СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по биологии по теме: "Пищеварение. Обмен веществ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая работа по биологии по теме:  "Пищеварение. Обмен веществ". Составлена на основе заданий типа ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по биологии по теме: "Пищеварение. Обмен веществ"»

Диагностическая работа по биологии в 8 классе по теме:

«Пищеварение. Обмен веществ»

В заданиях 1-10 выберите 1 верный вариант ответа

  1. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий, — это

 1) эмаль 2) пульпа 3) цемент 4) дентин


  1. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?

 1) прямая кишка 2) пищевод 3) глотка 4) желудок


  1. Переваривание белков в организме человека начинается под действием

 

1) веществ, имеющихся в самой пище

2) выделений бактерий толстой кишки

3) ферментов желудка

4) ферментов кишечного сока


  1. Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в

 

1) прямой кишке

2) желудке

3) тонкой кишке

4) толстой кишке


  1. В процессе пищеварения жиры расщепляются до

 

1) глюкозы

2) аминокислот

3) белков

4) глицерина и жирных кислот


  1. Желудочный сок начинает выделяться при

 

1) действии пищи на рецепторы глотки

2) попадании пищи в кишечник

3) попадании пищи в ротовую полость

4) продвижении пищи по пищеводу


  1. К какой категории относятся «зубы мудрости»?

 

1) большие коренные

2) клыки

3) поздние молочные зубы

4) малые коренные зубы


  1. Активной частью секрета пищеварительной железы является

 

1) фермент 2) вода 3) пигмент 4) витамин


  1. Какой орган относят к пищеварительному каналу?

1) печень

2) желудок

3) слюнные железы

4) поджелудочную железу


  1. Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?

1) белок 2) ДНК 3) крахмал 4) жир


  1. Выберите 3 верных варианта ответа

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) облегчение глотания

2) расщепление жиров

3) расщепление крахмала

4) механическое измельчение пищи

5) обезвреживание бактерий

6) расщепление белков


  1. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком


  1. Вставьте в текст «Процесс пищеварения в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Процесс пищеварения в ротовой полости человека

 

В состав слюны входят вода, вещества, придающие ей клейкость, и обеззараживающие вещества. В слюне человека имеются также __________(А), которые принимают участие в __________(Б) органических веществ. У человека слюна выделяется __________(В). При глотании пищевого комка вход в дыхательные пути закрывается _______(Г).

Перечень терминов:

 

1) порция

2) непрерывно

3) надгортанник

4) голосовая связка

5) фермент

6) гормон

7) расщепление

8) образование

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

5

7

2

3


  1. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Какова роль белка лизоцима?

2) Какой фермент содержится в желудочном соке?

3) Объясните, почему при поступлении пищи в ротовую полость в желудке начинает выделяться желудочный сок.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

  1. Решите задачу.

Сер­гей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Какое меню Вы им пред­ло­жи­те, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и ку­ри­цу и огра­ни­чи­ва­ет себя в слад­ком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда?

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.

Таб­ли­ца 1. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го пи­та­ния 

Таб­ли­ца 2.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!