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая программа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушения речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются очень распространенными, имеют стойкий характер и затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта, еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой, в большинстве случаев ведут к нарушениям чтения и письма, а также с большим трудом устраняются и сохраняются вплоть до старших классов. Учитель-логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить истинный характер дефекта.

Диагностическая программа "Комплексное логопедическое обследование детей с нарушениями интеллекта и речи" предназначена для выявления уровня сформированности речевой деятельности у обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая программа»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
















Диагностическая программа

«Комплексное логопедическое обследование детей с нарушениями интеллекта и речи», 1-4 классы























Пояснительная записка

Диагностическая программа «Комплексное логопедическое обследование детей с нарушениями интеллекта и речи» предназначена для выявления уровня сформированности речевой деятельности у обучающихся 1-4-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенцией о правах ребёнка»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

  • инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2   «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Нарушения речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются очень распространенными, имеют стойкий характер и затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта, еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой, большинстве случаев ведут к нарушениям чтения и письма, а также с большим трудом устраняются и сохраняются вплоть до старших классов.

Учитель-логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить истинный характер дефекта, ознакомиться с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения школьников с интеллектуальной недостаточностью с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению. Поэтому очень важно своевременно и полно обследовать речь детей с нарушением интеллекта, так как своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая).  Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. По результатам обследования комплектуются группы обучающихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся.

Особенностями диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью является соблюдение основных принципов: комплексного подхода, системного структурно-динамического изучения психического развития, качественного анализа структуры дефекта и целостного анализа психического состояния развития ребёнка. Процесс диагностирования организуется так, чтобы каждый ребёнок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны.

К сожалению, контингент обучающихся школы с каждым годом становится всё сложнее. Особенности развития речи и общения детей с глубокой умственной отсталостью требуют новых более прогрессивных методик направленных на формирование коммуникативной сферы. Речь глубоко умственно отсталых детей отслеживается по другим параметрам, поскольку более тонкая градация таких параметров, как понимание обращённой речи, её внятность, лексический строй речи, способность к пересказу и рассказыванию, невозможна. Такие дети медленно образуют и закрепляют речевые формы, не умеют самостоятельно высказываться, у них наблюдаются: стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имён существительных; отсутствие или крайне малое употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения; отмечаются сложные дефекты фонетического компонента речевой функциональной системы, её лексико-грамматического строя. Кроме того, они не могут овладеть элементарными формами звукового анализа. В результате патологии корковой деятельности и замедленности образования межанализаторных связей возникает недостаточность слухового восприятия, тормозящая формирование произношения. Грубые нарушения смысловой стороны речи не дают возможности сформировать познавательную деятельность.

Мониторинг речевой деятельности обучающихся с глубокой степенью умственной отсталости ведется на качественном уровне. В подробную характеристику вводятся параметры: состояние слуха, речи, артикуляционного аппарата, понимание речи, общая моторика, особенности соматического здоровья, контакта.

Цель данной программы: диагностирование уровня сформированности речевой деятельности у обучающихся 1-4-х классов.

В ходе реализации этой цели решается ряд задач:

  1. Выявить обучающихся с нарушениями речи, нуждающихся в логопедической помощи, то есть тех детей, речевые недостатки которых могут стать причиной затруднений в усвоении программного материала; а также детей, которых необходимо направить на медико-педагогическую комиссию для определения соответствующего их дефекту типа специальной школы.

  2. Выявить этиологию, симптоматику, механизмы нарушений письма и чтения.

  3. Определить степень выраженности, характер, вид нарушений, что даст возможность наметить направления логопедической коррекции

  4. Выявить объем речевых навыков, сопоставляя его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности детей с нарушением интеллекта.

Обследование проходит в несколько этапов. Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, которое раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей у школьников с интеллектуальной недостаточностью, обусловленных клинической формой речевой аномалии.


ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ


Выделяют три этапа обследования:

  1. Этап – ориентировочный (беседа с детьми и родителями, изучение документов).

  2. Этап – обследование компонентов языковой системы; логопедическое заключение.

  3. Этап – динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения (уточнение проявления дефекта).


Последовательность обследования:


  1. Анамнез раннего и речевого развития.

  2. Состояние периферического артикуляционного аппарата.

  3. Звукопроизношение.

  4. Общее звучание речи.

  5. Словарный запас.

  6. Импрессивная речь (понимание).

  7. Экспрессивная сторона речи (воспроизведение).

  8. Грамматический строй речи.

  9. Фонематический слух и фонематическое восприятие.

  10. Общая и мелкая моторика.

  11. Неречевые процессы.

  12. Связная речь.

  13. Письменная речь (чтение и письмо).


ИССЛЕДУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДИКИ


п/п

Название шкалы

Название методики и автор теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

I

  1. Анализ раннего развития.

  2. Анализ речевого развития.

Беседа *1.



Беседа *2.

Характер течения беременности, родов, травмы, заболевания.

Этапность, сроки появления речи.

Отсутствие родителей.



II

Состояние периферического артикуляционного аппарата.

Визуальный осмотр логопеда *3.

Строение и подвижность; форма прикуса.

Контактность ребенка, параличи, парезы.

III

Звукопроизношение.

Методика

Л. С. Волковой

Звук в начале, середине и конце слова.

Отсутствие активной речи, слуха.

IV

Общее звучание речи (эмоционально-ритмическая окраска).

Методика

Л. С. Волковой

Темп, ритм, мелодика, разборчивость, выразительность речи, голос.

Отсутствие активной речи, заикание, засорение речи ненужными словами, нарушение голоса.

V

Словарный запас.

Методика

О. Е. Грибовой,

Т. П. Бессоновой,

О.И. Азовой

Объем пассивного и активного словарного запаса;

обобщающие понятия;

понимание сходных по звучанию слов;

лексическая сочетаемость слов;

подбор слов-синонимов и слов-антонимов;

понимание и употребление союзов и предлогов.

Отсутствие активной речи.

VI

Импрессивная речь (понимание).

Методика

Н.С.Жуковой,

Т. А. Власовой

Выполнение инструкций: простых и сложных;

понимание соотношений между членами предложения;

понимание приставочных глаголов, короткого текста, грамматических форм слов;

узнавание предметов по назначению.

Задержка психических процессов.

VII

Экспрессивная сторона речи (воспроизведение).

Методика

Н. С. Жуковой

Беседа по вопросам;

связное рассказывание по сюжетной картинке;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ рассказа

Отсутствие активной речи;

психические особенности школьников.

VIII

Грамматический строй речи.

Методика

Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной


Словообразование, словоизменение.

Отсутствие активной речи.

IX

Фонематический слух и восприятие.

Методика

Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

Звуковой и слоговой анализ и синтез слов;

дифференциация фонем.

Отсутствие активной речи, слуха.

X

  1. Общая моторика.

  1. Мелкая моторика.

Визуальный осмотр.

Методика

Н. И. Губкиной,

Л. А. Венгер

Осанка, походка, самообслуживание, бег, прыжки, равновесие

Ведущая рука, рисование, умение брать предметы; пробы.

Наличие параличей, парезов, трудности моторной координации.


Слабость кистей рук.

XI

Неречевые процессы.

Заключение школьного психолога

Временные и пространственные представления;

зрительное восприятие

Трудности зрительно- моторной координации.

XII

Связная речь.

Методика

Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной


Рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин;

пересказ;

рассказ описание или рассказ по представлению;

самостоятельное рассказывание.

Отсутствие активной речи.

XIII

Письменная речь:

1.Письмо.

2. Чтение.

Методика Г. В.Чиркиной,И. Н. Садовниковой


Написание слов и предложений по картинкам;

списывание с печатного текста;

письмо под диктовку;

самостоятельное письмо.


Чтение букв разного

шрифта;

чтение слогов, слов, отдельных предложений и специально подобранных текстов.


Отсутствие слуха, аграфия.

Алексия.

*1 – источник литературы № 9

*2 – источник литературы № 2

*3 – источник литературы № 5


Материально-техническое обеспечение:

  • Зеркала.

  • Компьютер.

  • Предметные, сюжетные и серийные картинки.

  • Карточки с тестовыми заданиями, ручки, простые и цветные карандаши.

  • Логопедические альбомы для обследования состояния устной речи: словаря, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, лексики, грамматического строя и связной речи.

  • Логопедические альбомы для обследования способности к чтению и письму.

  • Протоколы обследования.

  • Речевые карты.

  • Таблицы результатов обследования.










Приложение 1.

Диагностический инструментарий психомоторного и речевого развития детей с отклонениями в развитии

Результаты обследования оцениваются как качественно, так и в баллах: за каждое выполненное задание ребенок получает определенное количество баллов (от 0 до 3) в зависимости от качества выполнения.

2.1.1 Методика обследования речевой моторики

Состояние мимической моторики:

  • выраженность носогубных складок и их симметричность;

  • характер смыкания губ (плотное, неплотное, опущены ли уголки рта);

  • Наличие насильственных движений (гиперкинезы).

При обследовании предлагается:

  • поднять брови (удивиться);

  • нахмурить брови (рассердиться);

  • слегка сомкнуть веки;

  • зажмурить глаза (яркое солнце);

  • спокойно открыть и закрыть глаза;

  • последовательно закрыть правый, затем левый глаз;

  • наморщить нос;

  • надуть щеки (хомяк);

  • втянуть щеки (худышка);

  • надуть правую щеку;

  • надуть левую щеку.

Оценивается:

  • наличие или отсутствие движения;

  • замена одного движения другим;

  • объем выполнения (полный, неполный);

  • точность (точно, неточно);

  • активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);

  • сглаженность носогубных складок (справа, слева, обеих);

  • появление сопутствующих движений (синкинезий);

  • мимика (живая, выразительная, адекватная, недостаточно выразительная, вялая, амимичность).


Состояние артикуляционной моторики:

Обследование двигательной функции артикуляционного аппарата проводится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений.

Предлагаются следующие задания:

Обследование движений нижней челюсти:

  • опустить нижнюю челюсть и удерживать ее в этом положении при счете до 5;

  • опустить и поднять нижнюю челюсть;

  • двигать нижней челюстью из стороны в сторону.

Обследование движений губ:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;

  • коснуться нижней губой верхних резцов;

  • растянуть углы рта в стороны и удерживать при счете до 5;

  • округлить и выдвинуть губы вперед, удерживать при счете до 5;

  • попеременно раздвинуть углы рта в сторону;

  • поднять верхнюю губу и удерживать при счете до 5;

  • опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5;

  • одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5.

Обследование движений языка:

  • слегка выдвинуть суженный язык и удерживать его при счете до 5;

  • попеременно делать язык широким и узким;

  • поднимать кончик языка за верхние резцы, затем опускать за нижние резцы;

  • узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

  • оттопырить языком правую, затем левую щеку;

  • поднять широкий передний край языка к верхней губе и опустить его на нижнюю губу;

  • облизать губы по кругу кончиком языка;

  • пощелкать (поцокать) языком.

Обследование движений мягкого неба:

  • покашлять с открытым ртом, язык держать на нижней губе;

  • произнести звук [а] с широко открытым ртом.

Для выявления сопутствующих движений органов артикуляции применяются следующие пробы:

  • поставить ноги по одной линии так, чтобы правая стояла впереди, а левая упиралась в правую пятку; руки вытянуть вперед, глаза закрыть, язык положить на нижнюю губу и удерживать при счете до 10;

  • положить язык на нижнюю губу, скрестить вытянутые руки впереди, поставить ноги на ширину плеч и следить глазами за ручкой или карандашом, который движется из стороны в сторону.

Оценивается:

  • наличие или отсутствие движения;

  • замена одного движения другим;

  • объем выполнения (полный, неполный);

  • точность (точно, неточно);

  • активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), истощаемость движения;

  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);

  • темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

  • длительность удержания органов в заданном положении;

  • наличие синкинезий;

  • способность к переключению с одного движения на другое;

  • тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы;

  • увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях;

  • отклонение кончика языка при высовывании;

  • саливация;

  • отклонение маленького язычка в сторону;

  • сглаженность носогубных складок.

Результаты обследования речевой моторики (мимической и артикуляционной) оцениваются в соответствии со шкалой


Шкала оценки


2. 1. 2 Методика обследования состояния общей моторики

Обследование статической координации движений:

  • стоять с закрытыми глазами на левой, затем на правой ноге не менее 5 секунд;

  • попрыгать на левой, затем на правой ноге, на двух ногах;

  • стоять с закрытыми глазами, поставить стопы ног по одной линии так. Чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

Обследование динамической координации движений:

  • маршировать с чередованием шага и хлопка ладонями (между шагами в промежутке производить хлопок);

  • выполнить на носочках подряд три – пять приседаний, не касаясь пятками пола.

Результаты обследования состояния общей (статической и динамической координации) оцениваются в соответствии со шкалой.

Шкала оценки

Обследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб:

  • вытянуть руки вперед, вверх, развести в стороны, опустить; усложнить задание: встать напротив логопеда и повторить за ним последовательно движения, отставая на одно; движения логопеда программируют задание и одновременно являются сбивающим воздействием;

  • воспроизвести все движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения;

  • подбросить и поймать мяч, ударить мячом об пол и поймать его;

  • обследовать способности к выполнению двигательных программ.

Инструкция: «Я покажу тебе кулак, а ты мне палец», и наоборот. Вначале сигналы предъявляются поочередно, затем их порядок нарушается, чтобы определить способность испытуемого преодолеть стереотипы и подчинить свои действия инструкции.


Шкала оценки

Обследование произвольного торможения движений:

  • маршировать и внезапно остановиться после определенного сигнала.


Шкала оценки

Обследование пространственной организации движений:

  • пройти от двери до окна, размахивая правой (левой) рукой;

  • по словесной инструкции выполнить следующее задание: сделать шаг вперед, два шага вправо, два шага назад, один шаг влево; встать в центре кабинета, обойти кабинет вокруг и вернуться на прежнее место; повернуться на месте вокруг себя и попрыгать на двух ногах по кабинету.


Шкала оценки

2.1.3 Методика обследования тонкой моторики пальцев рук

Обследование статической координации движений пальцев рук:

  • выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;

  • вытянуть указательный и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;

  • вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;

  • положить указательные пальцы на средние на обеих руках;

  • соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

Обследование динамической координации движений пальцев рук:

  • попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);

  • выполнять движение «кулак – ребро – ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.

При выполнении этой пробы отмечается:

  • усвоение программы (с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения с педагогом, невыполнение)

  • характер выполнения действия (плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое);

  • ошибки (персеверации, нарушение последовательности движений.


  • сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;

  • «игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);

  • раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);

  • рисование по образцу «дом – дерево – забор»;

  • обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на листе бумаги палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе, в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе; результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.

Результаты обследования состояния тонкой моторики пальцев рук (статической и динамической) оцениваются следующим образом.

Шкала оценки



2.1.4 Методика обследования ритмических способностей

Ритмические способности имеют следующие составные части:

- способность восприятия ритма – сенсорная часть;

- способность воспроизведения ритма в движениях;

- способность ретенции ритма – сохранение его в памяти;

- способность к ритмическому творчеству – ритмическая активность.

При обследовании особенностей восприятия детьми ритмов предлагаются следующие пробы.

  • Обследование восприятия ритма в акустической модальности

- Послушай и скажи, сколько раз я простучала. Сколько сильных ударов ты услышал(а)?

  • Обследование восприятия ритма в зрительной модальности:

- Посмотри и скажи, сколько раз я постучала. Сколько было слабых ударов?

III II; II II III; III I III I.

  • Обследование особенностей трансформации детьми визуальной ритмической схемы в акустическую:

- Посмотри внимательно и простучи так, как здесь нарисовано:

II II I ; III I III; II I II I ; I III II I; I II II III; III I II ; II III II; I III III.

  • Выявление особенностей трансформации вербального ритмического кода в зрительно-пространственный образ:

- «Стучи по 2 раза, затем по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори».

Шкала оценки


Трудности трансформации визуальной ритмической схемы в акустическую и наоборот.

3

Отказ от выполнения задания


Обследование способности воспроизведения ритма в движениях:

  • Прохлопать определенные ритмы или пройти в данном ритме.

Шкала оценки


Обследование способности ретенции ритма:

  • простучать один ритм, хорошо его запомнить;

  • простучать один или два других ритма, а потом вспомнить и простучать первый ритм.


Шкала оценки

Обследование способности к ритмическому творчеству:

  • вспомнить какое-нибудь стихотворение и простучать его (или прохлопать);

  • расставить ударения на разных словах фразы и простучать.

Под сосной Сережа нашел гриб.

Мы завтра пойдем в поход.


Шкала оценки


Блок 1.

Методика обследования фонетико-фонематической стороны речи.

Этот блок включает исследование шести индикаторов:

  • фонематический слух;

  • фонематический анализ;

  • фонематический синтез;

  • фонематические представления;

  • слоговая структура слова;

  • звукопроизношение.

Фонематический слух.

1.Дифференциация фонем, близких по способу артикуляции.

Инструкция: послушать и повторить слоги:

са-ша- са; жа-за-за; ца-са-ца; ла-ра-ла.


Шкала оценки

2. Дифференциация фонем, близких по акустическим признакам.

Инструкция: послушать и повторить слоги:

са-за-за; ба-па-ба; фа-ва-ва; ка-га-ка; да-та-да; ша-жа-ша.


Шкала оценки

3. Выделение гласного звука из ряда гласных звуков.

Инструкция: хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [У].

Предлагаемые звуки: [Ы], [А], [Э], [О], [У], [О], [А], [У].


Шкала оценки

4. Выделение согласного звука из ряда согласных звуков.

Инструкция: хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [Б].

Предлагаемые звуки: [Д], [Н], [П], [Б], [К], [Д], [М], [Б].


Шкала оценки

5. Выделение слога из ряда слогов.

Инструкция: хлопнуть в ладоши, когда услышишь слог КА.

Предлагаемые слоги: ма-па-га-ка-ра-ха-ка.


Шкала оценки

6. Повторение слогового ряда.

Инструкция: послушать и повторить цепочку слогов:

да-до-ду; ну-ны-на; ми-мы-ма.


Шкала оценки

7. Повторение цепочки слов.

Инструкция: послушать и повторить цепочку слов:

кот-год-кот; ком-дом-ком; ком-дом-гном; бык-бок-бак.



Шкала оценки

Фонематический анализ

1. Выделение ударных гласных звуков из состава слова (в начале слова, в середине и в конце).


Шкала оценки

2. Выделение согласных звуков из состава слова.


Шкала оценки

3. Определение наличия заданного звука в слове.

Инструкция: хлопнуть в ладоши, когда услышишь в слове звук [К].

Предлагаемые слова: гусь, ком, огонь, пакет, замок, вагон, хлеб.


Шкала оценки

Фонематический синтез

1. Составление слога из двух заданных звуков.

Инструкция: по названным по порядку звукам составь слог.

Ход обследования:

  • Первый звук [А], второй звук [К]. Что получилось?

  • Первый звук [Т], второй звук [О]. Что получилось?



Шкала оценки

Инструкция: по названным по порядку звукам составь слово.

Ход обследования:

  • Первый звук [К], второй звук [О], третий звук [Т]. Что получилось?

  • Первый звук [С], второй звук [О], третий звук [М]. Что получилось?



Шкала оценки

3. Слова из звуков, заданных в нарушенной последовательности.

Инструкция: по названным звукам в разброс составь слово.

Ход обследования:

  • Второй звук [у], первый звук [С], третий звук [К]. Что получилось?


Шкала оценки


Фонематические представления

1.Составление слова на определенный звук.

Инструкция: придумать слово, начинающееся на звук [К],



Шкала оценки

2. Составление слова с определенным звуком.

Инструкция: назови слова, где слышится звук [К].


Шкала оценки

Слоговая структура

1.Повторение многосложных слов.

Инструкция: повторить слова: воспитатель, велосипед, аквариум, милиционер.


Шкала оценки

2. Повторение предложений.

Инструкция: повторить предложения:

  • Милиционер регулирует движение.

  • Петя пьет горькое лекарство.

  • Экскурсовод проводит экскурсию.


Шкала оценки

Звукопроизношение

Исследование состояния звукопроизношения с опорой на наглядный материал.

Инструкция: Учащемуся предлагается назвать картинки, в названиях которых имеется звук в определенной позиции:

сом – доска – нос;

сено – осьминог – лось;

заяц – коза;

зерно – корзина;

цветок – овца – перец;

шапка – мешок – камыш;

жираф – ножи;

щетка – ящик – плащ;

часы – печка – грач;

рука – ворона – забор;

редис – варенье – дверь;

лук – молоко – пенал;

люстра – пальто – соль.


Шкала оценки

Результаты диагностики заносятся в таблицу 1. Баллы суммируются и полученный результат отражается в диаграмме.

Ключ для расшифровки результатов развития фонетико-фонематической стороны речевой деятельности в баллах:

высокий уровень – 17,5 - 19 баллов;

выше среднего – 14,5 – 17 баллов;

средний уровень – 9,5 – 14 баллов;

ниже среднего – 3 – 9 баллов;

низкий уровень – 0 – 2,5 баллов.


Блок 2.

Методика обследования лексического запаса.

В этот блок входит исследование:

  • предметного словаря;

  • глагольного словаря;

  • словаря признаков.

Предметный словарь.

1. Предметы, изображенные на предъявляемых картинках.

Шкала оценки

2. Дополнение тематического ряда самостоятельно.

Шкала оценки

3. Части целого.

Шкала оценки


4. Детеныши животных.

Шкала оценки

5. Название обобщенных слов по группе однородных предметов: фрукты. Овощи, ягоды, посуда, животные (домашние; дикие: животные холодных стран, животные наших лесов, животные жарких стран); птицы (перелетные, зимующие, домашние), мебель, продукты, транспорт (воздушный, наземный, водный).

Шкала оценки

6. Название профессий людей: повар, врач, шофер, продавец, парикмахер, почтальон, учитель, художник, воспитатель, строитель, логопед.


Шкала оценки

Глагольный словарь.

1.Название действий людей.

Инструкция: посмотрев на картинку, определить, кто это, чем занимается?

Предлагаемый иллюстративный материал: врач, учитель, библиотекарь, продавец, покупатель, дворник, няня.

Шкала оценки

2. Название действий животных.

Инструкция: посмотреть на картинки и сказать, кто как передвигается.

Предлагаемый иллюстративный материал: мышь, птица, змея, рыба, бабочка, конь, черепаха.


Шкала оценки

3. Кто как голос подает.

Инструкция: посмотреть на картинки и определить, кто как голос подает.

Предлагаемый иллюстративный материал: собака, кошка, петух, лошадь, корова, курица, утка, гусь, свинья, лягушка, кукушка.

Шкала оценки

4. Обиходные действия.

Шкала оценки

Словарь признаков.

1. Подбор слов-признаков к предметам.



Шкала оценки

2. Слова-признаки, противоположные по значению (антонимы).

Инструкция: подобрать антонимы к словам:

большой, мягкий, узкий, длинный, сухой, добрый, веселый, легкий, больной, новый, чистый, толстый.


Шкала оценки

3. Относительные прилагательные.

Инструкция: образовать от имени существительного относительное прилагательное.

*Матрешка из дерева, значит, она какая?

Стакан из стекла, значит, он какой?

Батарея из железа, значит, она какая?

Суп из овощей, значит, он какой?

Сок из винограда, значит, он какой?

Варенье из слив, значит, оно какое?

Лист дуба, значит, он какой?

Шкала оценки

4. Качественные прилагательные.

Инструкция: образовать качественные прилагательные.

Образец: «На улице солнце, значит, день, какой?»

Предлагаемый материал: Если на улице мороз, значит, день какой?

Если на улице пасмурно, значит, погода …? Если весна началась поздно, значит, весна…? Если вечером ветер, значит вечер …?

Шкала оценки

5. Притяжательные прилагательные.

Инструкция: образовать притяжательные прилагательные, посмотрев на картинку. Чей хвост (лапа)?

Предлагаемый иллюстративный материал:

Лисий хвост, медвежья лапа, заячьи уши, беличьи уши.


Шкала оценки

Результаты диагностики заносятся в таблицу 2. Баллы суммируются, и полученный результат отражается в диаграмме.

Ключ для расшифровки результатов развития фонетико-фонематической стороны речевой деятельности в баллах:

высокий уровень – 13 - 14 баллов;

выше среднего – 9,5 – 12,5 баллов;

средний уровень – 7 – 9 баллов;

ниже среднего – 3,5 – 6,5 баллов;

низкий уровень – 0 – 3 балла.


Блок 3.

Методика обследования грамматической стороны речи.

Этот блок состоит из четырех уровней.

1.Исследование согласования:




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!