Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
тематической диагностической работы по теме «Анализаторы. Органы чувств».
8 класс. Биология.
1. Назначение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся по теме «Анализаторы. Органы чувств». Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
2.Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.200-4 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Учитывается содержание действующих примерных программ основного общего образования по биологии.
3. Характеристика структуры КИМ.
Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.
Таблица I. Риспределение заданий по типам
| Число чаданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
Задания с кратким ответом и виде одной буквы | 9 | 9 | 28,12 |
Задания с несколькими ответами: укажите верные суждения | 4 | 12 | 37,5 |
Задания на установление последовательности процессов и явлений | 1 | 2 | 6,25 |
Задания на установление соответствия | 1 | 2 | 6,25 |
Работа с текстом: вставьте пропущенные термины | 2 | 4 | 12,5 |
Работа с немым рисунком | 2 | 2 | 6,25 |
Работа с таблицей | 1 | 1 | 3,13 |
Итого | 20 | 32 | 100 |
4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот иди иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний н умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления: давать определения основных биологических понятий, пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Таблица 2. Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1 Воспроизведение знаний | 9 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации | 3 |
Итого: | 20 |
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Каждое правильно выполненное задание 1-9 оценивается 1 баллом, задания 10-13 - 3 балла, 14 - 17 - 2 баллами (если допущена одна ошибка - 1 балл, две и более ошибок - 0 баллов) Выполнение заданий 18-20 оценивается в 1 балл.
Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-16 | 23-17 | 24-30 | 31-32 |
План диагностической работы стартовой диагностики по учащимся 9 классов
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код контролируемого элемента | Уровень сложности задания | Время выполнения (в мин) | Макс. балл за выполнение |
1 | Органы чувств, их роль в жизни человека | 4.12 | Б П | 1 3,5 | 1 3 |
Текущая диагностическая работа
по биологии
8 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1-9 записываются в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 10 – 15 запишите в работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
В заданиях 16-17 вставьте пропущенные термины в текст.
Ответы к заданиям 18 – 20 записываются в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа или одного слова.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
При выполнении заданий 1-9 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
Фоторецепторы находятся:
а) в сетчатке; в) в белочной оболочке
б) в стекловидном теле; г)в радужке.
2. «Морская болезнь» возникает у человека при нарушении работы:
а) вестибулярного аппарата; в) улитки;
б) кортиева органа; г) слуховых органов.
3. Высший отдел слухового анализатора находится:
а) в лобной доле коры; в) в височной доле коры;
б) в затылочной доле коры; г) в теменной доле коры.
На кончике языка находятся вкусовые рецепторы воспринимающие:
а) горький вкус; в) кислый вкус;
б) сладкий вкус; г) солёный вкус.
5. К среднему уху относят:
а) улитку; в) молоточек;
б) барабанную перепонку; г) полукружные каналы.
6. Радужка – это часть:
а) белочной оболочки; в) сетчатки;
б) сосудистой оболочки; г) стекловидного тела.
7. Слуховые косточки человека расположены в правильном порядке…
а) наковальня, молоточек, стремечко;
б) молоточек, наковальня, стремечко;
в) стремечко, молоточек, наковальня;
г) наковальня, стремечко, молоточек.
8. При ярком освещении у человека в основном работают:
а) колбочки; в) колбочки и палочки;
б) палочки; г) пигментные клетки сетчатки.
9. В коже больше всего содержится
а) холодовых рецепторов; в) болевых рецепторов;
б) тепловых рецепторов; г) осязательных рецепторов.
При выполнении заданий 10 – 15 в поле ответа запишите перечень цифр. |
10. Какие гигиенические правила способствуют сохранению хорошего зрения у человека?
Выберите верные суждения:
нельзя читать лёжа и в транспорте;
расстояние от глаз до текста должно составлять 25 – 30 см;
поступление достаточного количества витамина А с пищей;
надо использовать очки, если они рекомендованы врачом;
очки можно подобрать самому;
полезно читать при слабом освещении, так как это тренирует рецепторы.
11. Какие структуры являются преломляющими средами глаза?
Укажите правильные ответы.
склера
радужка
роговица
стекловидное тело
сетчатка
хрусталик
12. К слуховому анализатору относятся:
1) слуховые рецепторы
2) барабанная перепонка
3) слуховые косточки
4) овальное окошко
5) слуховой нерв
6) слуховая зона коры головного мозга
13. Выберите верные суждения:
Сосудистая оболочка органа зрения
состоит из зрительных рецепторов
содержит чёрный пигмент
переходит в прозрачную роговицу
располагается за белочной оболочкой
защищает глаз от механических и химических повреждений
в передней части глаза переходит в радужную оболочку
14. Установите соответствие между характеристикой зрительных рецепторов и видом рецептора.
характеристика вид рецептора
А) отвечают за цветное изображение 1) палочки
Б) отвечают за чёрно – белое изображение 2) колбочки
В) располагаются в центральной части сетчатки
Г) в сетчатке содержатся в большом количестве
Д) обладают малой светочувствительностью
Е) отсутствуют в жёлтом пятне
15. Установите последовательность расположения частей наружного и среднего уха, начиная с ушной раковины.
1) наружный слуховой проход
2) ушная раковина
3) наковальня
4) барабанная перепонка
5) стремечко
6) молоточек
16. Вставьте в текст пропущенные термины.
Глазное яблоко снаружи покрывает __________(А) оболочка, или склера, которая в передней части переходит в ____________(Б). За склерой находится __________(В) оболочка, которая содержит большое количество __________(Г) сосудов. Эта оболочка ___________(Д) цвета, благодаря чему свет внутри глаза не ___________(Е).
Список терминов:
сосудистая 5) чёрный
белочная 6) кровеносные
роговица 7) лимфатические
радужная 8) рассеивается
17. Вставьте в текст пропущенные слова.
В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения - _______(А) сосочки, имеющие грибообразную, _________(Б) или листообразную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием - ________(В). Она ведёт в небольшую камеру, на дне которой располагаются вкусовые _________(Г). Они представляют собой ________(Д) клетки, волоски которых погружены в _________(Е), заполняющую камеру.
Список слов:
1)пора 5)желобовидная
2)вкусовые 6)камера
3)жидкость 7)волосковые
4)рецепторы
8)ротовая
18. Рассмотрите рисунок. Определите, какой цифрой на схеме обозначена роговица.
19. Рассмотрите рисунок. Определите, какой цифрой на схеме обозначен молоточек.
20. Между позициями первого и второго столбцов имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?
целое | часть |
Наружное ухо | Слуховой проход |
---------- | молоточек |
Ответы к заданиям варианта 1
№ задания | Ответы |
1 | А |
2 | А |
3 | В |
4 | Б |
5 | В |
6 | Б |
7 | Б |
8 | А |
9 | В |
10 | 134 |
11 | 346 |
12 | 156 |
13 | 246 |
14 | 212121 |
15 | 214436 |
16 | 231658 |
17 | 251473 |
18 | 7 |
19 | 9 |
20 | Среднее ухо |
Текущая диагностическая работа
по биологии
8 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1-9 записываются в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 10 – 15 запишите в работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
В заданиях 16-17 вставьте пропущенные термины в текст.
Ответы к заданиям 18 – 20 записываются в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа или одного слова.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 2
При выполнении заданий 1-9 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
Слепое пятно расположено…
а) на роговице; в) в хрусталике;
б) в зрачке; г) на сетчатке.
Горький вкус воспринимается рецепторами расположенными на…
а) кончике языка; в) в хрусталике;
б) в зрачке; г) на сетчатке.
3. Евстахиева труба соединяет:
а) среднее ухо с глоткой; в) среднее ухо с гортанью;
б) наружное ухо с глоткой; г) внутреннее ухо с глоткой.
4.Какие раздражители воспринимают обонятельные рецепторы?
а) физические; в) тепловые;
б) химические; г) механичские.
5.При дальнозоркости световые лучи фокусируются:
а) на сетчатке; в) перед сетчаткой;
б) за сетчаткой; г) в стекловидном теле.
6.Что не входит в состав внутреннего уха?
а) перепончатый лабиринт; в) стремечко;
б) полукружные каналы; г) костный лабиринт.
7.Функция хрусталика - это:
а) регулирование количества света, поступающего на сетчатку;
б) преломление и фокусировка световых лучей;
в) защита сетчатки от яркого света;
г) распознание зрительной информации.
8. Зрачок расположен в:
а) роговице; в) радужке;
б) сетчатке; г) белочной оболочке.
9.Чем заполнена полость среднего уха:
а) тканевой жидкостью; в) перилимфой;
б) эндолимфой; г) воздухом.
При выполнении заданий 10 – 15 в поле ответа запишите перечень цифр. |
10. Выберите верные суждения:
Органы относящиеся к оптической системе зрительного анализатора это:
1) зрительный нерв;
2) роговица;
3) сосудистая оболочка;
4) средний мозг;
5) фоторецепторы;
6) хрусталик.
11. Выберите верные суждения:
Укажите, в чём состоит отличие дневного зрения человека по сравнению с сумеречным.
работают колбочки
различение цветов не осуществляется
острота зрения низкая
работают палочки
различение цветов осуществляется
острота зрения высокая
12. Укажите верные суждения:
Для профилактики нарушений зрения необходимо
при чтении располагать текст на расстоянии 15 см. от глаз
читать в движущемся транспорте
располагать источник света с левой стороны
читать лёжа
регулярно выполнять гимнастику для глаз
беречь глаза от пыли
13. Выберите части зрительного анализатора участвующие в возникновении, проведении и анализе нервных импульсов?
1) стекловидное тело
2) палочки и колбочки
3) зрительный нерв
4) роговица
5) зрительная зона коры больших полушарий
6) хрусталик
14. Установите соответствие между характеристикой функции глаза больного человека и типом отклонения от нормы.
характеристика тип отклонения
А)изображение фокусируется за сетчаткой 1) близорукость
Б)у многих укороченное глазное яблоко 2) дальнозоркость
В)изображение фокусируется перед сетчаткой
Г)плохо различаются удалённые предметы
Д)плохо различаются близкорасположенные предметы
Е)у многих удлинённое глазное яблоко
15. Определите обратную последовательность расположения частей наружного и среднего уха, начиная со стремечка.
1) ушная раковина
2) барабанная перепонка
3) молоточек
4) наружный слуховой проход
5) стремечко
6) наковальня
16. Вставьте в текст пропущенные термины.
Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями - ________(А) и круглым. Они также затянуты ________(Б). Внутреннее ухо представляет собой ________(В) лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый ________(Г). В нём имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесия - ________(Д) аппарат. Все полости лабиринта заполнены _________(Е).
Список терминов:
пластинка 5) перепонка
2) костный 6) вестибулярный
3) овальное 7) лабиринт
4) височная 8) жидкость
17. Вставьте в текст пропущенные слова.
Различные _________(А) вкуса по – разному реагируют на те или иные воздействия. Так, кончик языка лучше воспринимает ________(Б), боковые края языка - _______(В). Рецепторы, расположенные на передних и ________(Г) краях языка, реагируют на _______(Д), рецепторы ________(Е) поверхности языка - на горькое.
Список слов:
сладкое 5) рецепторы
горькое 6) задние
кислое 7) боковые
солёное 8) передние
18. Рассмотрите рисунок. Определите, какой цифрой на схеме обозначено стекловидное тело.
19. Рассмотрите рисунок. Определите, какой цифрой на схеме обозначена слуховая труба
20. Между позициями первого и второго столбцов имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?
целое | часть |
Среднее ухо | Слуховая труба |
------------- | Вестибулярный аппарат |
Ответы к заданиям варианта 2
№ задания | Ответы |
1 | Г |
2 | Г |
3 | А |
4 | Б |
5 | Б |
6 | В |
7 | Б |
8 | В |
9 | Г |
10 | 256 |
11 | 156 |
12 | 356 |
13 | 235 |
14 | 221121 |
15 | 563241 |
16 | 352768 |
17 | 513746 |
18 | 10 |
19 | 5 |
20 | Внутреннее ухо |