Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Итоговая диагностическая работа
по биологии за первое полугодие
для 6 класса

Подготовила: Чеглакова Л.В.,
учитель биологии
Спецификация контрольно измерительного материала для проведения итоговой диагностической работы по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» для определения изучения обучающимися курса биологии.
1. Назначение КИМ – оценить уровень обученности обучающихся по биологии (раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при дальнейшем изучении курса биологии за основную школу.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. .
3. Характеристика структуры КИМ.
Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даѐтся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
| Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа |
Задания с кратким ответом в виде одной цифры | 13 | 13 | 46 |
Задания с кратким ответом | 5 | 9 | 35 |
Задания с развёрнутым ответом | 2 | 6 | 22 |
Итого | 20 | 28 | 100 |
4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.
Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания
Элементы содержания | Число заданий |
Строение семян | 1 |
Корень. Корневые системы | 5 |
Побег и почки | 3 |
Строение и функции стебля | 1 |
Внешнее и внутреннее строение листа | 3 |
Цветок | 5 |
Соцветия | 1 |
Плоды | 1 |
Итого | 20 |
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1.Воспроизведение знаний | 7 |
2.Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
3.Применение знаний и умений в измененной ситуации | 5 |
Итого | 20 |
5. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
6. Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение заданий 19-20 оценивается по критериям (максимально 3 балла).
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-10 | 11-15 | 16-22 | 23-28 |
План диагностической работы
итоговой диагностики по усвоению учебного материала курса биологии
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код контролируемого элемента | Уровень сложности задания | Время выполнения ( в мин.) | Максимальны балл за выполнения |
1 | Строение семян | 1.1 | Б | 1,5 | 1 |
2 | Побег и почки | 2.2 | Б | 1,5 | 1 |
3 | Корень. Корневые системы | 3.3 | Б | 1,5 | 1 |
4 | Корень. Корневые системы | 3.4 | Б | 1,5 | 1 |
5 | Корень. Корневые системы | 3.5 | Б | 1,5 | 1 |
6 | Строение и функции стебля | 6.6 | Б | 1,5 | 1 |
7 | Побег и почки | 2.7 | Б | 1,5 | 1 |
8 | Побег и почки | 2.8 | Б | 1,5 | 1 |
9 | Внешнее и внутреннее строение листа | 5.9 | Б | 1,5 | 1 |
10 | Внешнее и внутреннее строение листа | 5.10 | Б | 1,5 | 1 |
11 | Цветок | 6.11 | Б | 1,5 | 1 |
12 | Цветок | 6.12 | Б | 1,5 | 1 |
13 | Корень. Корневые системы | 2.13 | Б | 1,5 | 1 |
14 | Внешнее и внутреннее строение листа | 5.14 | П | 1,5 | 1 |
15 | Цветок | 6.15 | П | 3 | 2 |
16 | Соцветия | 7.16 | П | 3 | 2 |
17 | Плоды | 8.17 | П | 3 | 2 |
18 | Цветок | 6.18 | П | 3 | 2 |
19 | Корень. Корневые системы | 2.19 | В | 6 | 3 |
20 | Цветок | 6.20 | В | 6 | 3 |
Всего заданий -20, из них по уровню сложности: Б-13, П-5, В-2. Общее время выполнения работы-45 минут. Максимальный первичны балл-28. |
Итоговая диагностическая работа
по БИОЛОГИИ
6 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведѐнном для этого месте.
В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаѐтся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
При выполнении заданий 1–12 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
Не является частью семени:
1.Зародышевый корешок
2.Околоплодник.
3.Эндосперм
4.Семенная кожура.
Ответ:
Почки, расположенные по бокам стебля называются:
1.Боковые
2.Пазушные
3.Верхушечные
4.Придаточные
Ответ:
Корневая система, с хорошо развитым главным корнем называется:
1.Боковой
2.Придаточной
3.Мочковатой
4.Стержневой
Ответ:
Корни, развивающиеся на листьях, стеблях называются:
1.Боковые
2.Дыхательные
3.Главные
4.Придаточные
Ответ:
Длинные выросты клеток наружного покрова корня:
1.Корневой чехлик
2.Придаточные корни
3.Корневые волоски
4.Боковые корни
Ответ:
Вода и растворённые в ней минеральные соли передвигаются в растении по:
1.Камбию
2.Ситовидным трубкам
3.Сосудам
4.Лубу
Ответ:
Не являются частью побега:
1.Лист
2.Цветок
3.Клубень
4.Придаточные корни
Ответ:
Генеративными называют почки:
1.Несодержащие зачаточного побега
2.Несущие зачаточные цветоносные побеги
3.Содержащие только зачаточные листья
4.Содержащие зачаточный стебель, листья и боковые почки
Ответ:
Части листа:
1.Листовая пластинка, стебель, прилистники, черешок
2.Черешок, листовая пластинка, прилистники
3.Прилистники, черешок, основание, листовая пластинка
4.Основание, черешок, прилистники
Ответ:
В состав жилки листа входит(ят):
1.Только проводящая ткань
2.Проводящая и механическая ткани
3.Только механическая ткань
4.Механическая и покровная ткань
Ответ:
Лепестки цветка образуют:
1.Чашечку
2.Цветоложе
3.Венчик
4.Пестик
Ответ:
В состав пестика не входит:
1.Рыльце
2.Пыльник
3.Столбик
4.Завязь
Ответ:
Корень – это орган растения, выполняющий функции:
1. Удерживания растения в почве
2.Всасывания воды и минеральных веществ
3. Накапливает запасающие вещества
4. Все ответы верны.
Ответ:
При выполнении заданий 14-18 в поле ответа запишите слова или перечень цифр. |
Маша рассмотрела кожицу листа растения под микроскопом и сделала рисунок.
Что она изобразила на рисунке?

Ответ:____________________________________________________
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
15.1.Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, венчик, пыльник, завязь.
15.2.Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ:_______________________________________________________
15.3.Назовите клетку, которая образуется в завязи.
Ответ:________________________________________________________
Подпишите на рисунке название соцветий, укажите, простые соцветия и
сложные соцветия.

Простые соцветия________________________________________________
Сложные соцветия_______________________________________________
Установите соответствие между типом плода и названиями растений.
Тип плода: 1) Ягода 2) Коробочка 3)Костянка
Растения: А). Вишня Б). Смородина В). Томат Г). Слива Д). Тюльпан Е)Мак
Ответ:
Вставьте в текст «Цветок» пропущенные слова из предложенного списка
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называются_________________________(А)_
Цветок, имеющий только тычинки, называют ________________________________________(Б)
а цветок, имеющий только пестики называют________________________________________(В)__
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют________________________________________________________________________(Г)__ Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют_________________________________________________________________(Д).
Список слов:
1.Тычиночный
2.Раздельнополые
3.Пестичный
4.Обоеполые
5.Однодомные
6.Двудомные
7.Правильный
При выполнении заданий 19-20 сформулируйте ответ и запишите в отведённое для него поле |
Ребята вырастили три растения в разных условиях. Первое - в песке, второе- в водном растворе питательных веществ, третье - в глине. В каком случае, корневой чехлик окажется лучше развит и почему?
Ответ:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выражение «бросать на ветер» означает «потерять, напрасно потратить». А для каких растений бросать на ветер - один из способов продлить свой род? Что эти растения бросают на ветер и почему?
Ответ:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям варианта 1
№ задания | ответы |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 4 |
5 | 3 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 4 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 3 |
13 | 2 |
14 | Замыкающие клетки |
15 | 15.3. яйцеклетка |
16 | Простой колос, початок, кисть, щиток, метёлка, простой зонтик, сложный зонтик. |
17 | 311322 |
18 | 41356 |
19 | У растения, выращенного в глинистой почве, корневой чехлик будет более развит. |
20 | Растения бросают на ветер пыльцу. Так как это – единственный для них способ опыления (ветроопыляемые растения) |