СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа "Проверяем читательскую грамотность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель– охарактеризовать индивидуальный уровень достижения обучающимися 6-х классов метапредметных образовательных результатов на основе анализа способности применять отдельные познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия при работе с текстом. На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение шестиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа "Проверяем читательскую грамотность"»

Пояснительная записка

Назначение диагностической работы

Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В связи с этим цель проведения диагностической работы – охарактеризовать индивидуальный уровень достижения обучающимися 6-х классов метапредметных образовательных результатов на основе анализа способности применять отдельные познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия при работе с текстом. На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение шестиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.

Содержание и структура диагностической работы

Диагностическая работа направлена на проверку универсальных учебных действий (УУД) по работе с информацией и чтению, являющихся составной частью метапредметных (познавательных) умений. Работа состоит из 2-х тематических блоков (блок – это текст и задания к нему) и проверяет сформированность у обучающихся умений понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

При разработке заданий диагностической работы за основу было взято определение, которое применяется в международном исследовании PISA: «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1.

Работа включает следующие по форме ответа задания:

- с выбором одного или нескольких ответов;

- с развёрнутым ответом

- с заполнением таблицы

Работа выполняется в течение 55 минут. Это время включает чтение текстов и выполнения заданий к ним.


























ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы обучающимся 6 классов даётся 55 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных или отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

Желаем успеха!































Диагностическая работа для учащихся 6 классов

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Вступительные экзамены в Царскосельский лицей были строгие, здесь спрашивали по многим предметам – от языкознания до математики и географии. Саша хорошо сдал все экзамены и стал 14-м в списке из 30 зачисленных.

Ребята жили в лицее почти безвылазно шесть лет – не разрешалось уезжать домой даже на каникулы! Родители могли навещать своих детей, но не чаще раза в неделю. Однако случилось так, что первое время к Саше никто не приезжал: вскоре после его поступления началась Отечественная война. Семья Пушкиных была вынуждена уехать из Москвы.

В лицее собрались хорошие наставники. Первое время воспитанникам не ставили оценок, а писали характеристики. Самые лучшие характеристики Саше Пушкину писал учитель французского языка Давид де Будри. Преподаватель словесности, Николай Федорович Кошанский, отмечал хорошие успехи Пушкина в латинском языке и блистательные – в русском. А вот с немецким языком у поэта дела обстояли плохо; в математике будущий поэт «успехов приметных не оказал». Любимым учителем Пушкина был Александр Петрович Куницын, который преподавал нравственные и политические науки. Он защищал идеи свободы личности. Также лицеисты изучали изящные искусства. Так под руководством Александра Вальвиля они занимались фехтованием.

Гавриил Романович Державин

( 1743-1816)

На момент поступления Пушкина в лицей был уже стар, успел отличиться на военной службе, побывать губернатором и министром, но известен был как патриарх литературы. После выступления Пушкина он воскликнул: «Я не умер – вот кто заменит меня!»

Через три года начальный этап обучения оканчивался проверкой полученных знаний. Экзамены были открытыми, на них ожидалось появление царя и многих знатных особ, должен был присутствовать и знамений поэт Гавриил Державин. Александру Пушкину было поручено сочинить и прочитать вслух стихотворение. Пушкин справился с заданием блестяще, он написал «Воспоминания в царском селе».

В лицее поэт обрёл верных друзей. Больше всего времени проводил он с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. На первых порах мальчишки в лицее привыкали друг к другу, часто ссорились и даже дрались. Сашу Пушкина дразнили: звали его «обезьяной» за внешность и «французом» за знание французского языка – это прозвище тоже было обидно из-за войны с Францией. Но и сам Пушкин придумывал прозвища товарищам. Постепенно лицеисты сдружились – лицейское содружество заменило семью.

В лицейские годы началась и дружба Пушкина с Василием Жуковским, который был старше Саши на 16 лет. У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи. Жуковский стал показывать Пушкину свои произведения. Те, которые юный поэт не запоминал сразу наизусть, Жуковский переделывал: он считал, что у его друга абсолютный поэтический слух.

К моменту окончания Пушкиным лицея в печати появилось уже около 30 его стихотворений. Шесть лет, проведенные в лицее, остались в памяти поэта как самое счастливое время.

( По Ю. Нечипоренко)

Одноклассники Пушкина

Антон Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. Их дружба продолжалась и после Лицея. В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

Иван Малиновский — старший сын первого директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. 

Однажды Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

Иван Пущин в годы учебы был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину». 11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.



Задание 1. Какое название вы дали бы основному тексту? Объясните свой выбор.

А) «Царскосельский лицей»

Б) «Пушкин в Царскосельском лицее»

В) «Ученики Царскосельского лицея»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Как сейчас называется город, в котором учился Пушкин?

А) Царское Село Б) Петербург В) Пушкин

Задание 3. По каким предметам пришлось сдавать экзамены будущим лицеистам

А) математика, география Б) математика и языки

В) математика, география и языки Г) математика, география, языки и др.

Задание 4 . Почему родители первое время не приезжали к Саше?

А) родителям было нельзя посещать лицей

Б) им пришлось участвовать в Отечественной войне

В) семья уехала из Москвы

Задание 5. С кем у Пушкина завязалась дружба в лицейские годы?

А)И. Пущин, А. Дельвиг, Д. де Будри, В. Кюхельбекер

Б) И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Г.Державин

В) И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Жуковский


Задание 6. Кем был Гавриил Романович Державин?

А) поэт Б) губернатор, министр, патриарх

В) поэт, губернатор, министр

Задание 7. Распредели фамилии людей, с которыми Пушкину довелось общаться в лицейские годы в две колонки.


Задание 8. Как вы понимаете фразу Г.Державина, относящуюся к А.С.Пушкину: «Я не умер – вот кто заменит меня!»? Запишите свой ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. С кем воевала Россия в Отечественной войне?

А) ни с кем Б) с немцами В) с французами


Задание 10. Какая из сторон в начале войны имела преимущество? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. По какой причине семье Пушкиных пришлось уехать из Москвы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Сколько лет было Александру Пушкину, когда он поступил в Царскосельский лицей? Во сколько лет он закончил обучение? Впишите два числа через запятую.

Задание13. Запиши синоним к слову ЗАВЯЗАЛАСЬ из предложения: «У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи».

Задание 14. Соотнеси информацию об одноклассниках Пушкина с самой личностью.

Антон Дельвиг

1

Странный и неловкий

2

Иван Пущин

2

«Ему принадлежит первый печатный отзыв о Пушкине»

3

Вильгельм Кюхельбекер

3

Вспыльчивый и задиристый

4

Иван Малиновский

4

«…с чистой душой, …был любимцем всех товарищей»


Задание 15. Расположи в хронологической последовательности исторические события. Запиши цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу:

1)Отечественная война 2)Открытие лицея

3)Пушкин сочинил и прочитал стихотворение «Воспоминания в царском селе».

4) Окончание обучения поэта в Царскосельском лицее


Задание 16.

Кто из лицейских друзей Пушкина приезжал к нему, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Отметь верный(ые) вариант(ы)

Задание 17. Назови фамилию первого директора Лицея.




Задание 18. Укажи верное утверждение.

  1. Пушкин не стал стрелять в Кюхельбекера, потому что в стволе пистолета был снег.

  2. Пушкин придумывал прозвища своим товарищам.

  3. Пушкин не любил Малиновского за вспыльчивость, поэтому дал ему прозвище Казак.

  4. После окончания Лицея Пушкин не встречался со своими однокашниками.

Задание19. Согласен ли ты с тем, что Сашу Пушкина нельзя считать лучшим учеником курса? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







































Ответы:

Задание 1.

2 балла – выбран ответ Б «Пушкин в Царскосельском лицее» и дано объяснение

1 балл – выбран ответ Б), объяснение не дано

О баллов – выбрано неверное заглавие


Задание 2. В) Пушкин

1 балл за верный ответ


Задание 3. Г) математика, география, языки и др.

1 балл за верный ответ


Задание 4. В) семья уехала из Москвы

1 балл за верный ответ

Задание 5. В) И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Жуковский

1 балл за верный ответ


Задание 6. В) поэт, губернатор, министр

1 балл за верный ответ


Задание 7.

Кошанский

Куницын

Де Будри

Пущин

Дельвиг

Кюхельбекер

Матюшин

Корф

3 балла – верно указаны все фамилии

2 балла – пропущена 1 фамилия

1 балл – пропущено 2 фамилии

0 баллов – пропущено 3 и более фамилий


Задание 8. 1 балл - записано объяснение


Задание 9. В) с французами

1 балл за верный ответ


Задание 10. В начале войны преимущество имела Франция, так как Наполеон обладал большим количеством войск.

2 балла – за полный ответ.

1 балл – за указание страны или за указание причины.

О баллов – неверный ответ


Задание 11. Пушкиным пришлось уехать из Москвы из-за наступления наполеоновской армии. (Отечественной войны)

1 балл за верный ответ


Задание 12. 12, 18

2 балла – верно указаны оба числа

1 балл – верно указано 1 число

0 баллов – за неверный ответ


Задание 13. Началась

1 балл – верный ответ

0 баллов – неверный ответ


Задание 14. За каждый верный ответ 1 балл

1-2

2-4

3-1

4-3


Задание 15.

2балла – верный ответ

1 балл – допущена 1 ошибка

О баллов – две и более ошибок

2

1

3

4


Задание 16.

2 балла – дан верный ответ

1 балл – указан один верный ответ

0 баллов – иные варианты ответа


Задание 17. Малиновский

1 балл – верный ответ


Задание 18. 2

1 балл – верный ответ

Задание 19.

2 балла – Согласен, приведен аргумент. Пушкин плохо ладил с математикой и немецким языком.

1 балл – Согласен. Аргумент не приведен

О баллов – иной вариант ответа.


Всего учащийся может набрать 30 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!