СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методики для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе собран материал об адаптации диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения., о требованиях к занятиям с ребенком с нарушением зрения, об особенностях  проведения фронтальных занятий. 

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики для детей с нарушением зрения»

Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения

Л. И. Солнцева в статье “Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения” дает рекомендации по адаптации методик для изучения детей с нормальным зрением. Использование этих методик, отмечает автор, возможно с условием адаптации стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Исследователь должен знать диагноз заболевания и состояние зрительных функций, исследуемого ребенка (острота, характер зрения и т.д.). В связи с этим подбирается материал для обследования, выбирается время обследования, определяется продолжительность обследования. Л. И. Солнцева указывает также и на общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала. Предлагаемый (в соответствии с возрастом и заболеванием детей) для обследования материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений (рельефных и плоскостных) на карточках и листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, т.к. дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белым на черном. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.

В изображениях, предъявляемых детям, должны быть соблюдены пропорциональности отношений по величине в соответствии с отношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Величина предъявляемых объектов должны быть определена в зависимости от двух факторов – возраста и зрительных возможностей детей.

Стимульный материал должен предъявляться детям с расстояния не более 30 – 33 см. от глаз ребенка (слабовидящим детям), слепым детям – в зависимости от остроты остаточного зрения.

Размер перцептивного поля предъявляемых объектов составляет от 0,5 до 500. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 350.

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20 – 30 см.). Картинки предъявляются под углом от 5 до 450 относительно линии взора.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качества в соответствии с заданием.

Желательно использование желто- красно- оранжевого и зеленого тонов, насыщенность тонов – 0,8 – 1,0.

Л. И. Солнцева дает также рекомендации по процедуре проведения исследования. Поскольку у детей с нарушением зрения при различных заданиях возможен сукцессивный способ зрительного восприятии стимульного материала, то в таких случаях требуется увеличение времени на экспозицию стимульного материала минимум вдвое. В зависимости от особенностей зрительной патологии время может увеличено до 10 раз. Время на осязательное обследование также увеличивается не менее чем в 2 – 3 раза. Выполнение заданий на основе осязания также требует увеличения времени по сравнению с выполнением задания на основе зрения в 2- 3 раза.

Трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, что также требует увеличения временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2 - 3 раза.

Л. И. Солнцева останавливается и на требованиях, предъявляемых к качеству выполнения детьми диагностических методик.

Монокулярный характер зрения детей с косоглазием и амблиопией определяет недоразвитие микрокоординации движений. Трудности координации движений свойственны слабовидящим и слепым детям. Поэтому не следует учитывать неточность движений по выполнению заданий, а лишь их результативность. Л. И. Солнцева рекомендует исключить все тесты на исследование самих движений и двигательных навыков.

При обследовании автор рекомендует особое внимание обратить на методики, основанные на речевом материале. Решение заданий, построенных на речевом материале, требует предварительной проверки того, имеются ли у ребенка реальные представления о предъявляемом словесном материале. Формализм речи, свойственный детям с нарушением зрения, может помешать выявить способности к логическому мышлению и выявить особенности их речевого развития. Поэтому предварительно следует провести словарную работу по наполнению предъявляемого материала конкретными представлениями.

Монокулярный характер зрения у значительного количества детей с косоглазием и амблиопией является причиной трудностей при выполнении заданий на определение формы и величины предметов, их расположение в пространстве, на объединение отдельных частей в целое. Поэтому выполнению таких заданий должны предшествовать предварительная работа, выясняющая знание детьми предлагаемых форм и объектов.

Дети со зрительной патологией испытывают трудности зрительного подражания. Возникает необходимость не только показывать действия, воспринимаемые на зрение, но использовать совместные действия ребенка и взрослого, показ их выполнения на самом ребенке, используя двигательно-мышечную память.

Зная специфику в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения, Л. И. Солнцева рекомендует в первую очередь проверить глубину их нарушений, она говорит о необходимости обследования познавательной деятельности детей.

Зрительная гимнастика

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально и фронтально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз следует проводить во всех возрастных группах. Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Упражнения для глаз:

  • вправо – влево;

  • вверх – вниз;

  • далеко – близко (удалять и приближать предмет);

  • по кругу - слева направо;

  • по диагонали - снизу вверх;

  • по диагонали – сверху вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Требования к занятиям (уроку) с ребенком с нарушением зрения

Коррекционную направленность занятий определяет использование специальной наглядности: более крупной фронтальной (до 15-20 см.) и дифференциованной индивидуальной (1-5 см.); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочного аппарата глаза; подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть), на занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты), быть точным по форме и деталям.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см. в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см. – от 3 до 5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

  • выбор адекватного фона;

  • правильный выбор цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);

  • постоянное использование указки для показа;

  • ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);

  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

  • некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).


Коррекция зрения ребенка на первом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия) лучше видящего глаза. При этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4);

2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6;

3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1).

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя; дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд, а парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения.

При рассматривании объекта картины детей рекомендуется рассаживать таким образом:

  • в 2-3 ряда, соблюдая право – левостороннюю окклюзию глаз;

  • не широким полукругом;

  • “каре”;

  • “параллельно” – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.

Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно – белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующим). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.

Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий (через 15-20 минут игры с наклоном головы следует предложить ребенку подвижные игры с подъемом головы).

Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введение физминутки, как обязательной части любого занятия.

Следует использовать подвижные, строительные, творческие и дидактические игры для закрепления знаний, полученных на занятиях у тифлопедагога.




Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения:

  • создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности;

  • на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения;

  • детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия.

При работе с подгруппой детей педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать им 1-2 минуты на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует большое внимание обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводки и т. д. Руки двигаются медленно, каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательно индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, необходимо подчеркивать положительные стороны его деятельности, самостоятельность.

На фронтальных и подгрупповых занятиях необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок. Дифференцированный подход к детям осуществляется через определение степени самостоятельности ребенка при выполнении задания; через подбор индивидуальных пособий, соответствующих зрительным возможностям детей; через упрощенный или усложненный вариант задания; через дифференцированную оценку результата работы детей.

В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое или медленное вхождение ребенка в контакт со взрослым в процессе обучения; темп выполнения заданий; реакцию ребенка на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость); устойчивость внимания во время работы. В индивидуальной работе необходимо соблюдать последовательность, чтобы сформировать систему знаний у ребенка; следует постепенно отрабатывать каждый прием, но без повторения одного и того же задания на одном занятии, один и тот же прием должен отрабатываться на разном содержании.

Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место.



Методические рекомендации для родителей

Физическое воспитание и глазотренинг – специальные упражнения для глаз.

  1. Физическое воспитание детей с нарушением зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой:

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировки в пространстве, координации движений;

  • коррекция физического развития детей с помощью специальных средств и методов, способствующих укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

  • преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства);

  • активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания.

  1. Физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевческого характера с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения.

  2. Особое внимание следует уделять развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

  3. В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

  4. Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра; и общего психического развития детей.

  5. Содержание спортивных и подвижных игр должно предусматривать развитие зрительно-двигательных навыков.

  6. Для лучшей ориентировки детей в пространстве необходимо использовать световые, цветовые атрибуты, сигналы и ориентиры.

  7. Необходимо осуществлять страховку детей с низкой остротой зрения при выполнении таких основных видов движений: лазание по гимнастической лестнице, ползание и хождение по ограниченной поверхности, спрыгивание и т. п.

  8. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

  9. По согласованию с врачом- офтальмологом можно практиковать замену некоторых упражнений.

  10. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощутил движение своего тела, не боялся упасть, получить ушиб, т. к. заклейка ограничивает свободу движения.

  11. На физкультурном занятии следует использовать замедленный показ движений, чтобы дети успели запомнить движение.

  12. Необходимо чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

  13. Следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной целей. Размер цели должен быть больше, чем для нормально видящих детей.

  14. На физкультурных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Необходимо также учитывать темп движения детей.

  15. На физкультурных праздниках можно снимать окклюзию, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!