Практическое изучение памяти у детей с комбинированным дефектом.
Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка. В период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия воспитания).
Еще Л.С.Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует во всех психических функций ребенка, но имеет разную структуру восприятия и ощущений.
Как было выше сказано, причинами нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием связано, нарушение центральной нервной системы. Поражение головного мозга во внутриутробном периоде - это интоксикация, инфекции, гипоксия; родовые травмы черепа вследствие затяжных или быстрых родов, асфиксия новорожденных, энцефалопатия; послеродовые мозговые инфекции, травмы и интоксикации.
Патология психического статуса у таких детей связана с развитием всей познавательной деятельности и особенно памяти и мышления.
Нарушение психической деятельности при умственной отсталости составляет основу дефекта, а косоглазие выступает как вторичный дефект.
Диагностические методики, разработанные Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной и другими, с некоторой их модификацией являлись теоретическими основами эксперимента. Было проведено три серии экспериментальных заданий, направленных на характеристику памяти и зрительных представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет, с 7 до 8 лет.
Первая серия эксперимента была нацелена на определение уровня развития памяти и зрительных представлений о предметном мире. За основу были взяты из программ «Развитие зрительного восприятия» Л.И.Плаксиной (1998) дидактические задания. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останковой с помощью которых устанавивали показатели развития детей.
Подгруппе детей 5-6 лет в данной серии было предложено 15 заданий:
1.Найди две одинаковые по форме фигуры. Предлагалось по 5 больших и маленьких фигур разного цвета (квадраты, треугольники, круги, овал, прямоугольники), покажи большой квадрат, покажи маленький треугольник, найди круги зеленого цвета и т.д.
2.Подбери по цвету украшение к сарафану (бусы различных оттенков, основных цветов), какого цвета этот сарафан и т.п.
3.Найди в группе самые высокие и самые низкие предметы и т.д.
4.Подбери к предмету его контурное, силуэтное изображение, назови предмет.
Детям второй возрастной группы (6-7 лет) было предложено 12 заданий:
1.Подбери по цвету карандаши, выбери самый светлый и самый темный из всех карандашей, разложи карандаши по насыщенности от самого светлого к самому темному;
2.Наови предметы и покажи по величине, высоте, ширине, толщине, длине;
3.Загадай – мы отгадаем (нахождение предметов по описанию)
4.Составь петрушку из геометрических фигур (на определение формы, цвета, величины предмета)
Для третьей подгруппы (7-8 лет) было предъявлено 11 заданий:
1.Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше;
2.Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, размер, материал);
3.Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе;
4.Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.
Оценка результатов эксперимента осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
- дети, выполнившие задание самостоятельно и правильно, были отнесены к первому уровню;
- ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);
- к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.
При выполнении эксперимента старались анализировать трудности, которые испытывали дети при выполнении заданий и пытались выявить причины.
Результаты выполнения детьми 5-6 лет заданий первой серии показали, что наблюдаемые неточности проявились в том, что дети не назвали геометрическую форму, а обозначили ее предметом, например, прямоугольник – это дверь или просто столбик. Часто они затруднялись в нахождении пары по цвету и по размеру, иногда не видели разницу между круглой и овальной формами. Некоторые дети не знали названий геометрических фигур.
Например. Надя Ф. (диагноз: олигофрения степени дебильности, расходящее косоглазие на правый глаз, характер зрения монокулярный, последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с нервозоподобным синдромом, нарушение осанки) Однократной словесной инструкции было не достаточно из-за трудностей удержания в памяти цели задания. Успех получен при поэтапном выполнении задания. Анализируя прямоугольник, долго его рассматривала, а потом сказала, что это «просто столбик», при этом пару подобрала верно, обозначив, что это «большой и маленький столбики», круг назвала овалом, подобрать к овалу пару не смогла.
Дети затруднялись при подборе пары, ориентировались на цвет, а не на его форму. Некоторые дети из-за рассеянного внимания не понимали инструкции и действовали игнорируя цель. У них недостаточно знаний о сенсорных эталонах, что объясняется снижением зрительного анализа формы предметов. Отмечались затруднения в словесном обозначении цветов и оттенков
В определении умения сличать и называть величину предмета характерным в ответах детей с косоглазием были названы предметы не по величине, а по месту его расположения. Детям требовалось больше времени для выполнения заданий. Они дольше обследовали предметы, были неуверенны в своих действиях, искали поддержку в лице педагога
Детям 6-7 лет при выполнении заданий первой серии необходимо было определить основные оттенки цветов, светлоту, контрастность.
Дети задание выполняли разными способами. Одни брали все карандаши в руку и поочередно раскладывали по цветам и оттенкам, другие -сразу выбирали и складывали по порядку. Трудности возникали при определении насыщенности цвета, дети не могли определить правильную последовательность от светлого к темному.
Результаты выполнения заданий позволили сделать вывод, из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывают трудности на сравнение предметов насыщенности, по величине и размеру, они описывают предметы по одному – двум признакам за счет ограничения зрительного восприятия и монокулярного характера зрения.
Дети 7-8 лет в определении формы, цвета и размера игрушек в основном не испытывали затруднений, а для того чтобы определить материал, из которого они изготовлены, испытуемые просили обследовать предмет руками (резиновый, деревянный), то есть требовалось дополнительное обследование при помощи осязания. Так же дети испытывают трудности восприятия картинок. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общего состояния здоровья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета как отдельный предмет.
Дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Не возникает познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей действительности. Ориентировочно – исследовательская деятельность не развита. Пассивная позиция в восприятии всего окружающего мира, поэтому в первую очередь страдает память. Недостаточность вербальной памяти, снижен объем кратковременной памяти, при повышенной утомляемости и отвлекаемости.
Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированные. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.
Особенности памяти вызывают трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.
Перечисленные выше нарушения памяти и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Например, детям бывает трудно найти сходство и различия между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения, нередко наблюдается стойкое проявление негативизма.
При диагностировании особенностей интеллектуального дефекта у детей с комбинированными нарушениями является сложной задачей, особенно при наличии сопутствующих расстройств. Требуется длительное наблюдение ребенка в разных ситуациях – на групповых и индивидуальных занятиях, в общении с взрослыми, детьми, в свободной деятельности и т.д.
При оценке свободной деятельности ребенка, уровень его активности, его общение с детьми и взрослыми, способность инициировать и удерживать контакт, формы контакта, эмоциональность, игра, объем понимаемой речи, интерес к занятиям, усвоение учебного материала, адекватность поведения в разных ситуациях.
Дети с легкой умственной отсталостью отличаются способностью активно поддерживать контакт, эмоциональны, легко вовлекаются в игры, подражают действиям педагога, их поведение корригируются замечаниями взрослого.
Дети с умеренной умственной отсталостью требуют постоянного контроля со стороны педагога для привлечения и удержания внимания в учебной ситуации, отличаются эмоциональной ригидностью и малой дифференцированностью эмоций, пассивны в контакте и стереотипны в деятельности.
Для детей с тяжелой умственной отсталостью характерна выраженная пассивность в контактах и в поведении в целом, спонтанная деятельность заключалась в ограниченном наборе стереотипных манипуляций, эти дети не обслуживают себя. Их душевная жизнь мало проявляется вовне и нужно много прикладывать сил и терпения для того, чтобы дать им возможность выразить себя в какой-либо деятельности.
В результате наблюдения из 8 детей, легкая умственная отсталость у 3 детей, умеренная умственная отсталость у 4, тяжелая умственная отсталость у 1.
Все дети имеют энцефалопатические нарушения разной степени выраженности и в разных сочетаниях.
- неврозоподобные 3
- психопапоподобные 2
-церебрастенические 2
- эпилептиформные 1
Также отмечены сопутствующие нарушения: зрения – косоглазие 8, двигательными нарушениями 3имеют ДЦП в разных формах
Все дети имеют сложную структуру нарушения развития.
В соматическом статусе отмечается нарушение осанки у большинства детей. В неврологическом статусе – микроцефальная форма головы, расходящееся косоглазие, общая моторная неловкость с преимущественной недостаточностью тонкой моторики, преобладание механической памяти, внимание рассеянное, неустойчивое. Двигательной расторможены.
С каждым ребенком нужно продолжать работу в приемлемом для него темпе и режиме в виде специально организованных занятий. Обучая детей с комплексными нарушениями необходимо помнить об особенностях их интеллектуального и зрительного восприятия и соответственно организовывать общение и учебную среду.
Дети с комбинированным дефектом имеют свои специфические особенности в развитии. Освоение предметного мира, развитие предметных действий происходит сложнее, они носят замедленный характер. Обедненность жизненного, чувственного опыта.
Просмотр содержимого документа
«Практическое изучение памяти у детей с комбинированным дефектом.»
Практическое изучение памяти у детей с комбинированным дефектом.
Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка. В период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия воспитания).
Еще Л.С.Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует во всех психических функций ребенка, но имеет разную структуру восприятия и ощущений.
Как было выше сказано, причинами нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием связано, нарушение центральной нервной системы. Поражение головного мозга во внутриутробном периоде - это интоксикация, инфекции, гипоксия; родовые травмы черепа вследствие затяжных или быстрых родов, асфиксия новорожденных, энцефалопатия; послеродовые мозговые инфекции, травмы и интоксикации.
Патология психического статуса у таких детей связана с развитием всей познавательной деятельности и особенно памяти и мышления.
Нарушение психической деятельности при умственной отсталости составляет основу дефекта, а косоглазие выступает как вторичный дефект.
Диагностические методики, разработанные Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной и другими, с некоторой их модификацией являлись теоретическими основами эксперимента. Было проведено три серии экспериментальных заданий, направленных на характеристику памяти и зрительных представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет, с 7 до 8 лет.
Первая серия эксперимента была нацелена на определение уровня развития памяти и зрительных представлений о предметном мире. За основу были взяты из программ «Развитие зрительного восприятия» Л.И.Плаксиной (1998) дидактические задания. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останковой с помощью которых устанавивали показатели развития детей.
Подгруппе детей 5-6 лет в данной серии было предложено 15 заданий:
1.Найди две одинаковые по форме фигуры. Предлагалось по 5 больших и маленьких фигур разного цвета (квадраты, треугольники, круги, овал, прямоугольники), покажи большой квадрат, покажи маленький треугольник, найди круги зеленого цвета и т.д.
2.Подбери по цвету украшение к сарафану (бусы различных оттенков, основных цветов), какого цвета этот сарафан и т.п.
3.Найди в группе самые высокие и самые низкие предметы и т.д.
4.Подбери к предмету его контурное, силуэтное изображение, назови предмет.
Детям второй возрастной группы (6-7 лет) было предложено 12 заданий:
1.Подбери по цвету карандаши, выбери самый светлый и самый темный из всех карандашей, разложи карандаши по насыщенности от самого светлого к самому темному;
2.Наови предметы и покажи по величине, высоте, ширине, толщине, длине;
3.Загадай – мы отгадаем (нахождение предметов по описанию)
4.Составь петрушку из геометрических фигур (на определение формы, цвета, величины предмета)
Для третьей подгруппы (7-8 лет) было предъявлено 11 заданий:
1.Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше;
2.Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, размер, материал);
3.Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе;
4.Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.
Оценка результатов эксперимента осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
- дети, выполнившие задание самостоятельно и правильно, были отнесены к первому уровню;
- ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);
- к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.
При выполнении эксперимента старались анализировать трудности, которые испытывали дети при выполнении заданий и пытались выявить причины.
Результаты выполнения детьми 5-6 лет заданий первой серии показали, что наблюдаемые неточности проявились в том, что дети не назвали геометрическую форму, а обозначили ее предметом, например, прямоугольник – это дверь или просто столбик. Часто они затруднялись в нахождении пары по цвету и по размеру, иногда не видели разницу между круглой и овальной формами. Некоторые дети не знали названий геометрических фигур.
Например. Надя Ф. (диагноз: олигофрения степени дебильности, расходящее косоглазие на правый глаз, характер зрения монокулярный, последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с нервозоподобным синдромом, нарушение осанки) Однократной словесной инструкции было не достаточно из-за трудностей удержания в памяти цели задания. Успех получен при поэтапном выполнении задания. Анализируя прямоугольник, долго его рассматривала, а потом сказала, что это «просто столбик», при этом пару подобрала верно, обозначив, что это «большой и маленький столбики», круг назвала овалом, подобрать к овалу пару не смогла.
Дети затруднялись при подборе пары, ориентировались на цвет, а не на его форму. Некоторые дети из-за рассеянного внимания не понимали инструкции и действовали игнорируя цель. У них недостаточно знаний о сенсорных эталонах, что объясняется снижением зрительного анализа формы предметов. Отмечались затруднения в словесном обозначении цветов и оттенков
В определении умения сличать и называть величину предмета характерным в ответах детей с косоглазием были названы предметы не по величине, а по месту его расположения. Детям требовалось больше времени для выполнения заданий. Они дольше обследовали предметы, были неуверенны в своих действиях, искали поддержку в лице педагога
Детям 6-7 лет при выполнении заданий первой серии необходимо было определить основные оттенки цветов, светлоту, контрастность.
Дети задание выполняли разными способами. Одни брали все карандаши в руку и поочередно раскладывали по цветам и оттенкам, другие -сразу выбирали и складывали по порядку. Трудности возникали при определении насыщенности цвета, дети не могли определить правильную последовательность от светлого к темному.
Результаты выполнения заданий позволили сделать вывод, из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывают трудности на сравнение предметов насыщенности, по величине и размеру, они описывают предметы по одному – двум признакам за счет ограничения зрительного восприятия и монокулярного характера зрения.
Дети 7-8 лет в определении формы, цвета и размера игрушек в основном не испытывали затруднений, а для того чтобы определить материал, из которого они изготовлены, испытуемые просили обследовать предмет руками (резиновый, деревянный), то есть требовалось дополнительное обследование при помощи осязания. Так же дети испытывают трудности восприятия картинок. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общего состояния здоровья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета как отдельный предмет.
Дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Не возникает познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей действительности. Ориентировочно – исследовательская деятельность не развита. Пассивная позиция в восприятии всего окружающего мира, поэтому в первую очередь страдает память. Недостаточность вербальной памяти, снижен объем кратковременной памяти, при повышенной утомляемости и отвлекаемости.
Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированные. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.
Особенности памяти вызывают трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.
Перечисленные выше нарушения памяти и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Например, детям бывает трудно найти сходство и различия между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения, нередко наблюдается стойкое проявление негативизма.
При диагностировании особенностей интеллектуального дефекта у детей с комбинированными нарушениями является сложной задачей, особенно при наличии сопутствующих расстройств. Требуется длительное наблюдение ребенка в разных ситуациях – на групповых и индивидуальных занятиях, в общении с взрослыми, детьми, в свободной деятельности и т.д.
При оценке свободной деятельности ребенка, уровень его активности, его общение с детьми и взрослыми, способность инициировать и удерживать контакт, формы контакта, эмоциональность, игра, объем понимаемой речи, интерес к занятиям, усвоение учебного материала, адекватность поведения в разных ситуациях.
Дети с легкой умственной отсталостью отличаются способностью активно поддерживать контакт, эмоциональны, легко вовлекаются в игры, подражают действиям педагога, их поведение корригируются замечаниями взрослого.
Дети с умеренной умственной отсталостью требуют постоянного контроля со стороны педагога для привлечения и удержания внимания в учебной ситуации, отличаются эмоциональной ригидностью и малой дифференцированностью эмоций, пассивны в контакте и стереотипны в деятельности.
Для детей с тяжелой умственной отсталостью характерна выраженная пассивность в контактах и в поведении в целом, спонтанная деятельность заключалась в ограниченном наборе стереотипных манипуляций, эти дети не обслуживают себя. Их душевная жизнь мало проявляется вовне и нужно много прикладывать сил и терпения для того, чтобы дать им возможность выразить себя в какой-либо деятельности.
В результате наблюдения из 8 детей, легкая умственная отсталость у 3 детей, умеренная умственная отсталость у 4, тяжелая умственная отсталость у 1.
Все дети имеют энцефалопатические нарушения разной степени выраженности и в разных сочетаниях.
- неврозоподобные 3
- психопапоподобные 2
-церебрастенические 2
- эпилептиформные 1
Также отмечены сопутствующие нарушения: зрения – косоглазие 8, двигательными нарушениями 3имеют ДЦП в разных формах
Все дети имеют сложную структуру нарушения развития.
В соматическом статусе отмечается нарушение осанки у большинства детей. В неврологическом статусе – микроцефальная форма головы, расходящееся косоглазие, общая моторная неловкость с преимущественной недостаточностью тонкой моторики, преобладание механической памяти, внимание рассеянное, неустойчивое. Двигательной расторможены.
С каждым ребенком нужно продолжать работу в приемлемом для него темпе и режиме в виде специально организованных занятий. Обучая детей с комплексными нарушениями необходимо помнить об особенностях их интеллектуального и зрительного восприятия и соответственно организовывать общение и учебную среду.
Дети с комбинированным дефектом имеют свои специфические особенности в развитии. Освоение предметного мира, развитие предметных действий происходит сложнее, они носят замедленный характер. Обедненность жизненного, чувственного опыта.