Диагностическая работа по химии для оценки сформированности УУД у обучающихся 8 классов
Аннотация
Диагностическая работа проводится по итогам 2024 — 2025 учебного гола с целью определения итогового уровня подготовки обучающихся 8 класса в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
Диагностическая работа охватывает содержание всего учебного года, включённое в учебно-методический комплект по химии.
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”);
- Федеральная рабочая программа основного общего образования. Химия (базовый уровень).
Комплект контролирующих материалов состоит из двух вариантов, каждый из которых включает в себя 14 заданий. Задания чётко сформулированы и содержат изученный материал курса химии. Предлагаемая диагностическая работа посильна для выполнения учениками со средней подготовкой.
Диагностическая работа направлена на совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий. В задании 5 использован один из эффективных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся технологии развития критического мышления - «верные и неверные утверждения».
В задании 1 использован приём «вставь пропущенные слова», который нацелен на развитие навыков самостоятельной работы, развитие умения применять полученные знания на практике.
В заданиях 2А и 10 предлагается распределить вещества на группы, согласно классификации, что позволяет сформировать у обучающихся информационную компетентность, умение обрабатывать и систематизировать информацию.
Практическая значимость диагностической работы объясняется необходимостью контроля и оценки сформированности УУД у обучающихся и является важным звеном учебного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности работы учителя. От того, как сформирован контроль, обеспечивающий обратную связь учитель – ученик, зависит результат учебной деятельности учеников, воспитания у них чувства ответственности.
Раздел 1. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии 8 класс
Метапредметный результат | Код проверяемого требования | Проверяемые предметные требования к результатам обучения |
1 | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
1.1 | Применять естественно-научные методы познания, в том числе наблюдение, моделирование, эксперимент и основные операции мыслительной деятельности (сравнение, классификация) для изучения веществ и химических реакций |
1.2 | Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества |
1.3 | Планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.); подтверждающих качественный состав неорганических веществ (качественные реакции на ионы) |
2 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы |
2.1 | Раскрывать смысл основных химических понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений |
2.2 | Классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степени окисления химических элементов); определять принадлежность веществ к определённому классу соединений; определять виды химической связи (ковалентной и ионной) в неорганических соединениях |
2.3 | Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая это описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций |
2.4 | Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения; возможности протекания химических превращений |
3 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
3.1 | Использовать химическую символику для составления формул веществ, молекулярных уравнений химических реакций, электронного баланса |
3.2 | Соотносить обозначения, которые имеются в Периодической системе химических элементов, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям) |
3.3 | Определять валентность и степень окисления атомов элементов в бинарных соединениях по формулам; составлять формулы бинарных веществ по валентностям и степеням окисления |
3.4 | Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе |
4 | Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
4.1 | Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов) |
4.2 | Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии |
5 | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
5.1 | Принимать участие в обсуждении проблем химической и экологической направленности, высказывая собственную позицию и предлагая свой путь их решения |
6 | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами |
6.1 | Осуществлять в процессе исследовательской деятельности поиск информации химического содержания в 2–3 источниках из сети Интернет, соотносить её с имеющимися знаниями и дополнительными источниками (учебником, словарём, энциклопедией) |
7 | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
7.1 | Анализировать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. на состояние окружающей среды |
Раздел 2. Перечень проверяемых элементов содержания по химии 8 класс
Код раздела | Код проверяемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Первоначальные химические понятия |
1.1 | Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. |
1.2 | Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. |
1.3 | Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. |
1.4 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений. |
1.5 | Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). |
2 | Воздух. Кислород. Водород. Вода |
2.1 | Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода. |
2.2 | Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя. |
2.3 | Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли. |
2.4 | Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям. |
2.5 | Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. |
3 | Важнейшие классы неорганических соединений |
3.1 | Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов. |
3.2 | Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований. |
3.3 | Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова. Получение кислот. |
3.4 | Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей. |
3.5 | Генетическая связь между классами неорганических соединений |
4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно - восстановительные реакции |
4.1 | Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. |
4.2 | Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента. |
4.3 | Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. |
4.4 | Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д.И. Менделеев – учёный и гражданин. |
4.5 | Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь. |
4.6 | Степень окисления. Окислительно - восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. |
Дополнительные материалы: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.
Вариант 1
Задание 1
Впишите по два примера в каждую фразу и обобщающее слово (словосочетание):
Химия,___________,__________ - это науки.
Чашка, проволока, пробирка,__________,______________ - это .
Медь, бронза, вода,__________,_____________ - это .
Мрамор, железо, стекло,__________,___________ - это .
Кислород, азот, гелий,___________,_____________ - это .
Вода, бром, спирт,__________,__________ - это .
Впишите недостающее слово:
Песок и глину можно разделить .
Вещества, которые состоят из одного вида частиц, называются .
Задание 2
А) Распределите данные вещества на 2 группы: простые и сложные
H2, NaOH, HNO3, Au, H2O, Na, Br2 O2, C6H12O6, H2SO4, Ca(OH)2, Ag, Li3PO4,Mg, , S, O3, CO2.
Б) В предложениях вставьте пропущенные слова (атом или молекула) и укажите количество (атомов или молекул).
_______________H3PO4 состоит из __________________водорода, __________________фосфора, ___________кислорода.
_______________Cu(OH)2 cостоит из __________меди_____________кислорода, __________________водорода.
Задание 3
Вычислите массовые доли всех химических элементов в молекуле серной кислоты.
Задание 4
Посчитайте молярную массу NH3. Сколько молекул в 34 г NH3?
Какое количество вещества соответствует 45 граммам NaNO3?
Задание 5
Отметьте верные утверждения знаком «+», а неверные знаком «-».
При работе в химической лаборатории всегда необходимо надевать резиновые перчатки.
Предметы бытовой химии нельзя хранить в одном месте с продуктами питания.
Смесь бензина и воды можно разделить фильтрованием.
Чистые вещества имеют постоянный состав.
Легковоспламеняющиеся жидкости хранят только в холодильнике.
Молоко – это гомогенная смесь.
Горение – это физическое явление.
Смесь железных опилок и серы можно разделить намагничиванием.
Задание 6
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите типы реакций.
FeBr3 + Cl2= FeCl3 + Br2;
NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O;
Al+ C = Al4C3.
Задание 7
Вставьте в текст пропущенные слова
Во́здух — _________ газов, главным образом, состоящая из ____________ и ___________ , а также ____,__________, _____, образующая __________ Земли и необходимая для нормального существования аэробных ________________.
Задание 8
Выпишите сначала уравнения экзотермических реакций, затем эндотермических:
6CO2(г)+6H2O(ж)=C6H12O6(тв)+6O2(г)−2920кДж;
2SO2(г)+O2(г)=2SO3(г)+284кДж;
CH4(г)+2O2(г)=CO2(г)+2H2O(г)+891кДж;
N2(г)+O2(г)=2NO(г)−175кДж.
Задание 9
Вычислить объём газа, выделяющегося при полном растворении 16 г алюминия в избытке раствора серной кислоты.
Задание 10
Дайте общее название данным веществам. Распределите их согласно классификации:
СО, N2O5, SO3, CaO, Cl2O7, NO, Na2O.
Дайте названия каждому веществу.
Задание 11
Заполните таблицу:
Поряд- ковый номер | Символ химического элемента | Русское название | Произ- ношение | Номер периода | Номер группы | Под- группа |
1 | | | | | | |
| | фосфор | | | | |
| | | эс | | | |
| Al | | | | | |
| | хлор | | | | |
| B | | | | | |
| | | о | | | |
Задание 12
Расположите химические элементы 1) Р 2) S 3) CI в порядке уменьшения радиуса их атома.
Задание 13
Какой вид химической связи в оксиде фосфора?
Задание 14
Определить степени окисления элементов в гидроксиде магния .
Вариант 2
Задание 1
Впишите по два примера в каждую фразу и обобщающее слово (словосочетание):
Блюдо, обложка, вилка,_________,__________ - это .
Капрон, стекло, спирт,__________,__________ - это .
Медь, алюминий, капрон,__________,__________ - это .
Аргон, аммиак, водород,___________,__________ - это .
Нефть, керосин, ацетон,___________,___________ - это .
Впишите недостающие слова:
Химия,___________,__________ изучают .
Система, состоящая из двух или более веществ – это .
Исследование, которое проводят в лабораториях в специальных условиях – это .
Задание 2
А) Распределите данные вещества на 2 группы: простые и сложные
O2, HCl, NaNO3, Cu, Mg(OH)2, Al, N2, H2, SiO2, I2, K2CO3, Na3PO4, Fe, Cu(OH)2, Bi, Cl2, CH4.
Б) В предложениях вставьте пропущенные слова (атом или молекула) и укажите количество (атомов или молекул).
______________H2SO4 состоит из__ _____________водорода, _______________серы, _______________кислорода.
_______________HNO3 состоит из________________водорода, _______________азота, ____________________кислорода.
Задание 3
Вычислите массовые доли всех химических элементов в молекуле гидроксида алюминия.
Задание 4
Сколько молекул в 84 г СаО? Посчитайте молярную массу СаО.
Какое количество вещества соответствует 56 граммам H2SO4?
Задание 5
Отметьте верные утверждения знаком «+», а неверные знаком «-».
При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
Объём жидкости в лаборатории измеряют с помощью воронки.
С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному.
Реакцию взаимодействия металлов с соляной кислотой необходимо проводить в вытяжном шкафу.
Фильтрованием можно очистить морскую воду от растворённых в ней солей.
Овощи, выращенные с помощью избытка минеральных удобрений опасны для здоровья.
Выбросы сернистого газа не представляют опасности для окружающей среды.
Чтобы растворить серную кислоту, необходимо влить в неё воду.
Задание 6
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите типы реакций.
AgNO3 + Al = Ag + Al(NO3)3;
P + O2 = P2O3;
CaCl2 + AgNO3 = CaNO3 + AgCl;
Задание 7
Вставьте в текст пропущенные слова
Кислоро́д (химический символ ______) — химический элемент ______ группы ____________ периода периодической системы Д. И. Менделеева с атомным номером _________.
Задание 8
Выпишите сначала уравнения экзотермических реакций, затем эндотермических:
N2(г)+3H2(г)=2NH3(г)+92кДж;
CaCO3(тв)=CaO(тв)+CO2(г)−157кДж;
CaO(тв)+H2O(ж)=Ca(OH)2(тв)+65кДж;
2HgO(тв)=2Hg(тв)+O2(г)−180кДж.
Задание 9
Вычислить объём газа, выделяющегося при полном растворении 6,5 г цинка в избытке соляной кислоты.
Задание 10
Распределите данные вещества согласно классификации:
МnO2, CaO, Ca(OH)2, CO2, CuSO4, H2SO4, KOH, HNO3, BaSO4, Fe(OH)2.
Дайте им названия.
Задание 11
Заполните таблицу:
Поряд- ковый номер | Символ химического элемента | Русское название | Произ- ношение | Номер периода | Номер группы | Под- группа |
| Mg | | | | | |
| | натрий | | | | |
| | | аш | | | |
| Be | | | | | |
| | углерод | | | | |
20 | | | | | | |
| | | пэ | | | |
Задание 12
Расположите химические элементы 1) Ga 2) Al 3) In в порядке увеличения радиуса их атома.
Задание 13
Какой вид химической связи в оксиде натрия?
Задание 14
Определить степени окисления элементов в сульфате натрия.
Ответы и система оценивания
Вариант 1
Задание 1
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально - 8 баллов.
Впишите по два примера в каждую фразу и обобщающее слово (словосочетание):
Химия, биология, физика - это естественные науки.
Чашка, проволока, пробирка, обложка, вилка - это тела.
Медь, бронза, вода, стекло, спирт - это вещества.
Мрамор, железо, стекло, алюминий, капрон - это твёрдые вещества.
Кислород, азот, гелий, аммиак, водород - это газы.
Вода, бром, спирт, керосин, ацетон - это жидкости.
Впишите недостающее слово:
Песок и глину можно разделить отстаиванием.
Вещества, которые состоят из одного вида частиц, называются чистыми.
Задание 2
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
А) Распределите данные вещества на 2 группы: простые и сложные
Вещества
Простые H2, Au, Na, Br2 O2, Mg, , S, O3, | Сложные NaOH, HNO3, C6H12O6, H2SO4, Ca(OH)2, Li3PO4, CO2 |
Б) В предложениях вставьте пропущенные слова (атом или молекула) и укажите количество (атомов или молекул).
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Молекула H3PO4 состоит из трёх атомов водорода, одного атома фосфора и четырёх атомов кислорода.
Молекула Cu(OH)2 cостоит из одного атома меди, двух атомов кислорода и двух атомов водорода водорода.
Задание 3
Вычислите массовые доли всех химических элементов в молекуле серной кислоты.
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Mr(H2SO4) = 1*2+32+16*4=98
ω (H)= 2/98*100=2%
ω (S)= 32/98*100=32,7%
ω (О)= 64/98*100=65,3%
Задание 4
Посчитайте молярную массу NH3. Сколько молекул в 34 г NH3?
Какое количество вещества соответствует 45 граммам NaNO3?
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально - 2 балла.
М(NH3)=14+1*3=17г/моль. n(NH3) =34/17=2 моль. N= 6,02⋅1023*2=12,04⋅1023 молекул.
М(NaNO3)=23+14+16*3=85г/моль. n(NaNO3) =45/85=0,5 моль.
Задание 5
Отметьте верные утверждения знаком «+», а неверные знаком «-».
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
При работе в химической лаборатории всегда необходимо надевать резиновые перчатки «-»
Предметы бытовой химии нельзя хранить в одном месте с продуктами питания «+»
Смесь бензина и воды можно разделить фильтрованием «-»
Чистые вещества имеют постоянный состав «+»
Легковоспламеняющиеся жидкости хранят только в холодильнике «-»
Молоко – это гомогенная смесь «-»
Горение – это физическое явление «-»
Смесь железных опилок и серы можно разделить намагничиванием «+»
Задание 6
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите типы реакций.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально - 3 балла.
2FeBr3 + 3Cl2= 2FeCl3 + 3Br2 (реакция замещения);
6NaOH + 2H3PO4 = 2Na3PO4 + 6H2O (реакция обмена);
4Al+ 3C = Al4C3 (реакция соединения).
Задание 7
Вставьте в текст пропущенные слова
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Во́здух — это смесь газов, главным образом, состоящая из азота и кислорода, а также благородных газов, водяных паров, углекислого газа, образующая атмосферу Земли и необходимая для нормального существования аэробных организмов.
Задание 8
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Отметьте уравнения экзотермических реакций цифрой 1, а эндотермических - 2:
6CO2(г)+6H2O(ж)=C6H12O6(тв)+6O2(г)−2920кДж (2);
2SO2(г)+O2(г)=2SO3(г)+284кДж (1);
CH4(г)+2O2(г)=CO2(г)+2H2O(г)+891кДж (1);
N2(г)+O2(г)=2NO(г)−175кДж (2).
Задание 9
Вычислить объём газа, выделяющегося при полном растворении 16 г алюминия в избытке раствора серной кислоты.
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
3H2SO4 + 2Al= 3H2+ Al2(SO4)3. n(Al)=16/27=0,6 моль. n(H2)=0.6*3/2=0,9 моль. V(H2)=0.9*22.4=20л.
Задание 10
Дайте общее название данным веществам. Распределите их согласно классификации
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Оксиды
Несолеобразующие СО (оксид углерода (II)), NO (оксид азота (II)) | Солеобразующие Основные CaO (оксид кальция), Na2O (оксид натрия) | Амфотерные Al2O3 (оксид алюминия) | Кислотные N2O5 (оксид азота (V)), SO3 оксид серы (VI)) | |
Дайте названия каждому веществу.
Задание 11
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Заполните таблицу:
Поряд- ковый номер | Символ химического элемента | Русское название | Произ- ношение | Номер периода | Номер группы | Под- группа |
29 | Cu | медь | купрум | 4 | I | B |
15 | P | фосфор | пэ | 3 | V | A |
16 | S | сера | эс | 3 | VI | A |
13 | Al | алюминий | алюминий | 3 | III | A |
17 | Cl | хлор | хлор | 3 | VII | A |
5 | B | бор | бор | 2 | III | A |
8 | O | кислород | о | 2 | VI | A |
Задание 12
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Расположите химические элементы 1) Р 2) S 3) CI в порядке уменьшения радиуса их атома.
123
Задание 13
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Какой вид химической связи в оксиде фосфора?
Ковалентная полярная
Задание 14
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Определить степени окисления элементов в гидроксиде магния.
Mg(+2)(O(-2)H(+1))2
Вариант 2
Задание 1
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально 8 баллов.
Впишите по два примера в каждую фразу и обобщающее слово (словосочетание):
Блюдо, обложка, вилка, проволока, пробирка - это тела.
Капрон, стекло, спирт, бронза, вода - это вещества.
Медь, алюминий, капрон, железо, стекло - это твёрдые вещества.
Аргон, аммиак, водород, азот, гелий - это газы.
Нефть, керосин, ацетон, бром, спирт - это жидкости.
Впишите недостающие слова:
Химия, биология, физика изучают природу.
Система, состоящая из двух или более веществ – это смесь.
Исследование, которое проводят в лабораториях в специальных условиях – это эксперимент.
Задание 2
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
А) Распределите данные вещества на 2 группы: простые и сложные
Вещества
Простые O2, Cu, Al, N2, H2, I2, Fe, Bi, Cl2 | Сложные HCl, NaNO3, Mg(OH)2, SiO2, K2CO3, Na3PO4, Cu(OH)2, CH4 |
Б) В предложениях вставьте пропущенные слова (атом или молекула) и укажите количество (атомов или молекул).
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Молекула H2SO4 состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырёх атомов кислорода.
Молекула HNO3 состоит из одного атома водорода, одного атома азота и трёх атомов кислорода.
Задание 3
Вычислите массовые доли всех химических элементов в молекуле гидроксида алюминия.
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Mr(Al(OH)3) = 27+16*3+1*3=78
ω (Al)= 27/78*100=34,6%
ω (O)= 48/78*100=61,5%
ω (H)= 3/78*100=3,9%
Задание 4
Посчитайте молярную массу СаО. Сколько молекул в 84 г СаО?
Какое количество вещества соответствует 56 граммам H2SO4?
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально - 2 балла.
М(СаО)=40+16=56г/моль. n(СаО) =84/56=1,5 моль. N= 6,02⋅1023*1,5=9,03⋅1023 молекул.
М(H2SO4)= 1*2+32+16*4=98г/моль. n(H2SO4) =56/98=0,6 моль.
Задание 5
Отметьте верные утверждения знаком «+», а неверные знаком «-».
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки «+»
Объём жидкости в лаборатории измеряют с помощью воронки «-»
С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному «-»
Реакцию взаимодействия металлов с соляной кислотой необходимо проводить в вытяжном шкафу «-»
Фильтрованием можно разделить смесь воды и растворённых в ней солей «+»
Овощи, выращенные с помощью избытка минеральных удобрений опасны для здоровья «+»
Выбросы сернистого газа не представляют опасности для окружающей среды «-»
Чтобы растворить серную кислоту, необходимо влить в неё воду «-»
Задание 6
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите типы реакций.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально - 3 балла.
3AgNO3 + Al = 3Ag + Al(NO3)3 (реакция замещения);
4P + 3O2 =2P2O3 (реакция соединения);
CaCl2 + 2AgNO3 = Ca(NO3)2+ 2AgCl (реакция обмена).
Задание 7
Вставьте в текст пропущенные слова
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Кислоро́д (химический символ О) — химический элемент шестой группы второго периодической системы Д. И. Менделеева с атомным номером 8.
Задание 8
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Отметьте уравнения экзотермических реакций цифрой 1, а эндотермических - 2:
N2(г)+3H2(г)=2NH3(г)+92кДж (1);
CaCO3(тв)=CaO(тв)+CO2(г)−157кДж (2);
CaO(тв)+H2O(ж)=Ca(OH)2(тв)+65кДж (1);
2HgO(тв)=2Hg(тв)+O2(г)−180кДж (2).
Задание 9
Вычислить объём газа, выделяющегося при полном растворении 6,5 г цинка в избытке соляной кислоты.
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. n(Zn)=6,5/65=0,1 моль. n(H2)= n(Zn)=0,1 моль. V(H2)=0.1*22.4=2,24л.
Задание 10
Распределите данные вещества согласно классификации
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Неорганические вещества
Оксиды МnO2 (оксид марганца (IV)), CaO (оксид кальция), CO2(оксид углерода (IV)) | Гидроксиды Ca(OH)2 (гидроксид кальция), KOH(гидроксид калия), Fe(OH)2(гидроксид железа (II)), | Кислоты H2SO4 (серная кислота), HNO3 (азотная кислота) | Соли CuSO4 (сульфат меди), BaSO4(сульфат бария) |
Дайте им названия.
Задание 11
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Заполните таблицу:
Поряд- ковый номер | Символ химического элемента | Русское название | Произ- ношение | Номер периода | Номер группы | Под- группа |
12 | Mg | магний | магний | 3 | II | A |
11 | Na | натрий | натрий | 3 | I | A |
8 | O | кислород | o | 2 | VI | A |
4 | Be | бериллий | бериллий | 2 | II | A |
6 | C | углерод | цэ | 2 | IV | A |
20 | Ca | кальций | кальций | 4 | II | A |
15 | P | фосфор | пэ | 3 | V | A |
Задание 12
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Расположите химические элементы 1) Ga 2) Al 3) In в порядке увеличения радиуса их атома.
213
Задание 13
Какой вид химической связи в оксиде натрия?
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Ионная
Задание 14
За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 1 балл.
Определить степени окисления элементов в сульфате натрия.
Na(+1)2S(+6)O(-2)4
Максимальное число первичных баллов за работу – 25.
Таблица перевода баллов в оценки
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 0-6 | 7-13 | 14-20 | 21-25 |