СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа для учащихся 7 класса в формате PISA

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа для учащихся 7 класса в формате PISA»

Центр непрерывного повышения

профессионального мастерства педагогических работников ГГТУ












Диагностическая работа для учащихся 7 класса

в формате PISA















 
















Необычное явление.

Глеб увлечён космосом, космическими объектами. Недавно ему рассказали о падении Челябинского метеорита. Глеб заинтересовался данной темой. Он зашёл на сайт русского космического общества https://cosmatica.org/. Нашёл такую информацию.


Челябинский метеорит упал на Землю 15 февраля 2013 года, наделав очень много шума, травмировав более тысячи мирных жителей Челябинска .









Метеорит получил название по одноимённому пункту, рядом с которым он упал. Его все-таки нашли!



Карта, на которой отмечено место падения метеорита.








На юго-востоке г. Екатеринбург есть аэропорт Кольцово. Там впервые заметили в небе вспышку и пролёт инородного тела со стороны Камышловского района. Миновав Екатеринбург, метеорит посетил г. Каменск-Уральский и ,не меняя траектории, полетел в Челябинск. Как только прошла информация о том, что обломки упали в озеро Чебаркуль, туда сразу направились сотрудники Уральского федерального университета им. Б.Ельцина (УрФУ), среди которых был единственный член Комитета по метеоритам на Урале  Виктор Гроховский. 

«Московский Комсомолец» созвонился с ним, чтобы узнать из первых уст, как все произошло., и взял интервью. Вот фрагмент этого интервью.

- Ваши первые действия?

- Наши ребята работали в районе Чебаркуля все выходные, - рассказал Гроховский.- В субботу и воскресенье пытались пройти за оцепление, но сотрудники МЧС, охранявшие место падения метеорита на озере, не пускали туда никого. Не помогли даже мои звонки высокому начальству. «Нет, и все, не положено, - отвечали нам, - а то еще затопчете здесь осколки в снег». Интересно, а кто же тогда должен был искать те осколки, как не мы?

- Как же вы тогда их нашли?

- Ходили вокруг оцепленной территории. В тот день шёл снег. Мы ходили, всматривались в землю, разгребали руками снег, пытались хоть что- то обнаружить. И в метрах 40 от оцеплённой территории обнаружили россыпь из миллиметровых камешков, черневших на снегу. Это случилось в воскресенье. В лабораторию научно-образовательного центра «Нанотех», в Екатеринбург их в количестве 53 штук успели доставить только к 22.00. Мы сразу стали изучать их в специальной лаборатории. Оказалось, что найденные осколки – это самые настоящие каменные метеориты, которые содержали до 10 процентов металлического железа, а также оливин, сульфит. Это классический хондрит, один из самых распространенных видов метеоритов, которые когда-либо приземлялись на нашу поверхность.

-Вы так быстро сделали анализ?

-На это ушел ровно час времени. Хотя я знал, что это метеорит, еще до химической экспертизы. За 40 лет работы с метеоритами я подержал их в руках немало. Найденные возле Чебаркуля кусочки были светлые у основания, с характерной корой плавления. Я знал, что у них, в отличие от камня, никогда нет внутренней горизонтальной структуры (слоёв). У этих кусочков были вмятины, похожие на лопнувшие пузыри. Все эти признаки говорили мне, что это метеорит. Я не ошибся. Сейчас мне уже успели позвонить коллеги из США. Просят образцы. Но мы никому пока ничего не раздаем. Ждем, когда накопим побольше экземпляров.

После прочитанной информации в интернете Глеб стал узнавать об этом метеорите в разных источниках. Читал он разные точки зрения по данному вопросу. Было ясно одно, что этот метеорит оказался самым большим (15 метров в диаметре, массой — 7000 тонн) из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита, который упал 30 июня  1908 год (примерно весил 5 миллионов тонн, в диаметре был 75 метров). Такое событие в среднем происходит раз в 100 лет, а по некоторым данным – и чаще, до пяти раз в столетие.

А несколько месяцев спустя на одном из сайтов Глеб прочитал о том, что после падения метеорита в Челябинской области "космическая угроза" стала волновать специалистов все больше. Ученые выяснили, что небольшие астероиды размерами около одного метра попадают в атмосферу Земли и распадаются там примерно раз в две недели. Выяснили, что противопоставить что-либо более крупным космическим объектам человечество пока не в силах. Ученые также подчеркнули, что космические тела, приходящие с дневного неба, невозможно своевременно обнаружить с помощью никаких наземных средств.

Затем в книге В.В. Белецкого "Очерки о движении космических тел" Глеб прочитал, что NASA, Роскосмос и другие космические агентства активно работают над разработкой систем обнаружения астероидов еще до подлета к Земле, и задумываются о создании средств "космической обороны". В начале 2018 года ученые сообщили, что в России начали разрабатывать систему слежения за опасными астероидами "Небосвод", состоящую из двух группировок спутников – на земной и солнечной орбитах. Ее разработкой занимается российская корпорация "Комета".

Однако Глеб очень огорчился узнав. что пока же ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты, подобные челябинскому метеориту.


  1. Какую информацию нашёл Глеб на сайте русского космического общества? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Информацию о том, что обломки метеорита упали в город Челябинск.

Б.. Информацию о том, почему метеорит получил такое название.

В. Информацию о том, откуда летел метеорит.

Г. Информацию о награде, которую получил В. Гроховский.

Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


2. Опираясь на текст , запишите ТРИ причины, почему космическая угроза после падения челябинского метеорита стала волновать учёных ещё больше .

1) ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Система оценивания

3 балла

Записаны три причины из следующих возможных:

1) небольшие астероиды размерами около одного метра попадают в атмосферу Земли и  распадаются там примерно раз в две недели;

2)противопоставить что-либо более крупным космическим объектам человечество пока не в силах

3)космические тела, приходящие с дневного неба, невозможно своевременно обнаружить с помощью никаких наземных средств.

Обратите внимание: при оценивании не снижается балл, если каждая из причин не записана в отдельное поле, например, две или даже три причины записаны в одном поле для ответов.

2 балла


Записаны две причины из перечисленных выше, третья причина или не записана, или не содержится в тексте.

1 балл


Записана только одна из причин, перечисленных выше, две другие причины или не записаны, или не содержатся в тексте.

0 баллов


Ни один из записанных ответов не связан с причинами, по которым космическая угроза после падения челябинского метеорита стала волновать учёных ещё больше. или записаны причины, на которые не указано в тексте , например: «Учёные занялись только этим вопросом»; «Приведёт к вымиранию человечества»; «Проблема экологии».

Ответ отсутствует.



3. По мнению Виктора Гроховского, метеорит можно отличить от обычного камня. Запишите ТРИ признака отличия..

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Система оценивания

3 балла

Приведены три признака отличия из указанных ниже.

1) метеориты светлые у основания, с характерной корой плавления;

2) у метеоритов, в отличие от камня, никогда нет внутренней горизонтальной структуры (слоёв);

3) у метеоритов вмятины, похожие на лопнувшие пузыри.

Обратите внимание: при оценивании не снижается балл, если каждая из причин не записана в отдельное поле, например, две или даже три причины записаны в одном поле для ответов.

2 балла


Правильно указано два отличия, третий признак или не указан, или указан неверно.

1 балл


Правильно указан один признак отличия, два другие признака или не указаны, или указаны неверно.

0 баллов


Ни один из указанных признаков не относятся к списку, приведенному выше.

Ответ отсутствует


4. В тексте описывается траектория метеорита. Отметьте карту, на которой траектория метеорита изображена более точно.

А


Б



В



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


5. Челябинский метеорит является самым крупны после Тунгусского. Внесите информацию в таблицу.



Название метеорита

Число

Месяц

Год

Размер

(диаметр)

Вес

падения на Землю

Тунгусский




Челябинский






Система оценивания

3 балла

Все три столбца таблицы заполнены верно:

Название метеорита

Число

Месяц

Год

Размер

(диаметр)

Вес

падения на Землю

Тунгусский

30 июня 1908

75

5 мл. тонн

Челябинский

15 февраля 2015

15

7 000 тонн



2 балла


Два столбца из трёх столбцов таблицы заполнены верно, третий неверно заполнен, или не заполнен, или заполнен не полностью, или при его заполнении допущены фактические ошибки.


1 балл


Один из трёх столбцов заполнен верно, остальные два или не заполнены, или заполнены не полностью, или при их заполнении допущены фактические ошибки.

0 баллов


При заполнении каждого столбца допущены фактические ошибки.

Ответ отсутствует.







6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит содержанию интервью.

А. Виктор Гроховский ещё до химической экспертизы знал, что это метеорит.

Б. В субботу в метрах 40 от оцепленной территории обнаружили камушки.

В. На экспертизу камешки свезли в лабораторию города Екатеринбург.

Г. Коллеги из США позвонили и попросили образцы, но им их не дали.


Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


7. Выберите источник информации , которым пользовался Глеб. Запишите букву, которой обозначен этот источник информации, в поле ответа и объясните свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А Б

В Г


Система оценивания

2 балла


Выбран (или очевиден из объяснения) ответ Г и приведено одно из двух объяснений:

‒ в тексте указано, что на сайте русского космического общества была Глебом вычитана информация о метеорите.

1 балл


Выбран ответ Г, объяснение не приведено.


0 баллов


Выбран любой ответ, кроме Г, или выбран ответ Г, но объяснение НЕВЕРНОЕ (наличие неверного объяснения указывает на случайность выбора ответа Б), например:

«Г, потому что для ответа подходит именно эта картинка"

Ответ отсутствует.



8. Почему Глеб был огорчён? Запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

2 балла


Указана причина, почему Глеб огорчился, что ещё ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты.

Например:

Глеб огорчился, потому что узнал. что пока ещё ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты.

1 балл


Указано не причина, отчего Глеб огорчился, а скопирована часть или все предложение: «Однако Глеба очень огорчился узнав. что пока же ни одна страна технически не в состоянии уничтожать в атмосфере космические объекты, подобные челябинскому метеориту»).


0 баллов


Записано любое другое высказывание. Ответ отсутствует.






9. Какая особенность информации помогла Глебу более точно представить Челябинский метеорит? Отметьте ОДИН правильный ответ.


А. Наличие цветных фотографий.

Б. Описание траектории полёта метеорита..

В. Интервью Виктора Гроховского.

Г. Книга В.В. Белецкого "Очерки о движении космических тел"

Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


МУМУНЯ

Рассказ. Автор: Лидия Гусева


- Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на неё… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… - Учительница перестала читать, так как мёртвая тишина, стоявшая в классе уже долгое время, взорвалась отчаянным криком и плачем.
А для Верки это показалось вообще оглушительным взрывом, потому, что крик исходил от её соседа Сашки. Он разразился такими рыданиями, переходящими даже в истеричные вопли. Мальчик закрыл лицо ладошками, уткнулся в парту, плечи нервно вздрагивали. Все бросились успокаивать его, но от этого Сашка ещё больше зарыдал во весь голос. Учительница срочно послала детей за медсестрой, которая незамедлительно появилась. Пилюли и капли сделал своё дело. Валентина Степановна, увидев, что мальчику стало намного лучше, отпустила его домой в сопровождении друга.
А дети ещё долго перебирали этот эпизод. Конечно, всем было жалко до слёз Муму и Герасима тоже, но, ни у кого не было такого проявления чувствительности искренне переживающей души. Однако, детская фантазия на клички и прозвища, не думая о чёрствости, не обошла и Сашку стороной. Его прозвали, хоть и ласково, как в рассказе, Мумуней. Сначала, естественно, дети называли его так между собой, а потом, когда стали постарше, прорывалось и в обращении к нему. Сашка краснел, как помидор, а потом перестал обращать внимание.
       Дело было в прошлом. Бывшие пионеры не знали ещё празднования дня Святого Валентина. Но нашим  уже семииклассницам тоже хотелось проявить какие-то знаки внимания и симпатии. И вот приближался праздник 23 февраля – День Защитника Отечества. Девчонки остались после уроков, чтобы обсудить, как поздравить мальчиков. До этого за них всё решали мамы из родительского комитета: собирали деньги и покупали всем одинаковые открытки и сувениры. Некоторые девочки, как сейчас говорят, «продвинутые», предложили каждой самой купить подарок и вручить самолично мальчику, который нравился. Конечно, получилась полная неразбериха, потому что в каждом классе всегда есть в фаворе несколько ярких мальчиков, как и девочек тоже. Школьницы не могли придти ни к какому консенсусу, так как в итоге, большинство мальчишек оставалось без подарков, к тому же их было на пять человек больше в классе, чем девочек. В конце концов, решили дарить сувенир каждому соседу по парте, пятерых «лишних» тоже распределили. А вот, кто хочет подарить что-то своим любимчикам, то пусть и дарит отдельно. Покончив с личным, девочки начали думать, как поздравить ещё учителей-мужчин, а также репетировать небольшой концертик к празднику. Затем, довольные своей работой, стали собираться домой.
- Что же мне купить Сашке? – попросила совета у подружек Верка.
- О, ему-то легче всего! – Рассмеялись подружки. – Купи ему Тургенева, «Муму».
Да, Сашка был не в фаворе у одноклассниц. Невысокий рост, курносый нос, щёчки розовые, как у девчонки.
- Он как раз самый лучший, самый отважный, будущий защитник страны, нюни никогда не распустит, - с доброй иронией продолжали смеяться подруги.
А Верка нормально уживалась с соседом, они даже помогали друг другу на контрольных работах, а иной раз делились бутербродами или пирожками. Только Сашка ушёл после восьмого класса из школы, поступил в какой-то техникум, и о его дальнейшей судьбе девушка не знала.
         Вот о чём думала и вспоминала пятикурсница Вероника, спеша на встречу одноклассников в свою родную школу. Школу, которой год назад присвоили Сашкино имя, Героя Советского Союза, погибшего в Афганской войне. Мумунино имя. И… увидев школу, Верка вдруг прислонилась к дереву и разрыдалась так, как когда-то в четвёртом классе Сашка…


10. Как вы считаете, был ли Сашка действительно в жизни "мумуня"?

Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

2 балла


Дан ответ «Нет», в обосновании указывается на то, что Сашка в жизни мужественный, сильный, храбрый человек, Герой Советского Союза. В его честь назвали школу, в которой Сашка учился.

1 балл


Дан ответ «Нет», нет обоснования или неверное.

0 баллов


Дан ответ «Да», и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено.

Ответ отсутствует.



11. Почему одноклассницы Верки подсмеивались над Сашкой? Запишите свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

1 балл


Указано, что Сашка был не в фаворе у одноклассниц. Невысокий рост, курносый нос, щёчки розовые, как у девчонки. Плакал. Считали его слабым.

0 баллов


Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.



12. Какие взаимоотношения были у Верки с Сашкой? Найдите и выпишите из текста предложение, которое помогает понять их взаимоотношения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

1 балл


Верно найдено и выписано предложение:

А Верка нормально уживалась с соседом, они даже помогали друг другу на контрольных работах, а иной раз делились бутербродами или пирожками.


0 баллов


Выписано любое другое предложение.

Ответ отсутствует.



13. В тексте автор говорит: «Верка вдруг прислонилась к дереву и разрыдалась так, как когда-то в четвёртом классе Сашка…». Объясните, почему Верка разрыдалась?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Система оценивания

1 балл


Верка зарыдала, потому что её стало жаль Сашку, его все считали мумуней, а он -Герой Советского Союза. Его обижали. Она вспомнила его, как были жестоки и несправедливы к нему.

0 баллов


Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.



14. О чём думала и вспоминала пятикурсница Вероника, спеша на встречу одноклассников в свою родную школу.

А. О том, что школа носит теперь Сашкино имя.

Б.. О том, что Сашка погиб в Афганской войне.

В. О том, какой подарок подарить Сашке.

Г. Думала о Сашке, вспоминала школьную жизнь.

Система оценивания

1 балл


Выбран ответ Г.


0 баллов


Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.



15. Какова основная мысль данного рассказа? Запишите свой ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Система оценивания

1 балл


Подростки бывают порою очень жестокими. предвзятыми. Мудрость и доброта приходят в более позднем возрасте.

0 баллов


Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.



16. Что изменилось бы, если бы рассказ был назван "Сашка" ? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Не подчёркнута была бы основная мысль рассказа.

Б. Было бы неясно, правду ли Сашка "мумуня".

В. Повествование стало бы менее эмоциональным.

Г. Нужно было бы изменить отношение Верки к Сашке.


Характеристики задания:

· Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

1.7 Человек и технический прогресс

· Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста информацию

· Контекст: личный

· Тип текста: сплошной (рассказ)

· Уровень сложности: высокий

· Формат ответа: задание с выбором ответа

· Объект оценки: умение оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

Система оценивания

1 балл


Выбран ответ А.


0 баллов


Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.



17. Какие проблемы поднимает автор в своём рассказе? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

А. Проблема обучения в школе.

Б. Проблема доверительного отношения к человеку.

В.Проблема дружбы, товарищества и насмешки.

Г. Проблема человеческого страха.

Д. Проблема бездушного отношения к человеку.


Характеристики задания:

· Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

1.7 Человек и технический прогресс

· Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать текст

· Контекст: личный

· Тип текста: сплошной (рассказ)

· Уровень сложности: высокий

· Формат ответа: задание с выбором ответа

· Объект оценки: умение понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)


Система оценивания

2 балла


Выбраны ответ В и Д.


1 балл

Выбран В или Д, ИЛИ вместе с ответами В и Д выбран ещё ответ А, или Б, или Г.


0 баллов


Выбраны другие ответы.

Ответ отсутствует.